Требование: о признании незаконными действий, об установлении платы в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А63-4038/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт Сервис 1" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.11.2016 года по делу N А63-4038/2016 (судья Алиева А.К.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт Сервис 1" (г. Ставрополь, ОГРН 1092635004978),
к администрации города Ставрополя (г. Ставрополь),
о признании незаконным действия (бездействия)
третьи лица: комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (г. Ставрополь),
Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (г. Ставрополь),
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт Сервис 1" - Очеретной К.М. по доверенности от 27.07.2016,
от администрации города Ставрополя - Лянгузова С.Н. по доверенности от 25.01.2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт Сервис 1" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании незаконным действия (бездействия) органа местного самоуправления администрации города Ставрополя в части неисполнения возложенных на него полномочий частью 4 статьи 158 ЖК РФ по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных жилых домах, в которых собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных жилых домах, в которых собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены: комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (далее - комитет), Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление).
Решением от 23.11.2016 Арбитражный суд Ставропольского края отказал в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован тем, что установление администрацией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных жилых домах, в которых собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, не представляется возможным.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что вывод суда не соответствует, фактическим обстоятельствам дела.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 01.02.2016 общество обратилось с заявлением к Главе администрации города Ставрополя об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах с 01.04.2016, в которых собственники помещений на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в соответствии с частью 4 стать 158 ЖК РФ.
В обращении общество указало адреса домов, действующий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также предлагаемый размер платы на содержание и ремонт жилого помещения.
26.02.2016 обществом получен ответ исх. N 09/5-638, в котором администрацией отказано в установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных жилых домах с 01.04.2016, в которых собственники помещений на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. Администрация указала при этом, что размер платы органом местного самоуправления может устанавливаться лишь в двух случаях: - если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливаются по результатам открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления, а также, - если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В ответе также указано, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в первом случае рассчитывается организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательных работ и услуг, во втором случае, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) органа местного самоуправления администрации города Ставрополя в части неисполнения возложенных на него полномочий частью 4 статьи 158 ЖК РФ по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных жилых домах, в которых собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных жилых домах, в которых собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения,.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
На основании ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
ЖК РФ предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт- Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Таким образом, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, относящая к полномочиям органов местного самоуправления установление платы за содержание жилого помещения при отсутствии такого решения, принятого собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании, действуя в системе правового регулирования жилищных отношений наряду с положениями ч. 1 и 7 ст. 156 ЖК РФ и будучи средством восполнения отсутствия волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, направлена на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.
Учитывая изложенное, органы местного самоуправления устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае если собственники помещений в многоквартирных домах выбрали управление многоквартирным домом управляющей организацией, однако не приняли решение об установлении размера платы.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации
В пункте 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) определен случай, когда собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Тогда органы местного самоуправления, не имея оснований для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, на основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Согласно п. 31 Правил N 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Устанавливаемые в случаях, указанных в пунктах 31 - 34 Правил N 491, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны указанному в договоре управления многоквартирным домом перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не соразмерных утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ в каждом многоквартирном доме, не допускается.
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг, что в полном объеме будет учитывать конструктивные элементы каждого многоквартирного дома, наличие и состав внутридомовых инженерных систем, наличие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, элементы озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации данного многоквартирного дома, геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с названными Правилами управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно- климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. N 290 (далее - минимальный перечень).
В рассматриваемом случае собственники заключили договор с управляющей организацией, заявителем по делу.
Вышеизложенные требования обществом при обращении 01.02.2016 в администрацию за установлением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не выполнены.
Обращение общества от 01.02.2016 не содержит сведений: о перечне, объемах и качестве услуг и работ, учитывающих состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирных домов.
Расчет экономически обоснованного размера платы общество произвело самостоятельно, каких либо документов в подтверждение расчета не приложило.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае установление администрацией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных жилых домах, в которых собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, не представляется возможным.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении его требований.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, и им дана надлежащая оценка, в связи с чем подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы, в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на апеллянта.
Обществом при подаче апелляционной жалобы уплачена госпошлина по платежному поручению N 2492 от 16.12.2016 в размере 3000 руб.
В соответствии с ч. 1 п. 3, 12 ст. 333.21 НК РФ подлежит уплате госпошлина в размере 1500 руб., в связи с чем излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.11.2016 года по делу N А63-4038/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт Сервис 1" (г. Ставрополь, ОГРН 1092635004978) из Федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению N 2492 от 16.12.2016.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4038/2016
Истец: ООО "Управляющая компания "Комфорт Сервис"
Ответчик: Администрация г. Ставрополя
Третье лицо: КОМИТЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА И ТОРГОВЛИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, Очеретная К. М., Очеретная Кристина Михайловна
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-84/17