Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2017 г. N Ф07-5543/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А21-6640/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2017 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Несмиян С.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Потаповой А.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: ген. директор Кулумбегова И.Р.; Габуров О.В., по доверенности от 17.06.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33355/2016) общества с ограниченной ответственностью "Калининградская региональная управляющая организация "Ассоциация собственников жилья" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2016 по делу N А21-6640/2016 (судья Пахомова Т.В.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" (ИНН 3908600865, ОГРН 1083925011422)
к обществу с ограниченной ответственностью "Калининградская региональная управляющая организация "Ассоциация собственников жилья" (ИНН 3906231115, ОГРН 1113926007029)
о взыскании 180 620 рублей 08 копеек,
установил:
открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (далее - ОАО "Янтарьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Калининградская региональная управляющая организация "Ассоциация собственников жилья" (далее - Управляющая организация) 173 206 рублей 26 копеек задолженности по договору от 16.05.2011 N 3514 за период ноябрь 2015 года - март 2016 года и 7 413 рублей 40 копеек неустойки.
Решением от 02.11.2016 Арбитражный суд Калининградской области иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе Управляющая организация просит решение суда от 02.11.2016 отменить, в иске отказать, полагая, что не несет ответственности перед ОАО "Янтарьэнергосбыт" за просрочку платежей конечного потребителя. Кроме того, жильцы МКД избрали непосредственный способ управления через товарищество собственников жилья "ЛАГУНА", а Управляющая организация осуществляет деятельность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по договору от 01.04.2012 N 1. Судебная практика по делу N А21-937/2014 не применима, поскольку в настоящем деле представлены доказательства непосредственного управления собственниками помещений МКД через ТСЖ.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Янтарьэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО "Калининградская ремонтная управляющая организация "Ассоциация собственников жилья" (исполнитель) заключен договор энергоснабжения от 16.05.2011 N 3514, в соответствии с которым гарантирующий поставщик в ноябре 2015 года - март 2016 года обеспечил подачу электроэнергии в многоквартирные дома под управлением Ассоциация собственников жилья, неоплата которой послужила основанием к предъявлению ОАО "Янтарьэнергосбыт" иска о взыскании с Управляющей организации 173 206 рублей 26 копеек задолженности.
Управляющая организация пояснила, что плата за коммунальную услугу вносится собственниками жилых помещений напрямую ресурсоснабжающей организации на основании самостоятельных договоров, исполнители коммунальных услуг в отношении ряда адресов ТСЖ "ЛАГУНА", ТСЖ "Калининград", сама Управляющая организация осуществляет техническое обслуживание домов и не несет ответственности за просрочку собственников по договору ресурсоснабжения.
Суд иск удовлетворил. Решение обжаловано.
Суд апелляционной инстанции отменил решение от 02.11.2016 и удовлетворил апелляционную жалобу ввиду следующего.
Жилищное законодательство устанавливает обязанность лиц, проживающих в многоквартирном доме, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
На основании изложенного управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации). Однако из норм действующего законодательства не следует, что обязанности управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения. Согласно пункту 14 Правил N 354 обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с ресурсоснабжающей организацией.
В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом плата за коммунальную услугу, потребленную собственниками жилых помещений на общедомовые нужды, не может вноситься напрямую ресурсоснабжающей организации вне зависимости от каких-либо условий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми организацией заключены договоры электроснабжения (пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354).
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированной потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление (пункт 2 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей ее функций и обязанностей (статья 161 ЖК РФ) обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы поставленные в многоквартирный жилой дом.
Из системного толкования положений статей 155 и 162 ЖК РФ следует, что законодательством не предусмотрены основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом управляющей организацией. Правоотношения потребителей с ресурсоснабжающей организацией правомерны только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений. При этом внесение собственниками платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию не освобождает исполнителя коммунальных услуг от обязанности оплатить потребленную энергию в части, не оплаченной собственниками помещений в многоквартирном доме.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 5614/13.
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Однако, во-первых, такой порядок может быть установлен только решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, во-вторых, внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг, неотъемлемая обязанность которого - предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям и рассчитываться за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется, и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями оплачивать поставленные коммунальные ресурсы.
Собственники помещений в многоквартирном доме не несут никаких обязанностей непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация вправе требовать внесения платы не от собственников помещений, а только от управляющей организации.
В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Товарищество собственников жилья "Лагуна".
15 октября 2006 года на общем собрании собственников помещений, проведённое в форме заочного голосования, было принято решение о создание Товарищества собственников жилья "Лагуна", что подтверждается п.п. 2,3 протоколом N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 1-3,5 расположенного по улице Зарайской города Калининграда. На этом же собрании собственниками помещений было принято решение о передачи МКД N 1-3,5 расположенного по улице Зарайской города Калининграда, передать в управление ТСЖ, что также отражено в этом же протоколе(в разделе о принятии решения: создать ТСЖ - Передать дома по адресу: д. N 1, ул.Зарайская, город Калининград; д. N 3, ул.Зарайская, город Калининград; д. N 5, ул.Зарайская, город Калининград - в управление ТСЖ).
15 октября 2006 года общим собранием собственников помещений МКД N 1,3,5, расположенных на улице Зарайской города Калининграда принято решение о выборе способа управления МКД - Товарищество собственников жилья на основании части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, о чём свидетельствуют пункты 1, 2 протокола N 1 от 15 октября 2006 года.
1 мая 2011 года между ТСЖ "ЛАГУНА" и обществом с ограниченной ответственность "Калининградская региональная организация "Ассоциация собственников жилья" заключён договор управления МКД.
В связи с разногласиями между членами ТСЖ, ресурсоснабжающими организациями и управляющей компанией по начислениям за потреблённые коммунальные ресурсы, 21 января 2012 года по решению собрания собственников МКД от 21 января 2012 года, (протокол N 1 от 21 января 2012 года общего собрания собственников помещений МКД), договор управления между ТСЖ "ЛАГУНА" и обществом с ограниченной ответственность "Калининградская региональная организация "Ассоциация собственников жилья" расторгнут, принято новое решение о заключении договора по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, что подтверждается пунктами 1, 2 протокола N 1 от 21 января 2012 года общего собрания собственников МКД.
В соответствии с подпунктами 4, 5 Протокола N 21 января 2012 года общего собрания собственников помещений МКД, собственниками принято решение о заключении договоров и проведение прямых (непосредственных) расчётах за полученные коммунальные ресурсы исходя из показаний индивидуальных и общедомовых приборов учёта за ОДН всеми собственниками жилых и нежилых помещений с ресурсоснабжающими организациями. Распределение и оплата объёмов коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды между всеми собственниками жилых и нежилых помещений пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. А также, распределение и оплата объёмов коммунальных ресурсов в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на ббщедомовые нужды, определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу данного решения собственники жилых помещений оплачивают потреблённую электроэнергию, непосредственно ресурсоснабжающей организации, которой является ОАО "Янтарьэнергосбыт". Данные обстоятельства подтверждаются квитанциями об оплате электроэнергии. Кроме того, в 2009 году, между собственниками помещений МКД были заключены прямые договор на энергоснабжание. (Договор N 99427223 от 28 сентября 2009 года).
Между собственниками нежилых помещений, находящихся в МКД (и являются неотъемлемой частью дома), заключены договоры на оплату электроэнергии с ОАО "Янтарьэнергосбыт" отдельно от собственников жилых помещений, и оплату производят только по индивидуальному прибора учета, без ОДН.
ОДН на собственников нежилых помещений РСО не начисляет. Данные обстоятельства подтверждаются договором N 7705 от 30 октября 2015 года, заключённым между ОАО "Янтарьэнергосбыт" и гражданкой Гейдебрехт Еленой Анатольевной. В соответствии с приложениями к данному договору, начисления за ОДН отсутствуют.
АО "Янтарьэнергосбыт", в нарушении требований Жилищного кодекса РФ, фактически разделил собственников жилых помещений многоквартирного дома от собственников нежилых помещений, находящихся в этом же доме, которое, согласно технического паспорта, является одним строением.
Оплата за потреблённую электрическую энергию, собственниками нежилых помещений производится только по показаниям индивидуальных приборов учёта этих собственников. Таким образом оплата ОДН за потреблённую электрическую энергию всеми собственниками многоквартирного дома, куда входят помещения принадлежащие собственникам нежилых помещений, с собственников нежилых помещений ОАО "Янтарьэнергосбыт" не подлежит взысканию.
Кроме того, долги собственников жилых помещений, при непосредственных им расчётах с РСО, что подтверждается протоколом N 1 от 21 января 2012 года общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 1,3,5 расположенного по улице Зарайской города Калининграда, переводятся в ОДН. В случае погашение долга этим же собственником, перерасчёт ресурсоснабжающей организацией не производится, однако погашенный долг этим собственником остаётся в ОДН. При этом, собственниками помещений оплачиваются все потребляемые коммунальные ресурсы, в том числе и за электрическую энергия, как за личное потребление так и на общедомовые нужды.
Оказывающая отдельные услуги управляющая организация законом не наделена статусом исполнителя коммунальных услуг, а следовательно является надлежащим ответчиком по делу, что не было установлено судом первой инстанции.
02 ноября 2009 года собранием собственников МКД принято решение о выборе способа управления МКД - товариществом собственников жилья "Калининград" на основании части 2 статьи 161 ЖК РФ, о чём свидетельствует пункт 2 протокола N 1 от 02 ноября 2009 года общего собрания собственников помещений дома NN 2-18, 22-26 по улице У.Громовой в городе Калининград.
01 июня 2011 года между ТСЖ "Калининград" и обществом с ограниченной ответственность "Калининградская региональная организация "Ассоциаций собственников жилья" заключён договор управления МКД.
31 марта 2012 года по решению собрания собственников МКД (протокол N 1 от 31 марта 2012 года общего собрания собственников помещений МКД), договор управления между ТСЖ "Калининград" и обществом с ограниченной ответственность "Калининградская региональная организация "Ассоциация собственников жилья" расторгнут, принято новое решение о заключении договора по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также заключения договоров и проведение (непосредственных) расчётах за полученные коммунальные ресурсы исходя из показаний индивидуальных и общедомовых приборов учёта за ОДН всеми собственниками жилых и нежилых помещений с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с пунтами 4,5 Протокола N 1 от 31 марта 2012 года общего собрания собственников помещений МКД, собственниками принято решение о заключении договоров и проведение прямых (непосредственных) расчётах за полученные коммунальные ресурсы исходя из показаний индивидуальных и общедомовых приборов учёта за ОДН всеми собственниками жилых и нежилых помещений с ресурсоснабжающими организациями. Предусмотрены распределение и оплата объёмов коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды между всеми собственниками жилых и нежилых помещений пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, а также определение, распределение и оплата объёмов коммунальных ресурсов в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу данного решения собственники жилых помещений оплачивают потреблённую электроэнергию, в том числе и за ОДН, непосредственно ресурсоснабжающей организации - ОАО "Янтарьэнергосбыт". Данные обстоятельства подтверждаются квитанциями об оплате электроэнергии собственниками жилых помещений, в которых отдельной строкой выставлен счёт за ОДН.
Между собственниками нежилых помещений, находящихся в МКД, заключены договоры на оплату электроэнергии с ОАО "Янтарьэнергосбыт" отдельно от собственников жилых помещений.
Взыскание денежных средств с общества с ограниченной ответственность "Калининградская региональная организация "Ассоциация собственников жилья" в пользу ОАО "Янтарьэнергосбыт" приведет к взиманию двойной платы за услугу энергоснабжения с правом общества с ограниченной ответственность "Калининградская региональная организация "Ассоциация собственников жилья" регрессного требования к ТСЖ "Калининград".
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Согласно формул 13-14, в счёт по оплате электрической энергии входит ОДН.
Данное положение также подтверждается Протоколом N 1 от 31 марта 2012 года общего собрания собственников помещений МКД, а также квитанциями об оплате за потреблённую электроэнергию.
Письмо истца исх. 19318 от 14.06.2016 свидетельствует об осведомленности о наличии ТСЖ "Калининград" в качестве формы управления МКД N 2-18, 22-26 по ул. У.Громовой в городе Калининграде и включенных истцом в договор N 3514.
Факт оказания услуг ответчику, их объем и стоимость истец документально не подтвердил, иск предъявил к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь статьями 110, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2016 по делу N А21-6640/2016 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Калининградская региональная управляющая организация "Ассоциация собственников жилья" 3 000 рублей расходов на уплату государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6640/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2017 г. N Ф07-5543/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Янтарьэнергосбыт"
Ответчик: ООО "Калининградская ремонтная управляющая организация "Ассоциация собственников жилья", ООО КРУО "АСЖ"
Третье лицо: ТСЖ "Калининград", ТСЖ "Лагуна"
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8900/18
21.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5543/17
11.04.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4402/17
21.02.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33355/16