Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2017 г. N Ф07-3228/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А13-11337/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от общества Сысоева Е.И. по доверенности от 09.06.2016, от комитета Сараевой А.И. по доверенности от 23.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 5" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 ноября 2016 года по делу N А13-11337/2016 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплутационное управление N 5" (ОГРН 1073528009389; ИНН 3528127699; место нахождения: 162623, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Олимпийская, д. 81; далее - ООО "ЖЭУ N 5", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом города Череповца (ОГРН 1023501247440; ИНН 3528008860; место нахождения: 162612, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Белинского, д. 23/1; далее - Комитет) о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения по адресу: г. Череповец, ул. Моченкова, д. 26, выраженного в письме от 26.07.2016.
Решением суда от 16 ноября 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭУ N 5" обратилось в Комитет с заявлением от 27.06.2016 о реализации преимущественного права выкупа нежилого помещения по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Моченкова, д. 26.
Комитет письмом от 27.06.2016 N 08-01-35-2/959 отказал обществу в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения по указанному адресу со ссылкой на пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), поскольку спорное имущество не включено в Перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением мэрии города Череповца от 12.08.2015 N 4372 (далее - Перечень N 4372).
Общество, посчитав необоснованным отказ Комитета в реализации преимущественного права выкупа нежилого помещения, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, посчитав законным оспариваемый отказ Комитета.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете по управлению имуществом города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы от 06.05.2015, Комитет является органом мэрии города с правами юридического лица, созданным в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения имуществом.
Пунктом 3.1 данного Положения предусмотрено, что к функциям Комитета относится управление и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
4) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2 статьи 18 Закона N 209-ФЗ, на которую сослался Комитет в обоснование оспариваемого отказа, запрещаются продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Комитет, исходя из того, что спорное имущество не включено в указанный перечень, отказал обществу на основании части 2 статьи 18 Закона N 209-ФЗ в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения по указанному адресу.
В соответствии с указанной нормой федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 1, 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, определен в Законе N 159-ФЗ исчерпывающим образом. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
Суд также может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение.
В данном случае общество является субъектом малого предпринимательства (микропредприятие), арендуемое имущество находится во временном владении ООО "ЖЭУ N 5" на основании договора аренды от 29.08.2012, то есть более двух лет на 01.07.2015. Также спорное имущество не включено в утвержденный Перечень N 4372.
Соответственно, общество имеет преимущественное право на приобретение спорного арендуемого помещения на основании части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Следовательно, Комитет неправомерно отказал обществу в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения по указанному адресу, со ссылкой на пункт 2 статьи 18 Закона N 209-ФЗ.
Вместе с тем суд первой инстанции отказал обществу в признании незаконным оспариваемого отказа Комитета, посчитав, что при получении заявления от 27.06.2016 оснований для совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, направленных на отчуждение арендованного имущества, у Комитета не имелось, поскольку у общества имелась задолженность по пеням в сумме 1335,26 руб., начисленных за несвоевременную уплату арендной платы по договору от 29.08.2012 за апрель 2016 года, и, соответственно, указанное обстоятельство свидетельствует о несоответствии заявителя требованиям статьи 3 Закона N 159-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Действительно, пунктом 6.2.1 договора аренды от 01.01.2011 N 10360 установлена ответственность за несвоевременную уплату арендной платы (пункт 2.2.2 договора) в виде пеней в размере 0,5% от ежемесячной суммы арендной платы за помещение за каждый день просрочки.
В то же время, как следует из оспариваемого отказа Комитета, названное обстоятельство о наличии у общества задолженности по пеням в сумме 1335,26 руб. не указано в оспариваемом решении Комитета в качестве основания для отказа в реализации преимущественного права.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Комитетом, что последний до обращения общества с заявлением о выкупе спорного имущества не извещал его о наличии задолженности по неустойке (пеням), не предъявлял обществу требования о ее погашении.
На момент вынесения оспариваемого отказа Комитет также не извещал общество о наличии у него какой-либо задолженности по пеням, не предъявлял ему требования о ее погашении.
Комитет заявил в качестве основания для отказа обществу в реализации преимущественного права на выкуп спорного имущества наличие указанной задолженности по пеням только при рассмотрении данного дела в суде.
При этом Комитет не представил какие-либо доказательства наличия задолженности по пеням в сумме 1335,26 руб., не представил ее расчет.
Кроме того, в деле имеется платежное поручение от 30.06.2016 N 234 об уплате обществом пеней в размере 1335,26 руб.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что возражения Комитета относительно наличия у общества задолженности по пеням, по сути, представляют собой действия, имеющие целью исключительно воспрепятствование реализации обществом преимущественного права на приобретение нежилого помещения в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ. В этом случае суд, руководствуясь разъяснениями, данными в пункте 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134, может признать наличие у арендатора преимущественного права на приобретение имущества.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что отказ Комитета в реализации обществу преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения по адресу: г. Череповец, ул. Моченкова, д. 26, выраженный в письме от 26.07.2016, является незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, в связи с чем требования общества подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные обществом требования удовлетворить, признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом города Череповца в реализации обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 5" преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения по адресу: г. Череповец, ул. Моченкова, д. 26, выраженный в письме от 26.07.2016.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию в пользу общества с Комитета.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 ноября 2016 года по делу N А13-11337/2016 отменить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом города Череповца в реализации обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплутационное управление N 5" преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения по адресу: г. Череповец, ул. Моченкова, д. 26, выраженный в письме от 26.07.2016.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом города Череповца (ОГРН 1023501247440; ИНН 3528008860; место нахождения: 162612, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Белинского, д. 23/1) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплутационное управление N 5" (ОГРН 1073528009389; ИНН 3528127699; место нахождения: 162623, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Олимпийская, д. 81) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции в размере 4500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11337/2016
Истец: ООО "ЖЭУ N 5"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом города Череповца
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6695/17
19.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3228/17
13.02.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10662/16
16.11.2016 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-11337/16