г. Челябинск |
|
22 февраля 2017 г. |
Дело N А76-25658/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-1" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2016 по делу N А76-25658/2016 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-1" - Сербина Я.М. (доверенность от 09.01.2017).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно -эксплуатационный участок - 8" (далее - заявитель, ООО "ЖЭУ - 1") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области") от 22.08.2016 N 3670 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 20.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЖЭУ - 1" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ЖЭУ - 1" указывает, что Решением Челябинской городской думы от 29.03.2016 N 19/13 "О плате за жилое помещение в г. Челябинске" с 01.06.2016 установлена плата за содержание и ремонт. На основании данного решения и был увеличен тариф за услугу содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Также податель жалобы указывает, что в соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 6.1.2 договора управления многоквартирным домом от 01.04.2015 N 1/пЛ-17 ООО "ЖЭУ - 1" имело право поднимать размер платы за содержание и ремонт в многоквартирном доме.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явилось. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 21.09.2016 N 4029 (л.д. 67-67) в отношении ООО "ЖЭУ - 1" проведена внеплановая проверка с целью рассмотрения обращения граждан от 12.09.2016 N13301 по адресу: Челябинский городской округ, пр. Ленина, д.17. Задачей настоящей проверки явилась: осуществление лицензионного контроля.
По результатам указанной проверки составлен акт от 05.10.2016 N 4029 (л.д. 69-72) и выдано предписание от 05.10.2016 N 4029 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации (л.д. 73-74).
Согласно данному предписанию при проведении проверки заинтересованным лицом выявлены следующие нарушения заявителя обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации в отношении многоквартирного дома по пр. Ленина, д.17, г.Челябинск: нарушения лицензионных требований части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, выразившиеся в установлении и начислении с 01.01.2016 собственникам платы за содержание и ремонт многоквартирного дома по адресу: г.Челябинск, пр. Ленина, д.17, в размере 14 руб. 14 коп. с 1 кв.м с января 2016 года по май 2016 года; в размере 16 руб. 41 коп. с 1 кв.м с июня 2016 года по август 2016 года в отсутствие решения собственников помещений указанного дома.
ООО "ЖЭУ - 1" в срок до 10.11.2016 предписано произвести перерасчет собственникам и нанимателям за период: с января по август 2016 года необоснованно начислений платы за содержание и ремонт жилого помещения согласно размеру платы, утвержденному общим собранием собственников (протокол от 31.03.2015).
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "ЖЭУ- 1" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание от 05.10.2016 N 4029 издано Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" с соблюдением законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирном домом должны быть указаны, помимо прочего, порядок определения цен договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 31 Правил N 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.
Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
Судом первой инстанции установлено, что 01.04.2015 между ООО "ЖЭУ-1" и собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор N 1/пЛ-17 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу г.Челябинск, пр. Ленина д.17 (л.д. 10-15).
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 17 по пр. Ленина, г.Челябинск, от 31.03.2015 установлен размер ежемесячной платы за содержание и ремонт (для жилых и нежилых помещений) - 13 руб. 10 коп. с кв.м общей площади помещения в месяц.
Пунктом 6.1.2 договора управления многоквартирным домом от 01.04.2015 N 1/пЛ-17 предусмотрено, что планово-договорная стоимость работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества, определённая на дату заключения договора индексируется при изменении размера платы, утверждённого органом местного самоуправления для нанимателей.
Между тем, с 01.01.2016 собственникам установлена и начислена плата за содержание и ремонт многоквартирного дома по адресу: г.Челябинск, пр. Ленина д.17, в размере 14 руб. 14 коп., с 01.06.2016 в размере 16 руб. 41 коп. в отсутствие решения собственников помещений указанного дома.
Как верно отметил, суд первой инстанции, процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется положениями жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства. Названные нормы права призваны, в первую очередь, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией. Жилищное законодательство не предусматривает каких-либо исключений в части, касающейся одностороннего изменения обслуживающей организацией указанной платы, а равно не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, на одностороннее изменение размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями. Такое изменение возможно только решением общего собрания собственников.
Между тем, исчисление платы за содержание имущества и расходов управляющей компании в одностороннем порядке помимо волеизъявления собственников жилых помещений в спорных многоквартирных домах согласно заключенных договорам, подтверждается материалами дела. Решение собственников помещений многоквартирного дома об изменении и индексации в указанном размере тарифа на общих собраниях в многоквартирном доме не принималось, соответствующие собрания не проводились. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции, принимая во внимание отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 17 по пр. Ленина, г. Челябинск, по вопросу изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также, учитывая императивное требование части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что действия заявителя по увеличению размера ежемесячной платы за содержание и ремонт с 13 руб. 10 коп. до 14 руб. 14 коп., 16 руб. 41 коп. не соответствуют закону.
При таких обстоятельствах, оспоренное предписание ГУ "ГЖИ Челябинской области"а, содержащее требование об устранении указанного нарушения, следует признать выданным заявителю при наличии законных оснований.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано обоснованно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При подаче апелляционной жалобы обществом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 500 руб. по платежному поручению N 725 от 29.12.2016, которая в силу статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2016 по делу N А76-25658/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 1" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 1" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 725 от 29.12.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25658/2016
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ УЧАСТОК-1", ООО "ЖЭУ-1"
Ответчик: ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области"
Третье лицо: ООО "ЖЭУ-1"