Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 мая 2017 г. N Ф10-1426/17 настоящее постановление отменено
г. Воронеж |
|
16 февраля 2017 г. |
Дело N А35-7498/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
при участии:
от Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области": Неустроев В.Ю., представитель по доверенности N 4 от 09.01.2017 сроком до 31.12.2017; Минакова О.В., представитель по доверенности N 5 от 11.01.2017 сроком до 31.12.2017;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от ООО "Стройкомплект": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 09.11.16 по делу N А35-7498/2016 по заявлению Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области о признании незаконным и отмене решения комиссии УФАС по Курской области России от 26.07.2016 по делу N02-08-80-2016; об отмене предписания комиссии УФАС по Курской области России от 26.07.2016 об аннулировании торгов,
третье лицо: ООО "Стройкомплект",
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения комиссии УФАС по Курской области России от 26.07.2016 по делу N 02-08-80-2016 о признании Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" нарушившим часть 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции от 26.07.2006 N 135-ФЗ в части не размещения в установленном порядке (ч. 1.1.ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (zakupki.gov.ru,) информации об открытом конкурсе N 63.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 г.г.; об отмене предписания комиссии УФАС по Курской области России от 26.07.2016 об аннулировании торгов.
Решением Арбитражного суда Курской области от 09.11.2016, принятым по настоящему делу, было признано недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 26.07.2016 по делу N 02-08-80-2016 и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области об аннулировании торгов от 26.07.2016, а также взыскано с Федеральной антимонопольной службы по Курской области в пользу Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" 3000 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов, понесенных заявителем на оплату госпошлины.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.
В обоснование своей жалобы заявитель указывает на то, что действия Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" нарушили часть 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ в части неразмещения в установленном порядке (ч. 1.1.ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (zakupki.gov.ru,) информации об открытом конкурсе N 63.КР.201.г., что является ограничением конкуренции и нарушением прав потенциальных участников торгов на получение информации о закупках на предусмотренном федеральным законодательством информационном ресурсе. При этом, указанные нарушения являются значительными, поскольку лица, заинтересованные в участие в программе капитального ремонта многоквартирных домов, в качестве подрядчика с даты вступления в силу ч.1.1. ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, были осведомлены о том, что информацию о торгах на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов необходимо отслеживать именно на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о проведении торгов- zakupki.gov.ru, а не на сайте организаторов торгов.
Считает, что нарушения, допущенные при проведении торгов на право заключения договора на выполнение вышеуказанных работ, повлекли нарушение прав потенциальных участников торгов, которые не получили информацию об их проведении, что не позволило им принять участие в конкурсе.
Представители Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" с судебном заседании возражают против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считают обжалуемое решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области и ООО "Стройкомплект" явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участника процесса, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Курское УФАС России поступило заявление ООО "Стройкомплект" с жалобой на действия Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области". По мнению ООО "Стройкомплект" в Протоколе оценки заявок и определения открытого конкурса с реестровым номером 63.КР.2016 членами конкурсной комиссии была дана неправильная оценка документам, предоставленным участником конкурса ООО "Стройкомплект", что в результате отрицательно повлияло на подведение итогов конкурса и определение победителя конкурса.
Также считает, что Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" неправомерно не разместил на официальном сайте в сети "Интернет" (zakupki.gov.ru,) информацию об открытом конкурсе на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 годах.
По результатам проверки заявления антимонопольный орган решением от 29.07.2016 (резолютивная часть решения объявлена 26.07.2016) признал жалобу ООО "Стройкомплект" частично обоснованной, указав что комиссия антимонопольного органа не наделена полномочиями подменять конкурсную (закупочную комиссию) в части оценки квалификации участников торгов, поскольку данный критерий, в отличии от цены договора, сроков поставки (выполнения работ), сроков представления гарантий качества и иных подобных объективных критериев, не является универсальным и обладает спецификой, зависящей от предмета закупки и сферы деятельности заказчика. В то же время признал Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" нарушившим ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее ФЗ " О защите конкуренции"), в части неразмещения в установленном порядке (ч.1.1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru,) информации об открытом конкурсе N 66.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016.
На основании вынесенного решения 26.07.2016 антимонопольным органом выдано предписание по делу N 02-08-80-2016 об аннулировании открытого конкурса N63.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, удовлетворяя требования Фонда, суд первой инстанции исходил из недоказанности УФАС нарушившей ст. 17 ФЗ " О защите конкуренции".
Суд апелляционной инстанции, согласшаясь с выводами суда области исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 22 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства соответствующими органами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, то есть правовые основы антимонопольного контроля в отношении порядка заключения договора посредством определенных конкурентных процедур. В частности, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Приведенными положениями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определены правовые основы антимонопольного контроля в отношении порядка заключения договоров (контрактов) посредством конкурентных процедур. Существо антимонопольных требований к участникам соответствующих правоотношений заключается в том, что такие способы заключения договора (контракта), как торги, запрос котировок и запрос предложений, являются конкурентными, то есть выбор победителя, с которым будет заключен договор (контракт), осуществляется в строгом соответствии с правилами, установленными законом и утвержденными заказчиком и (или) организатором данных процедур. Таким образом положения статьи 17 Закона о защите конкуренции призваны защитить конкуренцию на рынке товаров (работ, услуг), являющихся предметом, в том числе конкурса.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В силу части 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. В целях выполнения указанной функции региональным оператором закупки товаров, работ, услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как отметил суд первой инстанции, постановление Правительства РФ N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (вместе с "Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме") принято 01.07.2016. Данный документ вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.07.2016). Пункт 2 Постановления и раздел III Положения применяются по истечении 90 дней после дня вступления в силу настоящего Постановления (с 14.10.2016), то есть решение о проведении закупок регионального оператора принимаются, а процедуры по их проведению осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 615 от 01.07.2016 только с 15.10.2016.
Кроме того, судом правомерно принята во внимание позиция Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенная в письме N 21936-АЧ/04 от 13.07.2016 согласно которой, при проведении всех процедур по закупкам, объявленным до 14.10.2016 включительно, необходимо руководствоваться порядком, который действовал на момент принятия соответствующего решения о проведении такой закупки.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что конкурсная документация об открытом конкурсе N 63.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества размещена на сайте Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" - 30.05.2016. Таким образом, в указанный период, проведение конкурсов осуществлялось в соответствии с порядком, установленным субъектом Российской Федерации.
Правовые и организационные основы своевременного обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, до установления Правительством Российской Федерации порядка привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многократном доме, регулировались Постановлением Администрации Курской области от 11.07.2014 N 419-па, которым утвержден временный Порядок привлечения фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах" (в редакции постановления Администрации Курской области от 26.01.2015 N 30-па). Пунктом 14 указанного постановления установлено, что извещение о проведении открытого конкурса, и конкурсная документация размещаются организатором открытого конкурса на сайте http://fondcr46.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт) не менее чем за 30 календарных дней до даты проведения открытого конкурса". Таким образом, вышеуказанным Постановлением Администрации Курской области - субъекта Российской Федерации осуществлено соответствующее правовое регулирование, а Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" были соблюдены нормы законодательства, действующие в период проведения торгов.
Согласно установленным в рамках рассматриваемого спора фактических обстоятельств, в соответствии с выше приведенными положениями, действующего на момент осуществления закупки законодательства, Извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация были размещены организатором открытого конкурса на сайте http://fondcr46.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с мнением суда первой инстанции, о том что, вывод Курского УФАС о нарушении действиями заявителя части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в нарушении прав неопределённого круга лиц - потенциальных участников торгов, не получивших информацию об их проведении, что не позволило им принять участие в вышеуказанном конкурсе противоречит нормам действующего законодательства, устанавливающего понятие "открытого конкурса".
Соответственно, решение антимонопольного органа и вынесенное на его основании предписание обоснованно признаны недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом ввиду вышеизложенного, они не опровергают выводы суда области, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
Исходя из изложенного, апелляционная инстанция находит, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 09.11.2016 по делу N А35-7498/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7498/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 мая 2017 г. N Ф10-1426/17 настоящее постановление отменено
Истец: Фонд капитального ремонта
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Третье лицо: ООО "Стройкомплект"
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1426/17
16.02.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7878/16
09.11.2016 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-7498/16
10.08.2016 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-7498/16