Требование: о государственной регистрации договора, о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия по договору аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А60-39153/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т. В.
судей Зелениной Т.Л., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габовой Е.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, ООО "КАПИТАН",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 ноября 2016 года
по делу N А60-39153/2016,
принятое судьей Мезриной Е.А.,
по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КАПИТАН" (ИНН 6623104859, ОГРН 1146623006177)
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386)
о признании незаконным бездействия при государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КАПИТАН" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным непринятия УПРАВЛЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ решения о государственной регистрации договора от 25.03.2016 N 1-2016 аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности городского округа ЗАТО Свободный: здания бани, площадью 340,6кв.м., сроком на 10 лет с 25.03.2016 по 24.03.2016.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01 ноября 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "КАПИТАН" просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 ноября 2016 года отменить, удовлетворить заявленные требования. Указывает, что каких-либо промежуточных процедур между заявителем и регистрирующим органом после сдачи документов на государственную регистрацию законом не предусмотрено, отказ противоречит стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, возврат заявления противоречил Регламенту Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Полагал, что, обсуждая уплату заявителем государственной пошлины, суд сформулировал самостоятельные основания к отказу в государственной регистрации, которые предметом оспаривания не являлись.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области подержало выводы, сделанные судом первой инстанции, указав на ошибки при приеме заявления, которая лишила регистрирующий орган возможности правовую экспертизу договора и государственную регистрацию.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст.156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между ООО "Капитан" и Администрацией городского округа ЗАТО Свободный 25.03.2016 заключен договор аренды N 1-2016, в соответствии с которым заявителю (арендатору) передано в пользование недвижимое имущество, находящееся в собственности городского округа ЗАТО Свободный: здание бани, площадью 340,6кв.м., сроком на 10 лет с 25.03.2016 по 24.03.2016.
В соответствии с п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее одного года подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В силу положений ст. 1, ч. 2 п. 6 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", относящих нежилые помещения к недвижимому имуществу, к договорам аренды нежилых помещений применяются правила о порядке государственной регистрации, предусмотренные п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 16 федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Общество "Капитан" 07.07.2016 обратилось в филиал ГБУ МО "Многофункциональный центр по предоставлению муниципальных и государственных услуг" в Ленинском районе г.Нижний Тагил с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество, сделки с ним, к которому были приложены в том числе договор аренды, учредительные документы и ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины.
В описи и запросе указано на плановую выдачу документов 25.07.2016.
Заявитель 29.07.2016 обратился в филиал ГБУ СО "МФЦ" в Ленинском районе г.Нижнего Тагила за получением документов после государственной регистрации. Решение по государственной регистрации получено не было, документы не возвращены, о чем имеется отметка в заявлении.
Заявитель настаивает на том, что указанное бездействие Управления, выразившееся в непринятии решения о государственной регистрации договора аренды противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Общества "Капитан", поскольку создает препятствия к пользованию объектом аренды и создает угрозу отказа арендодателя от исполнения договора аренды.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в соответствии с нормами статей 198, 200, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 2 федерального закона N 122-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Статья 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ регламентирует основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, которыми являются в частности: правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ.
В то же время Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ регулирует права заявителей в сфере получения муниципальных и государственных услуг.
Как указывает заявитель, государственная регистрация прав проводится в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии (ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Статья 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ содержит перечень правомочий многофункциональных центров.
Между заинтересованным лицом и ГБУ СО "МФЦ" заключено соглашение о взаимодействии от 07.06.2013, согласно п. 4.3.2 которого МФЦ обязано осуществлять прием от заявителей заявлений и других документов, необходимых на предоставление государственных услуг, а также выдачу документов по результатам предоставления этих услуг.
Приложением N 4 к Соглашению регламентирован порядок организации предоставления государственных услуг, п. 1.1 которого предусмотрено, что в МФЦ осуществляется прием заявлений и документов, необходимых для предоставления государственных услуг, п. 1.10 установлено обязательное сканирование документов работником, осуществляющим прием, и прикрепление к заявлению, сформированному в электронном виде, в том числе посредством программного комплекса "ПК ПВД".
Из заявления от 07.07.2016 следует, что прием документов осуществлялся филиалом ГБУ СО "МФЦ" Ленинского района г. Нижнего Тагила, пакету документов присвоен соответствующий номер.
При приеме документов специалистом была допущена ошибка в указании территориальной принадлежности объекта недвижимости: вместо п.Свободный пакет документов зарегистрирован в книгу учета документов г.Нижний Тагил.
В соответствии с приказом Росреестра от 24.07.2014 N П/349 "Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" номер книги формируется следующим образом: номер регистрационного округа, в котором открыта книга учета; номер подразделения органа, осуществляющего регистрацию прав, в котором открыта книга учета; порядковый номер учета книги; год, в котором осуществляется ведение книги учета.
Соглашением о взаимодействии предусмотрено, что при обнаружении специалистами Управления в документах, принятых специалистами МФЦ, ошибки, для устранения и исправления которых требуется личное участие заявителя, в течение одного рабочего дня информация об этом направляется в МФЦ и такие документы, передаются в МФЦ для доработки и исправления.
Для устранения указанной выше ошибки пакет документов был передан в отдел ГБУ СО "МФЦ" в Ленинском районе г.Нижний Тагил, с целью осуществления корректного приема, о чем свидетельствует ведомость N 103548, откуда был истребован судом.
Общество 29.07.2016 отказалось получать документы для последующей передачи на регистрацию.
В силу ст. 16 закона N 122-ФЗ, к заявлению на государственную регистрацию прилагается документ об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.
Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.
Такие документы по истечении десяти рабочих дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
Заявитель отказался получать документы в МФЦ обратно без отказа и без государственной регистрации, в том числе указывая на то, что к заявлению приобщено ходатайство об отсрочке оплаты госпошлины в сумме 22 000 руб. с предложением рассрочки её оплаты сроком на 11 месяцев, начиная с августа 2016 года.
В силу закона N 122-ФЗ документы, переданные на регистрацию? не рассматриваются без представления доказательств оплаты госпошлины.
Оснований полагать, что сотрудник МФЦ при приеме документов, должен был принять не предусмотренное Федеральным Законом N 122-ФЗ решение о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины в нарушение ст.16 названного закона, и предоставить заявителю отсрочку сроком на 11 месяцев, не имеется.
При изложенных обстоятельствах основания для вывода о противоречащем закону бездействии заинтересованного лица, выразившегося в непринятии решения о государственной регистрации сделки, у суда отсутствовали.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 ноября 2016 года по делу N А60-39153/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.В.Макаров |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39153/2016
Истец: ООО "КАПИТАН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГБУ СО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" филиал N 25 в г.Нижний Тагил