г. Москва |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А40-198053/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Левиной Т.Ю., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТЕХНОСТИЛЬ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 декабря 2016 года по делу N А40-198053/16, принятое судьёй Константиновская Н.А.
по иску ФГБУ "НИИ ЦПК ИМЕНИ Ю.А.ГАГАРИНА" (ОГРН 1095050002376, ИНН 5050077618)
к ООО "ТЕХНОСТИЛЬ" (ОГРН 1107746579027, ИНН 7718814094)
о взыскании 2031568 рублей 37 копеек
при участии в судебном заседании:
от истца: Есенин С.Б. по доверенности от 22.06.2016 г. N 50-06/16,,
Сагалович М.С. по доверенности от 12.01.2017 г. N 3-01/17,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина"( далее по тексту- ФГБУ "НИИ ЦПК ИМЕНИ Ю.А.ГАГАРИНА") обратилось в арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ТЕХНОСТИЛЬ"(далее по тексту- ООО "ТЕХНОСТИЛЬ") о взыскании 2004708 рублей 75 копеек - задолженности, 26859 рублей 62 копейки пени.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2016 г. ходатайство ответчика об отложении рассмотрения дела оставлено без удовлетворения; ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу оставлено без удовлетворения; ходатайство ответчика о направлении дела по подсудности оставлено без удовлетворения; взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОСТИЛЬ" в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина" 2004708 рублей 75 копеек - задолженности, 26859 рублей 62 копейки - пени, а также 33157 рублей 84 копейки - расходы по госпошлине.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Ответчик в судебное заседание не явился, судом уведомлен о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Заслушав представителя истца, рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, исходя из следующего:
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с договорами управления многоквартирными домами, заключенными между Администрацией городского округа Звёздный городок Московской области и ООО "ТЕХНОСТИЛЬ" (далее по тексту- Управляющая организация, абонент, исполнитель), на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации согласно протоколов от 27.08.2015 г. N N 2,2, с 01.10.2015 г. ООО "ТЕХНОСТИЛЬ" является Управляющей организацией по управлению многоквартирными домами: N N 2, 4, 5, 10, 11, 12, 17, 20, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 60, 61, 62, 63, 64 ЗАТО городской округ Звёздный городок Московской области.
ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина" осуществляет горячее водоснабжение указанных многоквартирных домов, которые оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды.
Договор горячего водоснабжения между истцом и ответчиком не заключен.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно абз. 3 п. 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 (далее по тексту - Правила N 124), абз. 7 п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее по тексту- Правила N 354), ст. 155, ч. 1 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ, на управляющую организацию возложена обязанность по обеспечению собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах коммунальными услугами и сбору платежей за коммунальные услуги.
В силу п. 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается Управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно ч. 6.2. ст. 155 ЖК РФ, Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.
В силу норм ч.ч,4,12 ст. 161 ЖК РФ, Управляющая организация, выбранная в качестве таковой в обязана приобретать у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, и следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией.
Учитывая п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 539, ст. 544 ГК РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами; количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении; оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные ст.ст. 539 - 547 ГК РФ применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Судом первой инстанции определено, что за период с 25.05.2016 г. по 25.08.2016 г. истец оказал ответчику услуги по горячему водоснабжению многоквартирных домов на общую сумму 2004708 рублей 75 копеек; порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса определен ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 21 Правил N 124.
В силу пп. "а" п. 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным общедомовым) прибором учета).
Объём потребленной горячей воды в указанный период определён истцом на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта, что следует из актов показаний коллективных (общедомовых) приборов учета; тарифы на горячую воду установлены распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области N 164-р от 18.12.2015 г. (п. 205 приложения N 1).
Судом определено, что за период с 25.05.2016 г. по 25.08.2016 г., горячая вода, потребленная многоквартирными домами не оплачена, в связи с чем, правомерно определено судом обязательство у Управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате поставленного энергоресурса.
В силу абз. 2 п. 25 Правил N 124, в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, оплата коммунального ресурса осуществляется путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.201г. N 253, платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Исходя из п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", абз. 10 п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", отсутствие письменного договора не освобождает управляющую организацию от обязанности возместить стоимость горячей воды, потребленной принадлежащими ему объектами.
Пунктом ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Учитывая абз. 2 п. 25 Правил N 124, суд правомерно взыскал с ответчика в пользу истца долг в сумме 2004708 рублей 75 копеек по оплате потребленной многоквартирными домами в период с 25.05.2016 по 25.08.2016 горячей воды,
Также правомерно удовлетворено судом первой инстанции требование о взыскании неустойки в силу ч. 6.4. ст.13 ФЗ N 416 в сумме 26859 рублей 62 копейки согласно расчета истца, который проверен судом, признан обоснованным.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика о необходимости применения к сложившимся отношениям позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.10.2007 г. N 57, так как, указанная позиция Пленума сформирована для Товарищества собственников жилья (ТСЖ), в то время, как ответчик, является Управляющей организацией, что не может считаться равнозначным, правомерно признав данную позицию Пленума не применимую к рассматриваемым отношениям.
Довод ответчика о возможности у него взыскания с населения (должников) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, то есть, в меньшем размере, чем заявлено истцом в исковых требованиях, также правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту -ФЗ N 416). Правовая позиция ответчика сводится к тому, чтобы при начислении пени за неоплату фактически потребленной многоквартирными домами в период с 25.05.2016 по 25.08.2016 горячей воды применить редакцию ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, действовавшую до 01.01.2016, что не может быть признано основанным на законе.
Судом первой инстанции правомерно также отказано в удовлетворении ходатайств ответчика об отложении рассмотрения дела, о приостановлении производства по делу, о направлении дела по подсудности, с обоснование отказа в удовлетворении ходатайств, апелляционный суд согласился.
Доводы заявителя апелляционной жалобы ответчика проверены арбитражным судом и отклоняются с учетом указанных обстоятельств дела и требований ГК РФ.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, считает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Довод заявителя жалобы о наличии претензий по качеству коммунального ресурса является несостоятельным.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг не надлежащего качества определен разделом X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354( далее по тексту - Правила N 354).
В силу п. 104 Правил N 354, при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг не надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю); если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению; в течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг; дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Пунктом 108 Правил N 354 определено, что в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги; при этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки; по окончании проверки составляется акт проверки; если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги; если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги; если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил,
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), один экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке; при уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем не заинтересованными лицами (п. 109 Правил N 354).
Акты проверки качества подачи (приема) коммунальных ресурсов, доказательства извещения истца о времени и месте составления актов, а также доказательства их своевременного направления истцу для устранения недостатков предоставления коммунальных услуг не представлены заявителем апелляционной жалобы.
Разделом IX Правил N 354 предусмотрены случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.
В соответствии с п. 98 Правил N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги не надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований или возражений.
Доказательств, свидетельствующих о подаче горячей воды ненадлежащего качества в многоквартирные дома, обслуживаемые ответчиком, в спорный период, не представлены заявителем апелляционной жалобы.
Доказательства, свидетельствующие о снижении ответчиком размера платы собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах по причине предоставления энергоснабжающей организацией коммунальной услуги не надлежащего качества, не представлены заявителем апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное, довод заявителя апелляционной жалобы о наличии претензий по качеству коммунального ресурса является не подтвержденным предусмотренными законом документами (контррасчет не представлен), в связи с чем, отклоняется апелляционным судом.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии технологического присоединения к сетям истца, а также о невозможности достоверно установить, кем поставлялась коммунальный ресурс в многоквартирные дома, отклоняется апелляционным судом, поскольку данный довод опровергается материалами дела.
В силу п. 38 Правил N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с имеющимися в материалах дела квитанциями, направляемыми ответчиком в адрес собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, Управляющая организация использует тариф для расчета, установленный распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области N 164-р от 18.12.2015 (п. 205 приложения N 1) для ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина".
Подлинность указанных квитанций и размер тарифа, выставляемый ООО "ТЕХНОСТИЛЬ" потребителям, заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
Доказательства получения коммунального ресурса от другой ресурсоснабжающей организации заявителем апелляционной жалобы не представлены.
Акты показаний общедомовых приборов учета подписаны сторонами без замечаний по каждому многоквартирному дому.
Заявленный довод о наличии претензий к истцу по качеству поставленного коммунального ресурса, свидетельствует также о получении коммунального ресурса от ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина". ответчиком.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В п. 2 ст. 9 АПК РФ прямо указано, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Остальные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, исследованы апелляционным судом, оценены и не принимаются апелляционным судом во внимание в силу их безосновательности, а также в связи с тем, что, по мнению суда, они не могут повлиять на результат рассмотрения дела.
Заявитель апелляционной жалобы не доказал наличия оснований для отмены решения по настоящему делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 декабря 2016 года по делу N А40-198053/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТЕХНОСТИЛЬ" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198053/2016
Истец: ФГБУ "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ИМЕНИ Ю.А.ГАГАРИНА"
Ответчик: ООО "ТЕХНОСТИЛЬ"