Требование: о признании частично недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А64-3716/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 03.11.2016 по делу N А64-3716/2016 (судья Малина Е.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Вагонреммаш" в лице Тамбовского вагоноремонтного завода акционерного общества "Вагонреммаш" (ОГРН 1087746618970, ИНН 7722648033) к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о признании частично недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: Курьяновой Е.Н., представителя по доверенности от 11.11.2016; Неведрова Ю.Н., представителя по доверенности от 29.09.2015;
от акционерного общества "Вагонреммаш" в лице Тамбовского вагоноремонтного завода акционерного общества "Вагонреммаш": Михайловой М.Б., представителя по доверенности от 16.02.2016,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Вагонреммаш" в лице Тамбовского вагоноремонтного завода (далее - общество "Вагонреммаш", акционерное общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) о признании недействительным решения от 27.05.2016 N 66 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 796 694,16 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 569 842,33 руб., начисления пени в сумме 791 288,82 руб. и штрафа в сумме 673 307,30 руб., а также внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета (с учетом уточнений от 10.08.2016 - т.5 л.д.1-5).
Решением арбитражного суда Воронежской области от 03.11.2016 требования акционерного общества были удовлетворены, решение от 27.05.2016 N 66 признано недействительным.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы страховщик ссылается на то, что согласно положениям трудового законодательства надбавка за разъездной характер работы представляет собой доплату к заработной плате в виде фиксированной суммы за особые условия труда. Такие выплаты рассматриваются как элементы оплаты труда и являются объектом обложения страховыми взносами. При этом фонд ссылается на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенную в постановлении Президиума от 10.05.2011 N 17950/10.
Также фонд отмечает, что в ходе проверки и в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции акционерным обществом не было представлено документов, указывающих на то, какие конкретно расходы несли работники общества, а также документов, подтверждающих данные расходы.
Кроме того, как указывает страховщик, в ходе проверки правильности исчисления дополнительных тарифов страховых взносов им было установлено, что общество "Вагонреммаш" в нарушение частей 1, 2 и 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ) не включило в базу для начисления дополнительных тарифов страховых взносов выплаты ряду работников кузнечнопрессового цеха, с которыми заключены трудовые договоры на выполнение работ транспортировщика, эмалировщика, резчика металла на ножницах и прессах, штамповщика, резчика на пилах, ножовках и станках.
Данные профессии, как утверждает фонд, указаны в Списках N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (далее - Списки N 1 и N 2), и, соответственно, относятся к профессиям, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ, Закон N 173-ФЗ), а с 01.01.2015 - в подпунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Закон N 400-ФЗ).
С учетом того обстоятельства, что по результатам проведенной аттестации рабочих мест указанные рабочие места были признаны вредными с присвоением класса вредности: транспортировщики - 3,1; резчики металла на ножницах и прессах - 3,2; резчики на пилах, ножовках и станках - 3,2; эмалировщики - 3,1; штамповщики - 3,2, а также того, что коды профессий данных работников, указанные в картах аттестации рабочих мест по условиям труда и штатном расписании общества "Вагонреммаш", совпадают с кодами профессий, указанными Списках N 1 и N 2, фонд считает необоснованным вывод суда области об отсутствии оснований для начисления страховых взносов с выплат, производившихся работникам, занятым на работах с особыми условиями, по дополнительному тарифу, поскольку установленная с 01.01.2013 статьей 58.3 Закона N212-ФЗ обязанность по исчислению страховых взносов по дополнительному тарифу поставлена в прямую зависимость от наличия в штате организации работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ.
При этом из буквального толкования статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ следует, что отсылка на нормы Закона N 173-ФЗ сделана лишь в части видов работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, то есть, она не поставлена в зависимость от факта наличия или отсутствия у занятых на работах с особыми условиями труда работников права на досрочную пенсию.
Также управление Пенсионного фонда полагает неприменимым к рассматриваемой ситуации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П и от 22.03.2007 N 4-П, поскольку законодатель не ставит в зависимость размер пенсии от суммы уплаченных страховых взносов по дополнительному тарифу.
Общество "Вагонреммаш" в представленном письменном отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда области законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В полном объеме поддерживая выводы суда относительно надбавки работникам за разъездной характер работы, акционерное общество указывает, что согласно утвержденным им положениям о порядке направления работников в служебные командировки от 18.04.2011 N 140 и от 13.08.2014 N 321, компенсационные средства являются средством возмещения расходов, связанных со служебными поездками, а именно: расходов по найму жилого помещения, по проезду, оплату служебных телефонных переговоров, расходов, связанных со стоянкой служебного автотранспорта, суточных и иных расходов, произведенных с письменного разрешения директора завода. Указанные выплаты не зависят от результатов труда работника, не являются составной частью заработной платы, не производятся постоянно и не являются ежемесячной надбавкой.
При этом акционерное общество располагает подтверждающими документами для начисления компенсационных выплат, каковыми являются служебные задания с отметкой организации, места пребывания работника в служебной поездке, отчеты о служебных поездках.
Также, поддерживая выводы суда области относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу, страхователь настаивает на том, что у всех перечисленных фондом работников, занятых на работах с особыми условиями, отсутствует право на льготное пенсионное обеспечение, в связи с чем данные работы не могут быть отнесены к видам работ, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и, соответственно, у акционерного общества отсутствовали основания для исчисления страховых взносов с выплат соответствующим работникам по дополнительному тарифу, предусмотренному статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав пояснения представителей фонда и акционерного общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом "Вагонреммаш" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой был составлен акт от 20.04.2016 N 72.
Рассмотрев акт и материалы проверки с учетом возражений акционерного общества, заместитель начальника управления Пенсионного фонда вынес решение от 27.05.2016 N 66 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Указанным решением акционерное общество было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 673 307,30 руб.
Также акционерному обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 3 366 536,49 руб., в том числе за периоды, начиная с 2014 года - 1 258 840 руб., на страховую пенсию (за период 2010-2013 годы) - 978 122,74 руб., на накопительную пенсию (за периоды 2010-2013 годы) - 239 242,74 руб., по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в отношении выплат в ползу работников, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ - 85 045,86 руб., по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ, в отношении выплат в ползу работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ - 235 442,82 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 569 842,33 руб.
Кроме того, акционерному обществу по состоянию на 27.05.2016 начислены пени в сумме 791 288,82 руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть (за периоды с 2014 года) - 234 655,24 руб., на страховую пенсию (за период 2010-2013 годы) - 288 313,47 руб., на накопительную пенсию (за периоды 2010-2013 годы) - 70 863,21 руб., по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в отношении выплат в ползу работников, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ - 19 120,84 руб., по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в отношении выплат в ползу работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ - 41 744,79 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 136 591,27 руб.
Пунктом 4 резолютивной части решения фонд обязал страхователя внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод фонда о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов вследствие невключения в базу для начисления страховых взносов суммы компенсационных выплат работникам, работа которых носит разъездной характер, а также в связи с неначислением дополнительного тарифа страховых взносов по ряду работников, занятых в видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Полагая решение фонда от 27.05.2016 N 66 незаконным и нарушающим его права и законные интересы в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в общей сумме 3 366 536,49 руб., начисления пени в сумме 791 288,82 руб. и штрафа в размере 673 307,30 руб., а также внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета (с учетом уточнений), общество "Вагонреммаш" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя решением от 03.11.2016 заявленные требования, суд области пришел к выводу о том, что компенсационные выплаты за разъездной характер работы выплаты представляют собой возмещение расходов работников, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, в связи с чем данные суммы не подлежат обложению страховыми взносами.
Также суд указал, что спорные выплаты по своему характеру и содержанию не являются оплатой труда, а представляют собой компенсацию, направленную на возмещение дополнительных затрат водителей-экспедиторов, постоянная работа которых имеет разъездной характер. Данные выплаты установлены локальным нормативным актом и трудовым договором и производятся вне зависимости от трудового результата. Акционерное общество располагает подтверждающими документами для начисления компенсационных выплат, каковыми являются докладные записки, приказы о направлении работников в служебные поездки, маршрутные листы служебных поездок, путевые листы, служебные поручения.
Признавая недействительным решение фонда в отношении начисления страховых взносов по дополнительному тарифу, суд области исходил из того, что выплаты работникам, которые хоть и заняты на работах с особыми условиями труда, но которые не являются субъектами для досрочного выхода на пенсию, не подлежат обложению дополнительными тарифами, предусмотренными частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, поскольку работники по данным профессиям не были заняты на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Кроме того, суд области отклонил доводы фонда о том, что обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с приведенными нормами Закона N 212-ФЗ возлагается на страхователя независимо от того, включаются ли соответствующие периоды работы в специальный стаж застрахованного лица, дающий право на получение пенсии по правилам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173- ФЗ.
При этом суд исходил из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 10.07.2007 N 9-П, от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П и от 22.03.2007 N 4-П, согласно которой и по смыслу определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленному вышеуказанной нормой, назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, является обеспечение права работников на получение досрочной пенсии, соответственно, по мнению суда, страхователь обязан производить исчисление страховых взносов по повышенному тарифу с сумм выплат, производимым работникам, имеющим право на досрочное получение пенсии.
Соглашаясь с выводами суда области, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно абзацу 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьей 18 Закона N 212-ФЗ, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Объектом обложения страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам являются, в силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ, действующей с 01.01.2011), выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (часть 6 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса, согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и нормы пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Понятие компенсаций определено в статье 164 Трудового кодекса, согласно которой под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 165 Трудового кодекса установлено, что такие компенсации предоставляются работникам помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие).
В частности, статья 168 Трудового кодекса возлагает на работодателя обязанности по возмещению работникам расходов, связанных со служебной командировкой; статья 168.1 Кодекса обязывает работодателя возмещать расходы, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера.
И в том, и в другом случае работодатель обязан возместить работнику такие расходы, как: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
При этом из части 2 статьи 168.1 Трудового кодекса следует, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Таким образом, законодатель, возлагая на работодателя обязанности по исчислению и уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование с выплат, производимых им в рамках трудовых отношений в качестве платы за труд, одновременно прямо исключает часть таких выплат из облагаемой базы для начисления страховых взносов.
В частности, в силу прямого указания подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исключаются из облагаемой базы для начисления страховых взносов компенсации, указанные в статье 168.1 Трудового кодекса, производимые работникам в связи с разъездным или экспедиционным характером их работы по перечню работ, профессий, должностей, утвержденному страхователем.
Как установлено управлением Пенсионного фонда в ходе проведения выездной проверки, нашло отражение в решении от 27.05.2016 N 66 и следует из материалов дела, в течение проверяемого периода обществом "Вагонреммаш" осуществлялись компенсационные выплаты работникам, работа которых носит разъездной и характер, на основании положений "О порядке направления работников в служебные поездки", утвержденных приказами директора от 18.04.2011 N 140 и от 13.01.2014 N 321 (далее - положения о порядке направления работников в командировки, положения).
Указанными положениями утверждены перечни должностей (профессий работников), работа которых носит разъездной характер, и размер фиксированных компенсационных средств. В данный перечень (с учетом изменений и дополнений, утвержденных соответствующими приказами) в течение проверяемого периода входят четыре профессии из различных подразделений акционерного общества, а именно: экспедитор, водитель автомобиля (грузового), комплектовщик изделий и инструментов и грузчик.
В разделе 5 положений определен размер компенсационной выплаты, которая составляет 2 000 руб. за каждый день служебной поездки (за исключением дней отъезда и приезда) без подтверждения расходов соответствующими документами, за исключением служебных поездок, срок которых не превышает одних суток. Компенсационные денежные средства в дни отъезда и приезда выплачиваются в сумме 1 000 руб. за каждый день.
Перед началом служебной поездки работнику выдается аванс, исчисленный исходя из расчета количества дней служебной поездки и размера фиксированных компенсационных выплат.
После выполнения служебного задания работник представляет авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих факт служебной поездки и количество расчетных дней (маршрутный лист служебной поездки с указанием дня выбытия, дня прибытия, количества суток в пути, служебное поручение на служебную поездку и отчет о его выполнении). Какие-либо документы, подтверждающие определенные (конкретные) расходы, понесенные работниками, не представляются. Компенсация имеет фиксированный размер за одни сутки, а также дни отъезда и приезда.
Проанализировав содержание локальных нормативных актов акционерного общества, регулирующих порядок предоставления компенсаций работникам, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что по своему характеру данные выплаты направлены на возмещение дополнительных расходов, связанных с проживанием работников вне места их постоянного жительства, то есть, в силу положений статьи 168.1 Трудового кодекса они могут быть отнесены к суточным.
Таким образом, исходя из характера производимых акционерным обществом выплат как суточных, апелляционная коллегия отклоняет утверждение фонда о том, что для их подтверждения акционерное общество должно иметь документы, обосновывающие размер произведенных работниками расходов, на компенсацию которых направлены эти выплаты.
Документы, подтверждающие факты направления работников в служебные поездки - служебные задания с отметками организации места пребывания работника в служебной поездке, отчеты о служебных поездках на междугородных сообщениях, отчеты о служебных поездках на монтажные и пусконаладочные работы, проездные документы, у акционерного общества имеются, и они были представлены фонду при проведении проверки, что нашло отражение в акте проверки от 20.04.2016 N 72, в котором указано, что выездная проверка проведена выборочным методом проверки представленных документов, в том числе кассовых и банковских документов, авансовых отчетов, приказов на выплату пособий, премий, компенсаций, материальной помощи за период 2013-2015 годы, положений об оплате труда и других локальных актов.
Также в акте проверки имеются сведения о своевременном представлении страхователем по требованиям фонда от 25.02.2016 N 25, от 09.03.2016 N 40 и от 21.03.2016 N 53 все истребованных документов. К акту проверки фондом приложены документы на 5 917 листах.
Перечисленные документы подтверждают время нахождения работников в служебных поездках, что достаточно для определения размера подлежащих выплате им компенсаций исходя из их фиксированного суточного размера. Иных документов в этом случае не требуется.
Также фондом не оспаривается разъездной и экспедиционный характер работы работников, которым выплачивались компенсации, на что указано в трудовых договорах, заключаемых акционерным обществом с работниками соответствующих профессий.
Отклоняя довод фонда о том, что спорные выплаты являются составной частью заработной платы работников - доплатой либо надбавкой за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, апелляционная коллегия исходит из того, что выплата таких доплат не предусмотрена трудовыми договорами, заключенными акционерным обществом с работниками, несмотря на то, что разъездной характер работы в них оговорен.
Учитывая, что выплаты носили фиксированный характер и производились лишь тем работникам акционерного общества, которые направлялись в служебные поездки, за время их фактического нахождения в этих поездках, а не всем работникам за все рабочее время исходя из того, что по условиям трудовых договоров их работа носила разъездной характер; выплаты производились на основании локальных нормативных актов, устанавливающих порядок выплат, категории работников, работа которых носит разъездной характер, размер выплат, одинаковый для всех работников определенной категории, апелляционная коллегия полагает, что материалами дела доказано их соответствие выплатам, указанным в части 2 статьи 168.1 Трудового кодекса.
Фондом не представлено суду доказательств того, что расходы акционерного общества на выплату работникам, направляемым в служебные поездки, фиксированной выплаты, являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции.
Следовательно, спорные выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами в силу положений подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, у фонда не имелось оснований для доначисления страхователю страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2013-2015 годы по указанному основанию.
Оценивая обоснованность доначислений страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27, а с 01.01.2015 - в подпунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Закон N167-ФЗ) с 01.01.2013 работодатели должны начислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым во вредных, опасных или тяжелых условиях труда.
Согласно части 1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: на 2013 год - 4%, на 2014 год - 6%, на 2015 год и последующие годы - 9%.
Согласно части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, с 1 января 2013 года применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: на 2013 год в - 2%, на 2014 год - 4%, на 2015 год и последующие годы - 6%.
При этом, как следует из положений пункта 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 в указанную статью Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ были внесены изменения, которым, в том числе был введен пункт 2.1, согласно которого для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: для опасного класса условий труда (подкласс 4) - 8%, для вредного класса условий труда подкласс 3,4 - 7%, подкласс 3,3 - 6%, подкласс 3,2 - 4%, подкласс 3,1 - 2%, для допустимого класса условий труда подкласс 2, а также для оптимального класса условий труда подкласс 1 - 0%.
Также Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ был признан утратившим силу пункт 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Закон N 400-ФЗ), с 01.01.2015 не применяются положения Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в том числе в части подпунктом 1-18 пункта 1 статьи 27 указанного закона.
Таким образом, для начисления взносов по дополнительному тарифу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в обязательном порядке должно соблюдаться условие о занятости работника на видах работ, перечисленных в подпункте 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
При этом до 01.01.2014 также обязательным условием применения дополнительного тарифов по данным пунктам, как это следовало из пункта 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, являлось проведение аттестации. После 01.01.2014 данное условие в отношении пунктом 1 и 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ было признано утратившим силу.
После 01.01.2014 для начисления взносов по дополнительному тарифу, установленному пунктом 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, также должны были соблюдаться два условия: занятость работника на видах работ, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ), а также проведение соответствующей аттестации.
При начислении страховых взносов по дополнительным тарифам объект обложения страховыми взносами определяется в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, а база как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 8 указанного Закона, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Как следует из содержания подпунктов 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, ими устанавливается категории лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.
В частности, подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные категории лиц установлены и в пунктах 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее- Федеральный закон от 28.12.2013 N 426, Закон N 426) в случае, если до дня вступления в силу названного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
При этом для целей, определенных статьей 7 названного Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком.
Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном названным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Статьей 209 Трудового кодекса под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления с 01.01.2014 в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливался приказом Министерства здравоохранения и социального развития населения Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2011 году обществом "Вагонремаш" в соответствии с указанным выше Порядком была проведена аттестация рабочих мест кузнечнопрессового производства, в том числе рабочих мест по специальностям транспортировщик (код профессии 19217); эмалировщик (код профессии 19942), резчик металла на ножницах и прессах (код профессии 17914); штамповщика (код профессии 19700); резчики металла на ножницах и прессах (код 17914).
При этом, по результатам проведения аттестации указанных рабочих исходя из той трудовой функции, которую выполняли соответствующие работники, комиссией было установлено, что числящиеся в штате акционерного общества эмалировщики цеха подготовки вагонов (код 19942) заняты нанесением эмали на поверхность охлажденного изделия (операция 010 технологического процесса 068.02000.14067), тогда как в Списке N 2 аналогичная профессия с особыми условиями труда называется "Эмалировщики, занятые нанесением на горячие изделия эмалей пульверизатором" (код 2150700а-19942).
Числящиеся в штатном расписании резчики металла на ножницах и прессах (код 17914) выполняют работы по резке листового металла в холодном состоянии на ножницах гильотинных кривошипных листовых модель НА 3121 (операции 010, 050, 070 технологического процесса 068.01000.08353, операции 015, 045, 090 технологического процесса 068.01000.14085), предназначенных для резки металла в холодном состоянии, тогда как в Списке N 2 аналогичная профессия называется "Резчики металла на ножницах и прессах, занятые на резке горячего металла" (код 2150200а-17914).
Числящиеся в штатном расписании транспортировщики (код 19217) выполняют работы по транспортировке материала и деталей в холодном состоянии (операции 005, 015, 040 технологического процесса 068.01000.08353, операции 010, 030, 040 технологического процесса 068.01000.14085), тогда как в списке N 1 аналогичная профессия называется "Транспортировщики, занятые на отвозке (подаче, относке) горячего металла" (код 1110200а-19217).
Числящиеся в штатном расписании штамповщики (код 19700) выполняют работы по изготовлению деталей пассажирских вагонов (операции 020, 050, 120 технологического процесса 068.01000.14085, операции 020, 025, 030, 110 технологического процесса 068.01000.08353), тогда как в Списке N 2 аналогичная профессия называется "Штамповщики, занятые на холодной штамповке" в металлургическом производстве (черные металлы): прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное и освинцевальное производство. Термическая обработка, вырубка и зачистка горячего металла. Производство калиброванного металла (код 2040300а-19700).
В связи с установлением фактических трудовых функций, которые выполняют работники, занятые на перечисленных работах, и условий их труда, по результатам аттестации комиссия пришла к выводу о наличии на данных рабочих местах вредных условий, соответствующих классам вредности 3.1 - эмалировщик, транспортировщик и 3.2 - штамповщик, резчик металла на ножницах и прессах, однако, с учетом того обстоятельства, что по своему содержанию выполняемая работа в технологическом процессе не соответствовала работам, выполняемым по аналогичным профессиям, перечисленным в Списках N 1 и N 2, комиссия установила, что перечисленные работники не могут считаться занятыми по профессиям, перечисленным в указанных Списках, в связи с чем они не имеют права на льготное пенсионное обеспечение, о чем в картах аттестации рабочих мест в строке 040 (6) сделаны соответствующие записи.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что категории лиц, по которым управлением Пенсионного фонда было произведено доначисление страховых взносов по дополнительному тарифу, не относятся к лицам, имеющим право на получение досрочной пенсии по смыслу положений статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, так как они не заняты по профессиям, перечисленным в Списках N 1 и N 2.
То обстоятельство, что по результатам аттестации, исходя из конкретных условий труда, акционерным обществом были установлены классы вредности для работников, выполняющих трудовые функции эмалировщиков, резчиков, штамповщиков, транспортировщиков в осуществляемых технологических процессах, не свидетельствует само по себе о том, что данные работники заняты именно в тех профессиях, которые содержатся в Списках N 1 и N 2
В данной связи, как обосновано указал суд области, выплаты, произведенные обществом "Вагонреммаш" в пользу таких работников, не могут являться объектом обложения страховыми взносами по дополнительному тарифу.
Ссылка управления Пенсионного фонда на неправомерное применение судом области правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П и от 22.03.2007 N 4-П, обосновываемая тем, что законодатель не ставит в зависимость размер пенсии от суммы уплаченных страховых взносов по дополнительному тарифу, не принимается апелляционной коллегией как основанная на неправильном понимании фондом указанной позиции. Как обосновано указано судом области, с учетом данной позиции в совокупности со смыслом определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, является обеспечение права работников на получение досрочной пенсии для отдельных категорий плательщиков, а не на ужесточение бремени для страхователей, создающих для своих работников вредные и тяжелые условия труда.
Дополнительные тарифы страховых взносов не являются мерой ответственности либо принуждения работодателя, а представляют собой меры по реализации установленных законодательством гарантий для определенных категорий работников.
Таким образом, судом области обоснованно сделан вывод о неправомерности доначисления обществу "Вагонреммаш" сумм страховых взносов как на суммы выплаченных компенсаций за разъездной характер работы, предусмотренных локальными нормативными актами общества, так и на суммы выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, но не по профессиям, перечисленным в Списках N 1 и N 2, по дополнительному тарифу, в общей сумме 3 366 536,49 руб.
Также у фонда не имелось оснований и для начисления страхователю пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в общей сумме 791 288,82 руб., так как пени, согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, уплачиваются в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, что не имеет места в рассматриваемом случае.
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Поскольку материалами дела доказано, что страхователем не занижалась база для исчисления страховых взносов и не допускалось неправильного исчисления страховых взносов, в том числе, по причине неисчисления страховых взносов по дополнительному тарифу, то у фонда не имелось оснований для привлечения его к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов.
С учетом изложенного, решение управления Пенсионного фонда от 27.05.2016 N 66 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" обоснованно признано судом области недействительным.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса органы государственных внебюджетных фондов, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 03.11.2016 по делу N А64-3716/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3716/2016
Истец: ОАО "Вагонреммаш" в лице Тамбовского филиала ВРЗ ОАО "ВРМ"
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовской области