Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А05-7448/2016 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 ноября 2016 года по делу N А05-7448/2016 (судья Быстров И.В.),
установил:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (ОГРН 1022901465102, ИНН 2920003609; место нахождения: 164298, Архангельская область, Плесецкий район, поселок Река Емца, улица Набережная, дом 3; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022900516264, ИНН 2901026142; место нахождения: 163045, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 119; далее - отделение Фонда, Фонд) о признании недействительным приказа от 30.03.2016 N 857 "Об отмене скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 ноября 2016 года по делу N А05-7448/2016 заявленные требования удовлетворены.
Отделение Фонда с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает необоснованной ссылку заявителя на то, что в текущем году невозможно отменить ранее установленную скидку на прошлый период. Полагает, что в рассматриваемом случае учреждению изначально скидка установлена неправомерно. Ссылается на то, что обязательное условие для предоставления скидки заявителем не соблюдено, поскольку учреждение несвоевременно уплатило текущие страховые взносы в 2014 году.
От учреждения отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Фонд на основании заявления учреждения от 21.10.2014 (лист дела 54) приказом от 14.11.2014 N 3695 (лист дела 55) установил заявителю скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 40 процентов.
Приказом от 30.03.2016 N 857 (лист дела 15) отделение Фонда отменило приказ от 14.11.2014 N 3695, а также предложило учреждению внести исправления в отчетность за 2015 год, исчислив страховые взносы без скидки к страховому тарифу и увеличив их на 19 344 руб. 41 коп.
В письме N 07-2729072068 (лист дела 13) Фонд указал заявителю о том, что в рамках плановых мероприятий по внутреннему контролю отделением Фонда проведена проверка правильности и обоснованности установления скидок страхователям на 2015 год, в ходе которой установлено, что в период с 01.01.2014 по 28.10.2014 (дата приема заявления) страхователем (регистрационный номер 2900150018) нарушены сроки уплаты страховых взносов за июль 2014 года (срок уплаты - 20 число).
Таким образом, по мнению Фонда, учреждением не соблюдено условие о своевременной уплате текущих страховых взносов, предусмотренное подпунктом "б" пункта 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524).
Заявителю предложено представить уточненный расчет по форме 4-ФСС РФ за 2015 год, отразив страховые взносы без учета скидки к страховому тарифу, увеличив их на 19 344 руб. 41 коп.
Учреждение, не согласившись с приказом Фонда от 30.03.2016 N 857 об отмене скидки, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные учреждением требования, признав недействительным оспариваемый приказ Фонда.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Согласно пункту 3 Правил N 524 размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из определенных основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика).
Согласно пункту 2 Методики скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 524 условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
В данном случае Фонд, рассмотрев заявление учреждения исходя из указанных выше норм, приказом от 14.11.2014 N 3695 установил заявителю скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 40 процентов.
Приказ от 30.03.2016 N 857, которым названная скидка отменена, принят отделением Фонда, исходя из положений подпункта "б" пункта 8 Правил N 524, в связи с несвоевременной уплатой учреждением страховых взносов в 2014 году.
В силу пункта 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период, суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
По мнению отделения Фонда, с учетом установленного в учреждении срока для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, страховые взносы подлежат уплате ежемесячно в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Как правильно установил суд первой инстанции, в оспариваемом приказе от 30.03.2016 N 857 не указано, за какой именно месяц (за какие именно месяцы) 2014 года установлена несвоевременная уплата учреждением страховых взносов.
Из направленного в адрес учреждения письма Фонда об отмене скидки к страховому тарифу на 2015 год, несвоевременная уплата учреждением страховых взносов за 2014 год установлена в рамках проведенных плановых мероприятий по внутреннему контролю по проверке правильности и обоснованности установления указанных скидок страхователям на 2015 год.
При этом, как указано отделением Фонда, в ходе данных мероприятий установлено нарушение учреждением сроков уплаты страховых взносов за июль 2014 года.
Однако Фонд в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представил в материалы дела результаты проверки правильности и обоснованности установления учреждению спорной скидки на 2015 год, из которых возможно было бы установить, в чем выразилось нарушение учреждением сроков уплаты страховых взносов за июль 2014 года.
Также Фондом не представлены иные доказательства, свидетельствующие о нарушении учреждением сроков уплаты страховых взносов за июль 2014 года, а также какие-либо иные периоды.
Заявление учреждения о предоставлении скидки к страховому тарифу поступило к ответчику в октябре 2014 года и рассмотрено Фондом в соответствии с положениями Правил N 524, в том числе пункта 8 названных Правил.
Следовательно, рассматривая заявление учреждения об установлении скидки к страховому тарифу на 2015 год, отделением Фонда выяснялся вопрос о своевременной уплате страхователем текущих страховых взносов, а именно за 2014 год, включая июль 2014 года.
Поскольку Фондом принят приказ об установлении учреждению спорный скидки, у заявителя на момент подачи заявления не было нарушений сроков уплаты страховых взносов за 2014 года.
Также, как верно отмечено судом первой инстанции, Правила N 524 не устанавливают порядок и основания отмены предоставленных скидок и надбавок на определенный период после его истечения, поэтому в данном случае у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для признания обоснованным приказа отделения Фонда, содержащего ссылку на нормы, не регулирующие отмену предоставленных ранее скидок и надбавок, равно как и законность отмены предоставленных скидок и надбавок в отсутствие нормативных положений, устанавливающих основания и порядок принятия решения об отмене предоставленных скидок и надбавок и целом допускающих возможность такой отмены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Фонда не имелось правовых оснований для отмены скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленной учреждению на 2015 год.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Несогласие Фонда с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены (изменения) обжалуемого решения суда.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 ноября 2016 года по делу N А05-7448/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7448/2016
Истец: федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области"
Ответчик: ГУ - АРХАНГЕЛЬСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11388/16