г. Саратов |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А12-50812/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тимофеевой Ю.Х.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" - Афанасьева Т.В., доверенность от 03.10.2016,
от Комитета тарифного регулирования Волгоградской области - Бонарева Е.А., доверенность от 29.02.2016 N 12,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (Волгоградская область, р.п. Городище, ИНН 3443013847, ОГРН 1023402971514)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 07 ноября 2016 года по делу N А12-50812/2015 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (Волгоградская область, р.п. Городище, ИНН 3443013847, ОГРН 1023402971514)
заинтересованные лица:
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области (г. Волгоград)
Администрация Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (г. Волгоград) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и представления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Волгоград" (далее-заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета тарифного регулирования Волгоградской области N 03-08/16-329 от 11.08.2016 о привлечении акционерного общества "Газпром газораспределение Волгоград" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей; признании недействительным представления Комитета тарифного регулирования Волгоградской области N 03-08/16-329 от 11.08.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 07 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Акционерное общество "Газпром газораспределение Волгоград", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 18 января 2017 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, АО "Газпром газораспределение Волгоград" является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории Волгоградской области, осуществляет в установленном порядке подключение новых потребителей к газораспределительным сетям.
В Комитет поступило обращение депутата Думы Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Воллерта А.В., из которого следовало, что АО "Газпром газораспределение Волгоград" применяет стандартизированные тарифные ставки для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования потребителей к сети газораспределения АО "Газпром газораспределение Волгоград", утвержденные постановлением Комитета от 30.12.2014 N 57/10, при взимании платы с заявителей за технологическое присоединение к внутрипоселковому газопроводу в х. Деминский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, которая не должна была производится.
Усмотрев признаки нарушения тарифного законодательства по фактам изложенным в обращении, 29.06.2016 г. Комитетом в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении N 03-08/16-329 по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
28.07.2016 г. административное расследование было завершено составлением протокола об административном правонарушении N 03-08/16-329 по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Постановлением от 11 августа 2016 г. N 03-08/16-329 Комитет привлек АО "Газпром газораспределение Волгоград" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 рублей.
В целях устранения выявленных нарушений Комитет выдал Обществу представление N 03-08/16-329 от 11.08.2016 г.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности и вынесенным представлением, общество обратилось в суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на правомерное применение им платы за технологическое присоединение, утвержденной органом регулирования, при заключении договоров о технологическом присоединении с заявителями, проживающих в х. Деминский.
Апелляционный суд считает доводы жалобы несостоятельными, а выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Субъектом правонарушения по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен (тарифов).
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение к сетям газораспределения и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 8 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее -Основные положения) плата за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов постановлениями Комитета от 14.11.2014 N 45 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Волгоград" на 2014-2015 годы" и от 30.12.2014 N57/10 "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сети газораспределения ОАО "Газпром газораспределение Волгоград" установлены плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования и стандартизированные ставки, используемые для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сети газораспределения АО "Газпром газораспределение Волгоград".
Из информации представленной ОблкомТЭК (вх. N 31/3065) и муниципального контракта на выполнение работ по строительству внутрипоселковых газопроводов в Новоаннинском муниципальном районе от 29.08.2013 N 0129300015813000021, следует, что строительство Внутрипоселкового газопровода х. Деминский было выполнено в рамках реализации муниципального контракта, заключенного администрацией Новоаннинского мунципального района Волгоградской области с подрядной организацией ООО "ГазСтройИнжиниринг", за счет средств областного и муниципального бюджетов.
Внутрипоселковый газопровод х. Деминский построен с устройством выводов (газопроводов вводов) у земельных участков (домовладений) жителей хутора (План газопроводов низкого давления 2012.4307-08-ГСН, акты разграничения имущественной принадлежности).
Государственная регистрация права собственности Новоаннинского муниципального района Волгоградской области на Внутрипоселковый газопровод х. Деминский подтверждена свидетельством о государственной регистрации права от 25.01.2016 N 34-34/012-34/047/010/2016-1/1.
Согласно приложению N 6 к договорам на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения, заключенным между АО "Газпром газораспределение Волгоград" и заявителями, Обществом в рамках договоров выполнены следующие мероприятия:
- проверка технических условий заявителем с составлением и подписанием акта о готовности сети газопотребления к подключению;
-осуществление фактического подключения ОКЗ заявителя к сети газораспределения (надземный стальной г/провод - ввод низкого давления Д-25 мм (собственник г/провода Администрация Деминского с/поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области) и проведение пуска газа.
В силу пункта 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314) под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения. Заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения. Под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляемое в соответствии с Основными положениями, не распространяется на случаи подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся в собственности или на иных законных основаниях у организаций, не являющихся газораспределительными организациями.
Аналогичная позиция содержится в письме Федеральной антимонопольной службы от 15.10.2015 N АГ/56690/15 "О правилах подключения к сетям газораспределения".
АО "Газпром газораспределение Волгоград" в материалы дела не представлено документов, свидетельствующих о владении обществом на праве собственности или на ином законном основании Внутрипоселковым газопроводом.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 1314 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее - основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту.
При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае если Заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.
На основании изложенного и в соответствии с разъяснениями ФАС России от 15.10.2015 N АГ/56690/15 "О правилах подключения к сетям газораспределения" действие газораспределительной организации (далее - ГРО) в части технологического присоединения объектов капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента ограничиваются только в части определения и предъявления технических условий.
В оспариваемом решении суд правомерно указал, что контракты на эксплуатацию объекта газораспределительной сети от 08.10.2015 N 505, от 25.11.2015 N 505, от 01.01.2016 N 41, от 01.03.2016 N 41, от 01.04.2016 N 41, от 24.06.2016 N41, заключенные между администрацией Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и АО "Газпром газораспределение Волгоград", в силу ст. 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации не могут свидетельствовать о законном основании владения обществом Внутрипоселковым газопроводом х. Деминский.
Предметом указанных контрактов является выполнение работ по эксплуатации объекта газораспределительной сети (внутрипоселковый газопровод) расположенной в т.ч. в х. Деминский Новоаннинского района Волгоградской области.
В целях выполнения принятых на себя обязательств и нормативных требований АО "Газпром газораспределение Волгоград" обеспечивает:
* наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами, проводит их своевременную проверку, поверку и ремонт;
* проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проведение диагностики, испытаний, освидетельствования сооружений и техническихустройцств,
- применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
* заключение контракта страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
* осуществление мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказание содействия государственным органам в расследовании причин аварии;
* техническое обслуживание и ремонт объекта газораспределительной сети;
- иные обязанности, установленные действующим законодательством. Пунктом 3 указанных контрактов определена стоимость работ.
Таким образом, АО "Газпром газораспределение Волгоград" в данном случае не владеет на праве собственности или на ином законном основании объектами газоснабжения (внутрипоселковым газопроводом), к которому осуществлено подключение (технологическое присоединение) потребителей х. Деминский Деминского сельского поселения Волгоградской области, и не является исполнителем применительно к понятию исполнителя, указанного в пункте 2 Правил N 1314, а осуществляет эксплуатацию и техническое обслуживание внутрипоселкового газопровода х. Деминский.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что общество не вправе взимать плату за технологическое присоединение по стандартизированным тарифным ставкам, утвержденным постановлением Комитета от 30.12.2014 N 57/10, является законным и обоснованным.
Вместе с тем, при рассмотрении спора судами установлено, что между АО "Газпром газораспределение Волгоград" и потребителями (заявителями) заключены договоры на подключение (технологическое присоединение) объекта строительства к сетям газораспределения (далее - Договор), в соответствии с которым АО "Газпром газораспределение Волгоград" (Исполнитель) обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства Заявителей к принадлежащей Исполнителю на праве собственности или ином законном основании сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в Технических условиях.
Пунктом 3.1. Договора определено, что "размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования Заявителей к сетям газораспределения Исполнителя устанавливается на основании расчета выполненного на основании стандартизированных тарифных ставок, утвержденных приказом КТР Волгоградской области от 14.11.2014 N 45 и составляет 31 968 рублей 56 копеек (тридцать одна тысяча девятьсот шестьдесят восемь рублей 56 копеек с учетом НДС - 18%)".
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Довод общества о том, что при обращении заявителя с просьбой дать разъяснения в части определения платы за технологическое присоединение, Комитетом не даны соответствующие разъяснения, является несостоятельным.
Как следует из материалов дела, в рамках выполнения п. 3 ст. 19 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" на официальном сайте Комитета: http//urt.volganet.ru/. в разделе Плата за технологическое присоединение (urt.volgograd.ru/other/plata-za4ekhnologicheskoe-prisoedinenie/gaz/) размещено информационное письмо от 12.02.2015 N 31-09-09/349 "О разъяснении порядка определения величины платы за технологическое присоединение на основании утвержденных стандартизированных тарифных ставок". О размещении Комитетом указанной информации общество было проинформировано письмом Комитета исх. N31-09-09/460 от 19.02.2015, направленным в адрес общества по результатам рассмотрения обращения от 29.01.2015 NСГ-01/342. В указанном письме Комитетом доведено до сведения общества, что стандартизированные тарифные ставки применяются при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства заявителя к газораспределительным сетям.
Таким образом, Комитет осуществил разъяснительную работу по вопросам, связанным с применением платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям.
Довод общества об обращениях в Комитет за разъяснениями в части определения платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к газораспределительной сети в различных случаях и представленные в обоснование указанных доводов копии писем, не является основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку данная переписка была осуществлена после привлечения общества к административной ответственности.
Следовательно, вина АО "Газпром газораспределение Волгоград" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление от 11 августа 2016 г. N 03-08/16-329 о привлечении АО "Газпром газораспределение Волгоград" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения правомерно признаны судом законными и обоснованным.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Наказание назначено в минимальном размере санкции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
При подаче апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" в Федеральный бюджет была уплачена государственная пошлина в размере 1500 руб. по платежному поручению N 36337 от 16.11.2016.
Поскольку в соответствии со ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, государственная пошлина, оплаченная обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" при подаче апелляционной жалобы подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 07 ноября 2016 года по делу N А12-50812/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" из Федерального бюджета государственную пошлину, оплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 36337 от 16.11.2016 сумме 1500 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-50812/2016
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАД"
Ответчик: Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
Третье лицо: Администрация Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, Администрация Новоаннинского муниципального района Волгоградского области