Требование: о привлечении к административной ответственности в связи с процедурой банкротства в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Ессентуки |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А63-11028/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Коржана Александра Александровича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.11.2016 года по делу N А63-11028/2016 (судья Русанова В.Г.)
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737),
к арбитражному управляющему Коржану Александру Александровичу (г. Черняховск, ИНН 391429244837),
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании: арбитражного управляющего Коржан Александра Александровича (лично),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - Осадчук К.Н. по доверенности от 09.01.2017,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением арбитражному управляющему Коржану Александру Александровичу (далее - арбитражный управляющий) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.11.2016 (резолютивная часть решения) арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с решением, арбитражный управляющий подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в привлечении его к административной ответственности.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в адрес управления поступила жалоба представителя должника Сазоновой А.А. на действия арбитражного управляющего Коржана А.А.
19.07.2016 г. управлением возбуждено административное производство N 00982616.
29.08.2016 г. управлением составлен протокол об административном правонарушении N 00992616, согласно которому управление установило, что арбитражный управляющий совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
На основании данного протокола управление обратилось в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Разрешая заявленный спор, привлекая арбитражного управляющего к административной ответственности, суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Частью 3 ст. 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных в Законе N 127-ФЗ.
С субъективной стороны данное нарушение характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и проявляется в невыполнении правил, применяемых в период ведения соответствующей процедуры банкротства.
Сроки опубликования сообщения об открытии конкурсного производства установлены ст. 128 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее - Закон N 127-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных издании.
В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения: о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего; об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника; о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов; иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Согласно п. 1 ст. 128 Закона N 127-ФЗ опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона.
Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
В силу п.2 ст.28 Закона N 127-ФЗ ЕФРСБ представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 128 Закона N 127-ФЗ установлены обязательные требования к содержанию сообщения. Конкурсный управляющий обязан включить в состав публикации все сведения, перечисленные в данном пункте. Не отражение любых из этих сведений является нарушением Закона N 127-ФЗ.
Таким образом, только после получения всех необходимых для публикации сведений конкурсный управляющий может приступить к опубликованию сведений о признании должника банкротом.
В соответствии с пунктом 2 ст. 128 Закона N 127-ФЗ подлежат опубликованию, в том числе, следующие сведения: дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2016 по делу N А63-5955/2015 ОАО "Кумской элеватор" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Конкурсным управляющим утвержден Коржан Александр Александрович.
Решение опубликовано на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети интернет 04.07.2016 года. Ни Коржан А.А. ни его представитель в судебных заседаниях не участвовали.
Таким образом, до 04.07.2016 года арбитражный управляющий не располагал сведениями о дате судебного акта, который подлежал обязательному опубликованию, в связи с чем десятидневный срок следует исчислять с 04.07.2016.
В газету "Коммерсант" арбитражный управляющий направил сведения для опубликования 12.07.2016 года, то есть по истечении 8 дней с даты, когда он узнал сведения подлежащие опубликованию - дату принятия решения о признании должника банкротом.
Согласно информации ЗАО "Интерфакс" от 16.08.2016 N 1Б4540 (вх. N 08-24248 от 17.08.2016), Коржан А.А. включил в ЕФРСБ сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства ОАО "Кумской элеватор" 17.07.2016.
По сути, между датой опубликования в полном объеме судебного акта - 04.07.2016 года и датой публикации на ЕФРСБ - 17.07.2016 года - прошло 13 дней. То есть просрочка арбитражного управляющего составила три дня, в то же время суд апелляционной инстанции считает возможным признать данное правонарушение малозначительным в связи со следующим.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Конституционный Суд РФ в определении от 21.04.2005 N 122-0 указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
На основании изложенного, с учетом того, что действия арбитражного управляющего не имели каких либо последствий имущественного характера, не повлекли нарушение прав и законных интересов третьих лиц, допущенные нарушения не несут существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и отсутствия отягчающих вину обстоятельств, отсутствия со стороны арбитражного управляющего пренебрежения к установленным законодательством о банкротстве правилам, суд апелляционной инстанции считает возможным применить малозначительность и ограничится устным замечанием, освободив арбитражного управляющего от административной ответственности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.06.2011 N 66, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2016 по делу NА63-5955/2015 должно было быть опубликовано 01.07.2016, но фактический опубликовано 04.07.2016, то есть просрочка суда по опубликованию судебного акта составила 3 дня, столько же составила просрочка арбитражного управляющего по опубликованию информации в ЕФРСБ, при этом у арбитражного управляющего отсутствует обязанность по ежедневному отслеживанию сайта суда.
Таким образом, с учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает возможным освободить арбитражного управляющего от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.11.2016 года по делу N А63-11028/2016 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о привлечении арбитражного управляющего Коржана Александра Александровича к административной ответственности по ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции при наличии процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-11028/2016
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
Ответчик: Коржан Алксандр Александровна
Третье лицо: Коржан Алксандр Александровна
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5382/16