Требование: о признании ненадлежащим исполнения обязанностей конкурсного управляющего в связи с процедурой банкротства по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А42-5324/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.С.Копыловой,
судей И.Г.Медведевой, И.Ю.Тойвонена,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.Г.Новожиловой,
при неявке участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-801/2017) конкурсного управляющего Рогова В.В.
на определение Арбитражного суда Мурманской области от 13.12.2016 по делу N А42-5324/2013 (2ж) (судья Киличенкова М.А.), принятое
по жалобе УФНС России по Мурманской области о признании ненадлежащим исполнение арбитражным управляющим Роговым Виктором Владимировичем обязанностей конкурсного управляющего
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "ГЦС-группа управления",
установил:
определением арбитражного суда первой инстанции от 13.12.2016, вынесенного в деле о банкротстве ООО "ГЦС-группа управления", удовлетворена жалоба Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - ФНС, уполномоченный орган) - признано ненадлежащим исполнение арбитражным управляющим Роговым Виктором Владимировичем обязанностей конкурсного управляющего ООО "ГЦС - группа управления", выразившееся в неисполнении обязанности по своевременному представлению в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Мурманской области бухгалтерской отчетности ООО "ГЦС - группа управления" за 2015 год. Суд первой инстанции признал, что неисполнение указанной обязанности привело к уменьшению конкурсной массы должника за счет штрафа, чем нарушены права конкурсных кредиторов.
Конкурсным управляющим подана апелляционная жалоба, в которой просил определение отменить, в удовлетворении жалобы отказать. По мнению конкурсного управляющего, пунктом 2 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлен исчерпывающий перечень обязанностей конкурсного управляющего, не содержащий обязанности по сдаче в налоговый орган бухгалтерской отчетности. Конкурсный управляющий не подменяет руководящие органы должника, а исполняет их функции в соответствии с Законом о банкротстве. Статья 23 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган налоговые декларации и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах. Следовательно, такая обязанность возлагается на налогоплательщика (должника в деле о банкротстве), а не на конкурсного управляющего, эта обязанность является публичной, и вопрос об исполнении или неисполнении налогоплательщиком такой обязанности не может быть разрешен в деле о банкротстве. Налоговый орган в деле о банкротстве обладает правами кредитора (уполномоченного органа), а не правами налогового контроля в отношении конкурсного управляющего.Судом первой инстанции не было принято во внимание то обстоятельство, что бухгалтерская документация бывшим конкурсным управляющим Отчиевым Е.М. не передавалась. В истребовании первичной бухгалтерской документации у арбитражного управляющего Отчиева Е.М. определением суда от 18.12.2015 было отказано. После этого проведена инвентаризация имущества должника и по ее результатам в налоговый орган была предоставлена декларация и бухгалтерская отчетность с нарушением сроков их предоставления. В данном случае несвоевременное предоставление отчетности в ИФНС было обусловлено объективными причинами - отсутствием каких-либо сведений бухгалтерского учета должника за 2015 год. Нарушений Закона о банкротстве, по мнению подателя апелляционной жалобы, им не допущено. Апелляционную жалобу конкурсный управляющий просил рассмотреть в свое отсутствие.
От ФНС поступил отзыв, в котором изложены возражения по апелляционной жалобе. Последняя налоговая отчетность представлена в адрес Межрайонной ИФНС России N 8 по Мурманской области 28.04.2016 - налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2015 год. Нормы гражданского законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об организациях различных организационно-правовых форм обязывают соответствующие экономические субъекты вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Указанные нормы распространяются на все экономические субъекты, независимо от применяемого ими режима налогообложения. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) не изменяет требования указанных федеральных законов. Исходя из этого и в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Следовательно, ни отсутствие каких-либо первичных документов, ни отсутствие деятельности у должника не освобождает от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности, предоставление которой, в том числе восстановление (в случае необходимости) должен осуществлять конкурсный управляющий в рамках предоставленных ему статьей 129 Закона о банкротстве полномочий и соответствующих обязанностей как руководителя должника. Именно на конкурсного управляющего, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете, статьями 23, 24 и 27 НК РФ возлагается ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, обязанность по ведению бухгалтерского учета должника, представлению бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика. Отмечено, что исполнение обязанности в период рассмотрения жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего не может являться надлежащим, поскольку конкурсным управляющим нарушен срок исполнения данной обязанности - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть до 31.03.2016. ФНС просила рассмотреть апелляционную жалобу Рогова Виктора Владимировича без участия представителя уполномоченного органа.
Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке с применением частей 2, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие участвующих в обособленном споре лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, возражения ФНС в совокупности и взаимосвязи с собранными по обособленному спору доказательствами, учитывая размещенную в картотеке арбитражных дел в телекоммуникационной сети Интернет информацию по делу о банкротстве, апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, определением Арбитражного суда Мурманской области от 09.08.2013 возбуждено производство по заявлению ООО "ГЦС - группа управления" о его несостоятельности (банкротстве). Решением суда от 28.02.2014 ООО "ГЦС - группа управления" признано несостоятельным (банкротом), в отношении ООО"ГЦС - группа управления" открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев; конкурсным управляющим ООО "ГЦС - группа управления" утвержден Отчиев Евгений Михайлович. Определением от 20.07.2015 арбитражный управляющий Отчиев Е.М. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "ГЦС - группа управления".
Определением от 08.09.2015 конкурсным управляющим ООО "ГЦС - группа управления" утвержден Рогов Виктор Владимирович, член Ассоциации Арбитражных Управляющих "Содружество". Срок конкурсного производства в отношении должника продлевался.
Требования уполномоченного органа включены в реестр требований кредиторов ООО "ГЦС - группа управления" определениями от 28.01.2014 и от 25.08.2014.
В реестр требований кредиторов включены требования уполномоченного органа и конкурсного кредитора ООО "КСПлюс - Информ" в общей сумме 7905958,43 руб., из них требования уполномоченного органа составляют 7715978,75 руб. - 96,21 % всей кредиторской задолженности.
ФНС в лице УФНС России по Мурманской области обратилась в суд с жалобой о признании ненадлежащим исполнения арбитражным управляющим Роговым В.В. обязанностей конкурсного управляющего ООО "ГЦС - группа управления", что выразилось в непредставлении конкурсным управляющим бухгалтерской должника за 2015 год в установленный законом срок.
Оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 67, 68, 71, 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к мотивированным выводам об обоснованности жалобы конкурсного кредитора, поскольку обязанность по уплате налоговых санкций (штрафов) не может быть признана в качестве запланированных, необходимых расходов должника, исполнение данной обязанности влечет необоснованное уменьшение конкурсной массы должника и, как следствие, уменьшение вероятности осуществления должником расчетов с кредиторами в максимально возможном объеме, что противоречит интересам как должника, так и кредиторов. При этом не приняты доводы конкурсного управляющего о том, что в настоящее время бухгалтерская отчетность должника за 2015 год им сдана (как указывает уполномоченный орган, отчетность представлена в налоговый орган 21.10.2016), поскольку обязанность по предоставлению бухгалтерской отчетности была исполнена только после обращения уполномоченного органа в суд с настоящей жалобой, и имевшее место ненадлежащее исполнение соответствующей обязанности повлекло наложение на ООО "ГЦС - группа управления" штрафа, который подлежит выплате из сформированной конкурсной массы.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклонены, как не соответствующие действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего он исполняет обязанности руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно статьи 20.2 Закона о банкротстве, в случае если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации юридического лица.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
В соответствии со статьей 289 НК РФ, независимо от наличия у налогоплательщика обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять отчетность в налоговые органы по месту своего нахождения.
Непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган в установленный срок форм бухгалтерской отчетности влечет наложение на организацию штрафов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Межрайонной ИФНС России N 8 по Мурманской области 14.06.2016 в отношении ООО "ГЦС - группа управления" вынесено решение N 305 о привлечении лица к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания налоговых санкций (штрафов) на общую сумму 800,00 руб.
Нарушения при ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской и налоговой отчетности исключают возможность достоверного учета имущества должника и влекут возложение на должника ответственности, в том числе предусмотренной Налоговым кодексом РФ, в виде пени и штрафов, что, в свою очередь, как текущий и непланируемый платёж ведет к уменьшению конкурсной массы, соответственно, чем нарушаются права конкурсных кредиторов.
Пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве установлено общее правило, согласно которому при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статьях 20.3, 129 Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий и бездействия конкурсного управляющего незаконными. При этом предусмотренный в указанных нормах перечень не является исчерпывающим.
Исходя из перечисленных норм права, для удовлетворения жалобы на действия арбитражного управляющего необходимо установить не только несоответствие этих действий законодательству, но и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов кредиторов должника. Указанная совокупность обстоятельств в данном случае подтверждена.
Отсутствие вины налогоплательщика при привлечении должника в ответственности не было доказано, вследствие чего отрицательные последствия непосредственно повлияли на увеличение кредиторской задолженности.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы или в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 176, 223, 268, 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение арбитражного суда первой инстанции от 13.12.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.С. Копылова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5324/2013
Должник: ООО "ГЦС-группа управления"
Кредитор: ООО "КСПлюс-Информ"
Третье лицо: Бородастова Т. Г., Гуменный Александр Викторович, Комитет по обеспечению безопасности населения Мурманской области, Межрайонная ИФНС РФ N 8 по Мурманской области, Некоммерческое партнерство "ВЕДУЩИХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ДОСТОЯНИЕ", НП "Ведущих АУ "Достояние", НП арбитражных управляющих "Содружество", ОАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ОСП г. Апатиты УФССП по Мурманской области, Отчиев Евгений Михайлович, Отчиев Петр Михайлович, Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление ФСБ России по Мурманской области, Христюк Александр Александрович
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-801/17
08.09.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10919/15
07.07.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9458/15
28.02.2014 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-5324/13