Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2017 г. N Ф06-20332/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А57-1954/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
при участии в судебном заседании представителя Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района Шельпякова А.В., действующего на основании доверенности от 18.12.2015, представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" Бондаренко С.Е., действующего на основании доверенности от 09.01.2017 N 02-63-02/5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда заявление муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу N А57-21404/2013
по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (410007, г. Саратов, ул. им. Чехова А.П., д. 2, ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026)
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. им. Горького А.М., д. 48, ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166), публичному акционерному обществу "Т Плюс" (143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория 26 км бизнес-центр Рига-ленд, строение 3, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946),
третьи лица: комитет по управлению имуществом города Саратова (410600, г. Саратов, Театральная пл., д. 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (410052, г. Саратов, ул. Международная, д. 1, ОГРН 1036405301954, ИНН 6453015253), муниципальное казенное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (410031, г. Саратов, ул. Московская, д. 59/30, литер Ж, ОГРН 1026403680104, ИНН 6455030592), комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. им. Горького А.М., д. 48, ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166),
с извещением о времени и месте судебного заседания Волжского районного отдела судебных приставов г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области
об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района, истец) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по ЖКХ) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов N 1, N 1 А по ул. Тархова, N 29, N 31 по ул. Антонова, N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 разработать и согласовать проект восстановления центрального теплового пункта, с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома: N 1, N 1 А по ул. Тархова г. Саратове, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами, в том числе с выполнением работ: установить подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах центрального теплового пункта; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; установить приборы учета; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта; в соответствии с согласованным проектом восстановить центральный тепловой пункт, с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома N 1, N 1А по ул. Тархова в г. Саратове, в том числе с выполнением работ: установить подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах центрального теплового пункта; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимую задорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; установить приборы учета; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта; разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения, с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома N 1, N 1 А по ул. Тархова, N 29, N 31 по ул. Антонова, N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованными проектами провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения до тепловых вводов многоквартирных жилых домов N 1, N 1 А по ул. Тархова, N 29, N 31 по ул. Антонова, N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове, в том числе с выполнением работ: выполнить монтаж подающих и циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения; выполнить гидравлическую наладку внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения; выполнить тепловую изоляцию подающих и циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения, обязании публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов N 1, N 1 А по ул. Тархова, N 29, N 31 по ул. Антонова, N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжение, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09: разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, 31, с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома: N 29, N 31 по ул. Антонова, N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове, в соответствии с нормативными документами, в том числе с выполнением работ: установить подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах центрального теплового пункта; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимою запорно- измерительную арматуру и регулирующие устройства; установить приборы учета, выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта; в соответствии с согласованным проектом произвести реконструкцию центрального теплового пункта по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, 31, с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома N 29, N 31 по ул. Антонова и N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове, в том числе с выполнением работ: установить подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах центрального теплового пункта; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; установить приборы учета; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03 декабря 2015 года по делу N А57-1954/2015 требования истца удовлетворены. Суд обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов N 1, N 1 А по ул. Тархова, N 29, N 31 по ул. Антонова, N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 разработать и согласовать проект восстановления центрального теплового пункта, с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома: N 1, N 1 А по ул. Тархова г. Саратове, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами, в том числе с выполнением работ: установить подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах центрального теплового пункта; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; установить приборы учета; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта; в соответствии с согласованным проектом восстановить центральный тепловой пункт, с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома N 1, N 1А по ул. Тархова в г. Саратове, в том числе с выполнением работ: установить подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах центрального теплового пункта; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимую задорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; установить приборы учета; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта; разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения, с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома N 1, N 1 А по ул. Тархова, N 29, N 31 по ул. Антонова, N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованными проектами провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения до тепловых вводов многоквартирных жилых домов N 1, N 1 А по ул. Тархова, N 29, N 31 по ул. Антонова, N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове, в том числе с выполнением работ: выполнить монтаж подающих и циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения; выполнить гидравлическую наладку внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения; выполнить тепловую изоляцию подающих и циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения, обязал ПАО "Т Плюс" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов N 1, N 1 А по ул. Тархова, N 29, N 31 по ул. Антонова, N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжение, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09: разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, 31, с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома: N 29, N 31 по ул. Антонова, N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове, в соответствии с нормативными документами, в том числе с выполнением работ: установить подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах центрального теплового пункта; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимою запорно- измерительную арматуру и регулирующие устройства; установить приборы учета, выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта; в соответствии с согласованным проектом произвести реконструкцию центрального теплового пункта по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, 31, с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома N 29, N 31 по ул. Антонова и N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове, в том числе с выполнением работ: установить подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах центрального теплового пункта; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; установить приборы учета; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
10.03.2016 Арбитражным судом Саратовской области выдан исполнительный лист по делу N А57-1954/2015 серия ФС N 006666977.
04.08.2016 комитет обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отсрочке исполнения решения от 03 декабря 2015 года по делу N А57-1954/2015 до 01.08.2017.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 12 октября 2016 года в удовлетворении заявления комитета об отсрочке исполнения решения от 03 декабря 2015 года по делу N А57-1954/2015 отказано.
Комитет не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления об отсрочке исполнения судебного акта.
АТСЖ Ленинского района в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены определения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава - исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса в соответствии с частью 1 статьи 121 и частью 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания путем направления копии судебного акта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Судом апелляционной инстанции установлено, что выданный судом первой инстанции исполнительный лист от 10.03.2016 серия ФС N 006666977 находится на исполнении в Волжском районном отделе судебных приставов г. Саратова, при этом доказательства надлежащего извещения судебного пристава-исполнителя о времени и месте судебного заседания по рассмотрению заявления комитета о предоставлении отсрочки исполнения решения от 03 декабря 2015 года по делу N А57-1954/2015 в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение судом дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в любом случае является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 20 января 2017 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда первой инстанции по делу N А57-1954/2015 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Публичное акционерное общество "Т Плюс", комитет по управлению имуществом города Саратова, администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", муниципальное казенное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства", комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", Волжский районный отдел судебных приставов г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы заявления комитета об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 03 декабря 2015 года по делу N А57-1954/2015 до 01.08.2017, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта комитет указал, что для исполнения решения суда первой инстанции по настоящему делу необходимо внесение соответствующих изменений в бюджет муниципального образования "Город Саратов", процедура внесения данных изменений является длительной. Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в целях исполнения судебного акта направлены обращения в комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитет по экономике администрации муниципального образования по вопросу направления в Саратовскую городскую Думу предложения о выделении бюджетных средств на выполнение соответствующих работ, однако, в связи с дефицитом бюджета муниципального образования "Город Саратов", отсутствием дополнительных источников финансирования, получены ответы о невозможности предоставления дополнительного финансирования.
Также ответчик указывает на необходимость отбора подрядной организации для выполнения работ для муниципальных нужд в рамках размещения заказа в порядке, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", проведения конкурса по выбору проектной организации на разработку документации, заключения договора на изготовление проектно-сметной документации, проведения независимой экспертизы проекта и получения суммы, указанной в документации на проведение соответствующих работ, что также требует значительного времени.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о непредставлении комитетом достаточных доказательств в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Согласно статье 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.12.2003 N 467-О указал, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта. При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
При оценке уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда, суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя.
По смыслу положений действующего законодательства при отсрочке исполнения судебного акта речь идет об изменении срока его исполнения. Отсрочка исполнения представляет собой перенесение срока исполнения с одной, установленной законом или судом или иным органом даты, на другую, также установленную судом или иным органом, принявшим решение, при этом суду следует оценить реальность исполнения решения суда по окончания срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) исполнения.
Суд апелляционной инстанции считает, что дефицит местного бюджета сам по себе не может являться причиной невозможности исполнить вступивший в законную силу судебный акт.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, исполнительный документ направляется для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Из пунктов 5, 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Согласно пункту 1 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на счетах.
При этом, законодатель не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О).
Комитет, указав на невозможность исполнения решения суда, не привел доказательств принятия всех необходимых мер для исполнения судебного акта, не обосновал, что в срок до 01.08.2017 судебный акт может быть исполнен.
На дату обращения с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда изменения в бюджет муниципального образования не внесены, дополнительные объемы бюджетных ассигнований при утверждении бюджета не запланированы, доказательств направления в Саратовскую городскую думу соответствующих предложений о выделении денежных средств не представлено.
Ответчиком не указано, в какой срок планируется совершение всех необходимых для исполнения решения суда действий (заключение договора с проектной организацией на изготовление проектно-сметной документации, проведение независимой экспертизы проекта, направление запроса на получение суммы, указанной в документации на проведение работ, проведение конкурс по выбору подрядчика и заключение договора на выполнение работ).
Администрация, обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, не привела подтвержденного соответствующими доказательствами обоснования того, каким образом представление отсрочки может улучшить финансово-экономическое положение ответчика, в результате каких конкретных мер возникнет реальная возможность исполнить судебный акт без ущерба истцу.
Принимая во внимание, что решение суда первой инстанции вступило в законную силу 05.02.2016, подлежало исполнению до 05.08.2016, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что предоставление администрации отсрочки исполнения судебного акта на срок до 01.08.2017 существенно нарушит права АТСЖ Ленинского района на своевременное исполнение судебного акта, не будет способствовать соблюдению баланса интересов сторон.
Кроме того, неисполнение решения суда ущемляет законные права собственников помещений в многоквартирных жилых домах N 1, N 1 А по ул. Тархова, N 29, N 31 по ул. Антонова, N 6, N 8, N 10, N 12 по ул. Перспективная в г. Саратове, которые согласно решению суда требуется обеспечить бесперебойным горячим водоснабжение надлежащего качества.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оснований для удовлетворения заявления комитета об отсрочке исполнения судебного акта не имеется.
Поскольку суд апелляционной инстанций установил наличие оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и перешел к рассмотрению заявления по правилам суда первой инстанций, определение Арбитражного суда Саратовской области от 12 октября 2016 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Саратовской области от 12 октября 2016 года по делу N А57-1954/2015 отменить.
В удовлетворении заявления муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 03 декабря 2015 года по делу N А57-1954/2015 отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1954/2015
Истец: Ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова, АТСЖ Ленинского района г. Саратова
Ответчик: Комитет по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов", МО "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов", ОАО "Волжская ТГК", ПАО "Т Плюс"
Третье лицо: Администрация Ленинского района МО "Город Саратов", Администрация МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации МО "Город саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", МКУ "Городской центр механизации ЖКХ", ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз"
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2898/19
20.03.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30606/18
16.01.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14465/17
25.05.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20332/17
21.02.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12881/16
08.12.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15926/16
28.09.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9807/16
17.05.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8209/16
05.02.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-63/16
03.12.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-1954/15