Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
14 февраля 2017 г. |
А11-3843/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Кириловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСтрой" (ОГРН 1093335002090, ИНН 3323011069, Владимирская область, Собинский район, д. Одерихино, д. 25А)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2016
по делу N А11-3843/2016,
принятое судьей Андриановым П.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСтрой" о признании незаконным решения администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области, изложенного в письме от 01.04.2016 N 01-19-640,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСтрой" - Балакирева А.Н., директора, на основании выписки от 22.12.2016, Щербакова А.А. по доверенности от 03.08.2016 (участвовал в судебном заседании 01.02.2017),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСтрой" (далее- Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области (далее - администрация Собинского района), изложенного в письме от 01.04.2016 N 01-19-640, об отказе в предоставлении для строительства без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8488 кв.м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: размещение объекта капитального строительства - промышленные базы, расположенного по адресу: Владимирская область, Собинский район, МО Колокшанское (сельское поселение), в 850 м юго-восточнее д. Одерихино; об обязании администрации Собинского района принять решение о предоставлении Обществу в аренду для строительства указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Колокшанское сельское поселение (далее - администрация Колокшанского сельского поселения).
Решением от 07.10.2016 Арбитражный суд Владимирской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, администрация Колокшанского сельского поселения заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01.02.2017 объявлялся перерыв до 08 час. 50 мин. 08.02.2017.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.07.2012 Общество обратилось в администрацию Собинского района с заявлением о выделении земельного участка по адресу: д. Одерихино для расширения действующего производства по переработке резиновых покрышек в размере 8487,5 кв.м.
27.07.2012 на заседании районной комиссии по вопросам предоставления для строительства земельных участков в Собинском районе было принято решение: предоставить испрашиваемый участок с предварительным согласованием места размещения объекта согласно разработанной предпроектной документации в соответствии с действующим законодательством.
Постановлениями администрации Собинского района от 05.09.2012 N 1314 и от 05.10.2012 N 1461 утверждены соответственно акт о выборе земельного участка под расширение действующего производства по переработке резиновых покрышек и схема расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Собинский район, МО Колокшанское сельское поселение, в 850 м юго-восточнее д. Одерихино, площадью 8488 кв.м; установлено разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок площадью 8488+806 кв.м был сформирован и 31.10.2012 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 33:12:011001:600.
08.11.2012 Общество обратилось в администрацию Собинского района с заявлением об изменении категории данного земельного участка.
Получив согласие администрации МО Колокшанское сельское поселение на изменение категории данного земельного участка (письмо oт 13.11.2012), Общество разработало обоснование расширения территории под цех по переработке резиновых покрышек и подготовило отчет по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8488 кв.м.
Постановлением от 26.11.2012 N 1732 администрация Собинского района ходатайствовала перед администрацией Владимирской области о переводе данного земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения".
Постановлением Губернатора Владимирской области от 03.02.2016 N 2 "О переводе земельного участка из одной категории в другую в Собинском районе" принято решение о переводе испрашиваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения с целью дальнейшего его использования для развития существующего производства по переработке резиновых покрышек.
На основании данного постановления в марте 2016 года был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с измененной категорией земель: земли промышленности.
23.03.2016 Общество обратилось в администрацию Собинского района с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 8488 кв.м, с кадастровым номером 33:12:011001:600, расположенного по адресу: Владимирская область, район Собинский, МО Колокшанское сельское поселение, в 850 м юго-восточнее д. Одерихино, категория: земли промышленности и иного специального назначения, с разрешенным использованием: размещение объекта капитального строительства - промышленные базы.
Письмом от 01.04.2016 N 01-19-640 администрация Собинского района отказала Обществу в предоставлении данного земельного участка в аренду без проведения торгов, указав на истечение трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Посчитав такое решение администрации Собинского района об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015, далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
На основании пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В пункте 5 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Согласно положениям статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2). Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (пункт 3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, который утверждается решением о предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
По правилам пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя несколько стадий, завершающей из которых является стадия принятия уполномоченным органом решения о предоставлении заинтересованному лицу земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
Суд первой инстанции согласился с позицией администрации Собинского района, изложенной в письме от 01.04.2016 N 01-19-640, об истечении трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта от 05.10.2012, в связи с чем, по его мнению, испрашиваемый земельный участок мог быть предоставлен Обществу в аренду без проведения торгов не позднее 04.09.2015.
Вместе с тем указанная позиция признается судом апелляционной инстанции противоречащей положениям приведенного законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
По смыслу положений статей 31 - 32 ЗК РФ начатая процедура предоставления земельного участка для строительства может быть прекращена по инициативе уполномоченного органа лишь в случае принятия им решения об отказе в размещении объекта на стадии утверждения акта о выборе земельного участка.
На последующих стадиях такое право у уполномоченного органа отсутствует.
В рассматриваемом случае все действия Общества были направлены на соблюдение процедуры выбора земельного участка для строительства, предусмотренной статьями 30-32 ЗК РФ, действующими в соответствующий период, в частности, осуществлен выбор земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, акт выбора земельного участка и его границы утверждены уполномоченным органом (постановления администрации Собинского района от 05.09.2012 N 1314 и от 05.10.2012 N 1461, которыми утверждены соответственно акт о выборе земельного участка и схема расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения), проведены работы по формированию земельного участка и осуществлена его постановка на кадастровый учет.
Суд апелляционной инстанции считает, что если уполномоченным органом было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, оно подлежит безусловной реализации посредством формирования выбранного земельного участка, постановки его на государственный кадастровый учет и принятия решения о предоставлении данного земельного участка для строительства заинтересованному лицу. Право на принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства после утверждения акта о выборе данного земельного участка нормами статьи 32 ЗК РФ уполномоченному органу не предоставлено.
Истечение трехлетнего срока действия решения уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта по смыслу положений статей 30 - 32 ЗК РФ также не может служить безусловным основанием для прекращения начатой процедуры предоставления земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации от 05.10.2012 Обществу было предварительно согласовано место размещения объекта.
Впоследствии, вплоть до подачи 23.03.2016 заявления, действия Общества и самой администрации Собинского района, а также администрации МО Колокшанское сельское поселение были направлены на реализацию порядка предоставления земельного участка для строительства с целью дальнейшего его использования для развития существующего производства по переработке резиновых покрышек.
Суд апелляционной инстанции исследовал представленные в дело доказательства: кадастровый паспорт от 31.10.2012 о постановке на государственный кадастровый учет сформированного земельного участка с присвоением кадастрового номера 33:12:011001:600; обращение Общества 08.11.2012 в администрацию Собинского района с заявлением об изменении категории земельного участка; согласие администрации МО Колокшанское сельское поселение на изменение категории земельного участка (письмо oт 13.11.2012); технико-экономическое обоснование расширения территории под цех по переработке резиновых покрышек и отчет N 024-КОЗ по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 для перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности; постановление администрации Собинского района от 26.11.2012 N 1732 с ходатайством перед администрацией Владимирской области о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения"; ответ ФГБУ "Управление "Владимирмелиоводхоз" об отсутствии мелиоративных систем на данном земельном участке (письмо от 09.01.2013 N 329); заключение отдела геологии и лицензирования по Владимирской области Департамента по недропользованию Федерального агентства по недропользованию от 16.01.2013 N BЛM 000198 об отсутствии месторождений твердых полезных ископаемых и участков месторождений подземных вод; заключение Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от 06.02.2013 N ДСА/114-06-11 о возможности перевода земельного участка в категорию земель промышленности; заключение Управления Росреестра по Владимирской области о целесообразности перевода данного земельного участка в категорию земель промышленности; заключение Департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области от 22.02.2013 N ДСХП-558-11-08/1 о возможности перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности; обращения администрации Собинского района от 25.03.2013 и 26.03.2013 в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области с делом по переводу земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8488 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения; письмо Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области от 21.05.2013 N ДИЗО-3865/062-11 о подготовке и прохождении согласования соответствующего проекта постановления Губернатора области; письмо Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области от 10.12.2013 N ДИЗО-11081/062-11 о возвращении документов в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка Генеральному плану Колокшанского сельского поселения Собинского района; договор от 21.03.2014 N 120-14, заключенный между ГУП Владимирской области "Владимиргражданпроект", администрацией Собинского района и Обществом, на выполнение проектных работ - разработка проекта "Внесение изменений в генеральный план муниципального образования Колокшанскос сельское поселение Собинского района" в связи с переводом земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8488 кв.м из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленного назначения и иного специального назначения; письмо администрации Колокшанского сельского поселения от 09.07.2014 N 207 в Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области с выполненным проектом для согласования; заключение Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от 07.10.2014 N 01/02-08 о согласовании проекта "Внесение изменений в генеральный план муниципального образования Колокшанское сельское поселение Собинского района"; постановление администрации Колокшанского сельского поселения от 07.10.2014 N 41 о назначении публичных слушаний; протокол от 14.11.2014 публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план Колокшанского сельского поселения в связи с изменением категории земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8488 кв.м; постановление администрации Колокшанского сельского поселения от 14.11.2014 N 45 об утверждении результатов публичных слушаний; решение Совета народных депутатов Колокшанского сельского поселения от 17.11.2014 N 21/13 о внесении изменений в Генеральный план Колокшанского сельского поселения в связи с переводом земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8488 кв.м в категорию земель промышленности; письмо администрации Колокшанского сельского поселения от 08.12.2014 о согласии на изменение категории земельного участка; заявление Общества от 04.12.2014 N 41 в администрацию Собинского района о подготовке заключения и ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8488 кв.м из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности; письмо администрации Собинского района от 23.12.2014 N 01-19-4312 в адрес администрации Владимирской области; письмо администрации Собинского района от 29.12.2014 N 01-19-4391 в адрес администрации Владимирской области с делом по переводу земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8488 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, с целью дальнейшего его использования для развития существующего производства по переработке резиновых покрышек; заключение Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от 23.01.2015 N ДСА/50-06-11 о согласовании возможности перевода; письмо администрации Собинского района от 01.04.2015 в Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области; ходатайство администрации Собинского района от 06.04.2015 N 01-19-1070 в адрес Губернатора Владимирской области; запрос Общества от 14.04.2015 N 12/15 в адрес отдела геологии и лицензирования по Ивановской, Владимирской и Костромской областям; заключение отдела геологии и лицензирования по Ивановской, Владимирской и Костромской областям Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу от 14.04.2015 N ВЛМ 000463 об отсутствии на земельном участке полезных ископаемых; письмо администрации Собинского района от 17.04.2015 N 01-19-1218 в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области с делом по переводу земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8 488 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности; письмо Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области от 20.05.2015 N ДИЗО-3952/062-11 о возврате документов в связи с необходимостью подачи ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8488 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности со стороны администрации Колокшанского сельского поселения с учетом вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; постановление администрации Колокшанского сельского поселения от 01.06.2015 N 42 с ходатайством перед администрацией Владимирской области о переводе из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8488 кв.м; ходатайство администрации Колокшанского сельского поселения от 01.07.2015 N 107 о переводе земельного участка; письмо администрации Колокшанского сельского поселения от 01.07.2015 N 108 с обоснованием отсутствия иных вариантов размещения объектов; письмо Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области от 08.09.2015 N ДИЗО-7286/061-11 о возврате документов по переводу с обоснованием отсутствия доказательств невозможности размещения производства на иных землях, отсутствия санитарно-защитной зоны; ответ администрации Колокшанского сельского поселения от 07.10.2015 N 279 в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области; обращение Общества от 29.10.2015 N 33 в администрацию Собинского района с заявлением о предоставлении обоснования экономической, финансовой и социальной целесообразности перевода земельного участка из одной категории в другую, а также подтверждением отсутствия иных вариантов размещения производства на территории района; ответы администрации Собинского района от 03.11.201 N 01-19-2845 и N 01-09-2846; заключение Комитета по промышленной политике и науке администрации Владимирской области от 02.12.2015 о возможности перевода земельного участка; ходатайство администрации Колокшанского сельского поселения от 07.12.2015 N 287 в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области о переводе земельного участка в категорию земель промышленности.
Именно результатом указанных действий, выраженных в приведенных доказательствах, явилось постановление Губернатора Владимирской области от 03.02.2016 N 2 "О переводе земельного участка из одной категории в другую в Собинском районе".
Таким образом, совокупность этих действий свидетельствует о сохранении заинтересованности в осуществлении строительства и завершении процедуры предоставления земельного участка.
В настоящем деле решение о предварительном согласовании места размещения испрашиваемого заявителем объекта было принято до 01.03.2015 (до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до введения в действие новых правил предоставления земельных участков), поэтому начатая в 2012 году процедура предоставления заявителю земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должна быть завершена в соответствии с правилами статей 30 - 32 ЗК РФ.
При этом длительность процедуры вызвана объективными обстоятельствами, связанными с реализацией перевода земельного участка из одной категории в другую, в том числе с изменением с 01.03.2015 уполномоченного органа по распоряжению земель поселений.
Так, фактическими обстоятельствами дела подтверждается, что действия как Общества, так и непосредственно самой администрации Собинского района, а также администрации Колокшанского сельского поселения на протяжении всего периода времени были направлены на достижение конечного результата процедуры предварительного согласования места размещения объекта - перевода земельного участка из одной категории в другую с целью его дальнейшего предоставления в аренду для строительства.
Поскольку начатая в 2012 году процедура предоставления земельного участка для строительства не была завершена, оспариваемое решение администрации не соответствует нормам статей 30 - 32 ЗК РФ и нарушает права Общества на осуществление строительства объекта в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Тот факт, что на момент обращения (23.03.2016) администрация Собинского района не являлась уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не свидетельствует о законности принятого ею и оспариваемого в рамках настоящего дела решения.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что иных оснований, в том числе о невозможности предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции администрация Собинского района не привела.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При этих условиях суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение администрации Собинского района противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией Собинского района не доказано.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях решение Арбитражного суда Владимирской области подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, а требование Общества - удовлетворению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, на момент принятия настоящего постановления полномочиями по предоставлению земельных участков в аренду обладает администрация Собинского района.
В этой связи в качестве правовосстановительной меры суд считает необходимым обязать администрацию Собинского района предоставить Обществу в аренду для строительства земельный участок с кадастровым номером 33:12:011001:600 путем заключения с заявителем договора аренды указанного земельного участка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществу в связи с удовлетворением его требования подлежат возмещению с администрации Собинского района расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, частями 1 и 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2016 по делу N А11-3843/2016 отменить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области, изложенное в письме от 01.04.2016 N 01-19-640, об отказе обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСтрой" в предоставлении для строительства без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8488 кв.м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: размещение объекта капитального строительства - промышленные базы, расположенного по адресу: Владимирская область, Собинский район, МО Колокшанское (сельское поселение), в 850 м юго-восточнее д. Одерихино.
Обязать администрацию муниципального образования Собинский район Владимирской области предоставить обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСтрой" в аренду для строительства земельный участок с кадастровым номером 33:12:011001:600 площадью 8488 кв.м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: размещение объекта капитального строительства - промышленные базы, расположенного по адресу: Владимирская область, Собинский район, МО Колокшанское (сельское поселение), в 850 м юго-восточнее д. Одерихино, путем заключения с обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСтрой" договора аренды указанного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Взыскать с администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСтрой" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоПромСтрой" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 03.11.2016 N 10.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3843/2016
Истец: ООО "ЭкоПромСтрой"
Ответчик: Администрация муниципального образования Собинский район Владимирской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования Колокшанское сельское поселение Собинского района Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8652/16