Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
22 февраля 2017 г. |
Дело N А07-24814/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2016 по делу N А07-24814/2016 (судья Файрузова Р.М.).
Общество с ограниченной ответственностью ООО "Башкирская гидрогеолого-мелиоративная партия" (далее - заявитель, ООО БГГМП) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов (сообщение об отказе N 04/301/007/2016-1861, 1869); об обязании Управления внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), сведения о правообладателе объекта недвижимости: нежилое строение - склад, общей площадью 632,3 кв.м., с кадастровым N 02:55:050488:96, ранее принадлежавший ОАО "БГГМП", реорганизованное в форме преобразования в ООО "БГГМП".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2016 (резолютивная часть оглашена 06.12.2016) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан N 04/301/007/2016-1861, 1869 от 24.10.2016 во внесении изменений в запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязал Управление Росреестра внести изменения в содержащиеся в ЕГРП сведения о правообладателе в отношении объекта права: нежилое строение - склад, количество этажей 1, общая площадь 632,3 кв.м., литера Б, расположенного по адресу: г. Уфа, Чебоксарская, 12, кадастровый номер объекта 02:55:050488:96, который ранее принадлежал на праве собственности ОАО "Башкирская гидрогеолого-мелиоративная партия", реорганизованному в форме преобразования в ООО "Башкирская гидрогеолого-мелиоративная партия".
С вынесенным решением не согласилось Управление Росреестра, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на положения статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, податель апелляционной жалобы полагает, что в рассматриваемом случае реорганизация заявителя в форме преобразования не является изменением наименования юридического лица, запись о котором осуществляется в порядке пункта 68 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 765 от 23.12.2013. В данном случае подлежит применению специальная норма пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в силу которой права и обязанности к вновь возникшему обществу переходят в соответствии с передаточных актом. Однако, он не был представлен на государственную регистрацию, что исключило государственную регистрацию перехода права собственности. Также апеллянт указывает на осуществление ООО "БГГМП" уплаты государственной пошлины за осуществление регистрационного действия в размере 1 000 руб., при том, что пунктом 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации она установлена в размере 22 000 руб.
По мнению апеллянта, при вынесении решения суд первой инстанции не дал оценки доводам Управления Росреестра о формировании позиции по вопросам применения права с учетом обязательных для применения методических рекомендаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, изложенных в письмах от 25.10.2016 N 14-09558/16, от 23.01.2015 N 14-исх/00683-ГЕ/15.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на Интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, за открытым акционерным обществом "Башкирская гидрогеолого-мелиоративная партия" (далее - ОАО "БГГМП") зарегистрировано право собственности на нежилое строение - склад; количество этажей: 1, общая площадь: 632,3 кв.м., литера Б, расположенное по адресу г.Уфа ул. Чебоксарская, 12, что подтверждается (свидетельством о государственной регистрации л.д. 6).
Решением внеочередного общего собрания акционеров открытое акционерное общество "БГГМП" реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью "Башкирская гидрогеолого-мелиоративная партия" путем реорганизации в форме преобразования (л.д. 21).
24 мая 2016 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - ООО "Башкирская гидрогеолого-мелиоративная партия" путем реорганизации в форме преобразования и прекращении деятельности ОАО "Башкирская гидрогеолого-мелиоративная партия" (л.д. 27). С соответствии с внесенными Единый государственный реестр юридических лиц сведениями ООО "БГГМП" является правопреемником ОАО "БГГМП" ( л.д. 28).
21.09.2016 представитель ООО "БГГМП" через многофункциональный центр обратился с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект - склад, общей площадью 632,3 кв.м., с кадастровым N 02:55:050488:96, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Чебоксарская, д. 12 (л.д. 58).
Согласно описям документов, принятых для оказания государственных услуг от 21.09.2016 N 04/301/007/2016-1861,1869, на государственную регистрацию представлены следующие документы: доверенности, устав от 29.04.2016 N 1, свидетельство о государственной регистрации права от 21.07.2004, протокол внеочередного общего собрания акционеров от 25.01.2016, квитанция, расходные кассовые ордера от 19.09.2016, лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от 24.05.2016, уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе от 24.05.2016, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 24.05.2016, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе от 24.05.2016 ( л.д. 60-72).
Уведомлением N 04/301/007/2016-1861, 1869 Управление Росреестра сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации на срок до 21.10.2016, в связи с возникновением у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав. В целях устранения причин приостановления регистрации, государственным регистратором было рекомендовано представить заявление о государственной регистрации прекращения права собственности ОАО "БГГМП" и заявление о государственной регистрации права собственности ООО "БГГМП" на объект недвижимости; представить два подлинных экземпляра передаточного акта от ОАО "БГГМП" к ООО "БГГМП"; оплатить от имени ООО "БГГМП" государственную пошлину в размере по 22 000 руб. за государственную регистрацию права за каждый объект недвижимости ( л.д. 72-73).
24.10.2016 Управление Росреестра сообщением N 04/301/007/2016-1861, 1869 отказало заявителю в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП (л.д. 78-79). В обоснование отказа Управление Росреестра указало на пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, далее - Закон о государственной регистрации), ссылаясь на то, что не представлены документы, необходимые в соответствии Законом о государственной регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя. К таким документам заинтересованным лицом отнесены - заявление о государственной регистрации права собственности ООО "БГГМП" на объект недвижимости; два подлинных экземпляра передаточного акта от ОАО "БГГМП" к ООО "БГГМП"; оплата от имени ООО "БГГМП" государственной пошлины в размере по 22 000 руб. за государственную регистрацию права за каждый объект недвижимости.
Не согласившись с указанным отказом Управления, считая его необоснованным, не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции счел, что в рассматриваемом случае в связи с преобразованием открытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, имеет место изменение организационно-правовой формы юридического лица, что не влечет перехода права на объект недвижимого имущества. Соответственно, ООО "БГГМП" правомерно обратилось в Управление Росреестра за внесением изменений в ЕГРП в порядке пункта 68 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 765 от 23.12.2013.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации установлены основания для государственной регистрации прав, которыми являются документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации может быть отказано, в частности, если не представлены документы, необходимые в силу названного закона для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
Спорные правоотношения возникли по поводу осуществления государственной регистрации права собственности ООО "БГГМП" на недвижимое имущество, возникшего в результате реорганизации ОАО "БГГМП" в форме преобразования.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" законом может быть установлено, что принадлежащее правопредшественнику заявителя право на недвижимое имущество переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (пункт 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в пункте 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Названные нормы введены Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции этого Федерального закона).
Исходя из названного, особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников). Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного статьей 59 Гражданского кодекса, от одного лица другому. Преобразование юридического лица считается завершенным в момент государственной регистрации реорганизованного лица (аналогичная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда РФ от 19.07.2016 по делу N 310-КГ16-1802).
При отсутствии в этом случае правопреемства от одного лица к другому, довод регистрирующего органа о необходимости осуществления государственной регистрации перехода права собственности от реорганизованного к преобразуемому лицу, заявления о государственной регистрации перехода права собственности, подлинника передаточного акта и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на объект недвижимости, нельзя признать соответствующим закону.
В случае наличия обстоятельств, которые не влекут за собой прекращение или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) на него, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть внесены соответствующие записи об изменениях без проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 68 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 765 от 23.12.2013, действовавших в период возникновения спорных правоотношений).
Поскольку в этом случае представленные на государственную регистрацию документы не являются самостоятельным основанием для возникновения или перехода прав, а влекут необходимость внесения изменений в записи ЕГРП, оплата государственной пошлиной производится в размере 1 000 руб., определенном подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций.
Довод Управления Росреестра о формировании позиции по вопросам применения права с учетом обязательных для применения методических рекомендаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, изложенных в письмах от 25.10.2016 N 14-09558/16, от 23.01.2015 N 14-исх/00683-ГЕ/15 и необходимости оценки указанных подзаконных актов подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Соответственно, названные Управлением Росреестра письма, поскольку не являются правовой нормой и не имеют нормативно-правового характера, не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых судами при рассмотрении арбитражных дел.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2016 по делу N А07-24814/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24814/2016
Истец: ОАО "БАШКИРСКАЯ ГИДРОГЕОЛОГО-МЕЛИОРАТИВНАЯ ПАРТИЯ", ООО "Башкирская гидрогеолого-мелиоративная партия"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН