Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2017 г. N Ф07-5178/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А56-56750/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Пермяковой Е.П.
при участии:
от истца (заявителя): Брусова И.А. - доверенность от 24.02.2015 Преображенская В.А. - доверенность от 15.10.2016
от ответчика (должника): Жильцов Н.В. - доверенность от 29.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33403/2016) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2016 по делу N А56-56750/2016 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "АЛАРМ-МОТОРС"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аларм-Моторс" (ОГРН 1147847343214, место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савшукина,д. 108, литера А; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (ОГРН 1027809244561, адрес: 191060, Санкт-Петербург, пр. Смольный, Д. 1, литер Б; далее - Комитет), выразившееся в невключении в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год нежилого здания, кадастровый номер 78:40:0008309:3028, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, проспект Маршала Жукова, д.51, лит. А, функциональное назначение - автосалон / автоцентр по продаже и сервису легковых автомобилей, кадастровой стоимостью 83 356 128 руб. 25 коп.;
- обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга внести в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год нежилое здание, кадастровый номер 78:40:0008309:3028, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, проспект Маршала Жукова, д.51, лит. А, функциональное назначение - автосалон / автоцентр по продаже и сервису легковых автомобилей, кадастровой стоимостью 83 356 128 руб. 25 коп.
Решением суда от 31.10.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Заявитель ООО "Аларм-моторс" является собственником нежилого здания, имеющего наименование: автоцентр по продаже и сервисному обслуживанию легковых автомобилей, кадастровый номер 78:40:0008309:3028, площадью 3968,2 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, проспект Маршала Жукова, дом 51, литера А; право собственности истца на указанный объект недвижимого имущества подтверждено свидетельством о государственной регистрации права на бланке серии 78-A3 N 631792, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу 15.01.2015 взамен свидетельства от 07.03.2008; запись о государственной регистрации права от 07.03.2008 N 78-78-01/0713/2007-031. Государственный кадастровый учет здания произведен 29.08.2012, что подтверждается кадастровым паспортом от 13.02.2015 N 78/201/15-45300.
Согласно данным кадастрового паспорта здания в состав этого здания входят помещения с кадастровыми номерами: 78:40:0008309:5465; 78:40:0008309:5466; 78:40:0008309:5467.
Указанное здание расположено на земельном участке площадью 5123 кв. м, кадастровый номер 78:40:0008309:32, также принадлежащем заявителю на праве собственности, свидетельство о государственной регистрации права на бланке серии 78-АЗ N 631791, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу 15.01.2015 взамен свидетельства от 19.03.2009; запись о государственной регистрации права от 19.03.2009 N 78-78-01/0739/2008-440. Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права и кадастрового паспорта от 12.02.2015 N 78/201/15-44880, данный земельный участок имеет вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли.
Согласно приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 17.11.2014 N 390 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости помещений площадью более 3000 кв. м и зданий на территории Санкт-Петербурга" (далее - приказ N 390) кадастровая стоимость объекта - помещения 1-Н, кадастровый номер 78:40:0008309:5465, площадью 3927,9 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, проспект Маршала Жукова, дом 51, литера А, утверждена в размере 82 509 585 рублей 24 копейки (приложение N 2 к приказу N 390, строка 5382).
Согласно данным, содержащимся в кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15.02.2016 - кадастровая стоимость объекта недвижимости -здания - с кадастровым номером 78:40:0008309:3028 составляет 83 356 128 рублей 25 копеек; дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость: 28.05.2014; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: 17.11.2014, N 390.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 09.08.2016 - кадастровая стоимость этого же объекта, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.02.2015 - 83 356 128 рублей 25 копеек.
Кадастровая стоимость помещения 1Н, входящего в состав здания, в размере 82 509 585 рублей 24 копейки, исчислена от утвержденной кадастровой стоимости здания пропорционально площади.
Выявленный в 2014 году объект недвижимости (здание, кадастровый номер 78:40:0008309:3028, площадью 3968,2 кв. м, кадастровой стоимостью 83 356 128 рублей 25 копеек, определенной по состоянию на 28.05.2014 и утвержденной 17.11.2014 приказом N 390) не вошел в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный приказом КЗРиЗ от 30.12.2014 N 463 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год" (далее - приказ N 463), несмотря на то, что данный объект удовлетворяет всем критериям, содержащимся в пункте 1 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96) и статье 378.2 НК РФ.
В течение 2015 года Заявитель в порядке и в сроки, установленные статьей 3 Закона N 684-96 и главой 30 НК РФ, исчислял и уплачивал авансовые платежи по налогу на имущество организаций, в том числе - в отношении рассматриваемого объекта недвижимого имущества (здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, проспект Маршала Жукова, дом 51, литера А) - исходя из его кадастровой стоимости и ставки налога, равной 1 проценту от кадастровой стоимости. Налоговые декларации по налогу на имущество организаций подавались Заявителем в установленные действующим законодательством порядке и сроки, принимались налоговым органом без замечаний
В дальнейшем без каких-либо дополнительных пересмотров и/или утверждений кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащее Заявителю здание с кадастровым номером 78:40:0008309:3028, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, проспект Маршала Жукова, дом 51, литера А, включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.12.2015 N 133-п.
В связи с получением Заявителем требования от налогового органа предоставить объяснения в отношении порядка исчисления налога на имущество организаций в отношении спорного объекта, Заявитель письмом от 20.06.2016 б/н обратился в КИО с просьбой включить в утвержденный приказом N 463 перечень принадлежащее Заявителю здание. Письмом от 19.07.2016 N 78303-32 Комитет сообщил, что "нормативные правовые акты, регулирующие порядок включения сведений об объектах недвижимого имущества в Перечень, не предусматривают возможности включения во внесудебном порядке".
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, находит основания для отмены решения
В соответствии с п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 375 НК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 372.8 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
В соответствии с п. 3.61 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98, полномочиями по определению на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечня, направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, размещению перечня на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" наделен Комитет.
Действующее законодательство не содержит обязанности уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации выявить и включить в Перечень, в год его формирования, все объекты недвижимого имущества, соответствующие критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, что делает невозможным восстановление нарушенных, по мнению заявителя прав в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 (далее -Постановление N 737) утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок) и уполномоченный орган (до 21.04.2015 - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга).
Согласно пункту 2 постановления N 737 вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга ежегодно до 01 декабря года, предшествующего налоговому периоду.
Пунктом 3.3 Порядка установлено, что собственники (правообладатели) в течение пяти рабочих дней с даты размещения решений на официальном сайте КЗРиЗ в сети "Интернет" вправе обратиться с заявлениями о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, которые подлежат рассмотрению КЗРиЗ в течение 20 рабочих дней.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
При этом уважительность причин пропуска может быть связана лишь с наличием таких объективно существовавших обстоятельств, которые не зависели и не могли зависеть от воли участников судебного процесса, но непосредственно связаны с возникновением препятствий для совершения лицами, участвующими в деле, процессуальных действий.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, а также доводы сторон, в том числе и пункты 3.2 - 3.3 Порядка, где указано, что Комитет проводит обследования объектов, указанных в Перечне, готовит проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и в течение пяти рабочих дней с даты завершения проведения обследования, но не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду, размещает проекты указанных решений на официальном сайте КЗРиЗ в сети "Интернет", приходит к выводу о том, что Общество должно было и могло ознакомиться с решениями Комитета посредством публикации для неопределенного круга лиц в сети "Интернет" до 01.10.2015, при этом публикация названных решений была осуществлена 30.12.2014, что не опровергнуто Обществом в ходе судебного разбирательства.
В арбитражный суд с настоящим заявлением Общество обратилось только 17.08.2016, то есть с пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обжалования оспариваемого постановления заявитель не представил.
Апелляционная коллегия признает несостоятельным довод Общества о том, что ему стало известно о его нарушенном праве только после получения уведомления Комитета N 15951 от 16.06.2016, так как по смыслу части 4 статьи 198 АПК РФ течение трехмесячного срока начинается со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными актами, решениями, действиями или бездействием органов, осуществляющих публичные полномочия, и с учетом даты опубликования решений в сети Интернет.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, также установила, что Общество не представило доказательства наличия обстоятельств объективного характера, не зависящих от воли заявителя, находящихся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась с целью соблюдения установленного порядка и приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока и правовых оснований для его восстановления.
Обращение с заявлением за пределами установленного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования Общества, однако правовая оценка указанных доводов Комитета не была дана судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2016 по делу N А56-56750/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56750/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2017 г. N Ф07-5178/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АЛАРМ-МОТОРС"
Ответчик: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга