Требование: о понуждении заключить договор
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
22 февраля 2016 г. |
Дело N А03-13801/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной,
судей Е.И. Захарчука, О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.И. Хасанзяновым
при участии представителей:
от истца: без участия,
от ответчика: И.Н. Бескаравайная - директор, приказ от 25.04.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вода" (N 07АП-168/17) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.11.2016 по делу N А03-13801/2016 (судья Ю.В. Овчинников) по иску акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922, г. Москва, пр. Комсомольский, 18, стр. 3) к обществу с ограниченной ответственностью "Вода" (ОГРН 1142235000181, ИНН 2235009541, р.п. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края, ул. Промышленная, 3) о понуждении к заключению публичного договора,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в лице обособленного подразделения "Барнаульское" АО "ГУ ЖКХ" Алтайского края (далее АО ГУ ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вода" (далее ООО "Вода") о понуждении к заключению договора по транспортировке воды и сточных вод на условиях проектов, приложенных к исковому заявлению, взысканию расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решением арбитражного суда от 15.11.2016 (резолютивная часть объявлена 08.11.2016) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ООО "Вода" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что АО ГУ ЖКХ не может быть транзитной организацией для военного комиссариата, так как для этих целей она наделена имуществом, иные абоненты не присоединены к сетям военкомата, не получают услуги через его сети от ответчика.
В судебном заседании представитель ООО "Вода" поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
АО ГУ ЖКХ в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения, полагая, что истец является транзитной организацией, эксплуатирующей водопроводные и (или) канализационные сети, переданные истцу в безвозмездное пользование, и оказывающей услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод. Ввиду того, что истец не является гарантирующей организацией и не уполномочен действовать от имени Министерства обороны РФ, статус АО "ГУ ЖКХ" соответствует понятию транзитной организации. АО "ГУ ЖКХ" на основании договора безвозмездного пользования осуществляет эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, присоединенных к сети конечного потребителя ответчика, что свидетельствует о наличии комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоснабжения.
Дело рассмотрено на основании ч.3 ст.156 АПК РФ без участия представителя истца, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения Правительства РФ N 1089-р от 11.06.2015 АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
В соответствии с распоряжением между АО ГУ ЖКХ и Министерством обороны РФ заключены государственные контракты на оказание услуг, в том числе по поставке электрической и тепловой энергии, для чего истцу на праве безвозмездного пользования переданы объекты теплоснабжения и соответствующих сетей, объекты водоснабжения и водоотведения и соответствующих сетей, объекты электросетевого хозяйства и соответствующих сетей, а также иное имущество Минобороны России, необходимое для осуществления функций единственного исполнителя осуществляемых Минобороны России закупок работ и услуг.
16.10.2015 на основании распоряжения N 1089-р между федеральным государственным казенным учреждением "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ (ссудодатель) и АО "ГУ ЖКХ" в лице обособленного подразделения "Барнаульское" (ссудополучатель) заключен договор N 1/22/2134 о передаче последнему объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование (л.д.20-33 т.1).
Согласно приложения к договору, в числе переданных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, АО "ГУ ЖКХ" переданы водопроводно-канализационные сети, расположенные по адресу: пер. Кучеровых, 40 в пгт. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края, военный городок N 70.
Как установлено судом первой инстанции из материалов дела, указанные выше водопроводно-канализационные сети технологически присоединены к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Вода", которое на основании постановления Администрации Благовещенского поссовета Благовещенского района Алтайского края N 177 от 29.10.2014 наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Благовещенский поссовет.
Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов на 2015 и 2016 годы АО "ГУ ЖКХ" установлены тарифы на транспортировку воды и сточных вод.
Для реализации принятых на себя обязательств, АО ГУ ЖКХ неоднократно обращалось к ООО "Вода" с предложением заключить договоры по транспортировке воды и сточных вод, направляя для этого необходимые документы, а также проекты договоров, однако они не были заключены, что послужило основанием для обращения АО ГУ ЖКХ в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у ответчика, как гарантирующей организации, оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению абонентам, технологически присоединенных к водопроводно-канализационным сетям истца, обязанности заключить договоры по транспортировке холодной воды и по транспортировке сточных вод с АО "ГУ ЖКХ".
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
В силу п.2 ст.1 ГК РФ субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно положений ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Исходя из положений п.п.1, 3 ст.426 ГК РФ договор энергоснабжения, является публичным договором и заключается коммерческой организацией, устанавливая ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Из положений п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 14 от 05.05.1997 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п.2.ст.432 ГК РФ). Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п.1 ст.433 ГК РФ).
Исходя из статьи 426 ГК РФ, договор по транспортировке горячей воды является публичным договором, на который распространяется предусмотренный статьей 445 Кодекса порядок заключения договоров.
Следуя ст.445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты (п.1). При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ (п.3). Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п.4).
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).
Пунктом 4 ст.421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Из ч.1 ст. 422 ГК РФ следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как правильно отметил суд первой инстанции, рассматриваемые отношения регулируются нормами ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 644 от 29.07.2013 (далее Правила N 644).
В соответствии с п. 46 Правил N 644 заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
Исходя из положений ФЗ "О водоснабжении и водоотведении":
- водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п.2 ст.2); транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (п. 26 ст. 2); канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (п.9 ст.2);
- субъекты, действующие в сфере водоснабжения и водоотведения: абонент; гарантирующая организация; транзитная организация.
- гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п.6 ст.2);
- гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.4 ст.11).
Как следует из материалов дела, в пределах муниципального образования Благовещенский поссовет ответчик является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения. Истец является организацией, эксплуатирующей отдельные объекты системы холодного водоснабжения и водоотведения на основании договора от 16.10.2015, N 1/22/2134, с использованием которых ответчик осуществляет водоснабжение объектов, находящихся по адресу: пер. Кучеровых, 40, в пгт. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края, военный городок N 70.
При этом, ответчик может обеспечить исполнение своих обязательств по обеспечению объектов холодной водой и по приему сточных вод перед третьими лицами (абонентами ответчика), находящимися по адресу: пер. Кучеровых, 40 в пгт. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края, военный городок N 70, только с использованием сетей, находящихся в пользовании истца, таким образом, по водопроводно-канализационным сетям АО "ГУ ЖКХ" осуществляется транзитное перемещение (транспортировка) воды и сточных вод для абонентов ответчика.
Согласно п.п.1, 2 ст.11 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод и иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Указанные в пункте 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статьей 16 и 17 настоящего Закона.
Пунктом 1 ст. 17 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
По правилам п.45 Правил N 644, договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
При этом транзитная организация определена в Правилах N 644 как организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
Из представленных материалов дела усматривается, что сточные воды поступают от абонентов ответчика, технологически подключенных к сети, по канализационной сети истца, далее в канализационные сети предприятия.
Таким образом, по канализационным сетям истца осуществляется транзитное перемещение (транспортировка) сточных вод от абонентов до централизованной системы канализации ответчика.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у ответчика, как гарантирующей организации, оказывающей услуги водоотведения абонентам, технологически присоединенных к централизованной канализационной сети через канализационные сети истца, обязанности заключить договор по транспортировке сточных вод с обществом.
В соответствии с п.57 Правил N 644 в случае представления транзитной организацией в течение 15 дней после получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства проекта договора по транспортировке холодной воды или проекта договора по транспортировке сточных вод мотивированного отказа от подписания договора в предложенной редакции с приложением предложений об изменении представленного проекта договора организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) обязана в течение 5 рабочих дней рассмотреть мотивы отказа транзитной организации от заключения договора в предложенной редакции, принять меры к урегулированию разногласий и передать транзитной организации на подписание доработанный проект договора по транспортировке холодной воды или проект договора по транспортировке сточных вод. Транзитная организация подписывает договор по транспортировке холодной воды или договор по транспортировке сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
В случае если организация водопроводно-канализационного хозяйства не направит в транзитную организацию в течение 5 рабочих дней доработанный проект договора по транспортировке холодной воды или проект договора по транспортировке сточных вод, транзитная организация вправе обратиться в суд с требованием о понуждении организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации) заключить договор.
Ответчик, заявляя об отсутствии факта транспортировки ввиду того, что на границе раздела сетей, являющейся точкой поставки, услуга считается оказанной одному абоненту - Минобороны РФ, не представил соответствующих доказательств.
Согласно п. 23 Правил N 644 местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения.
Местом исполнения обязательств по контракту является Алтайский край, р.п. Благовещенка, пер. Кучеровых, 40 - здание Военного комиссариата Алтайского края по Благовещенскому и Суетскому районам. Указание ответчика на то, что на балансе и в эксплуатации военного комиссариата находится участок сети от границы раздела в сторону его здания, не может опровергать статус транзитной организации АО "ГУ ЖКХ", поскольку копия Приложения N 1 к государственному контракту не позволяет установить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности военного комиссариата как абонента и ответчика как организации водопроводно-канализационного хозяйства. При этом место исполнения обязательств определено контрактом.
В то же время, апелляционный суд отмечает, что данный контракт заключен до 31.12.2016.
Суд первой инстанции установил, что проект договора по транспортировке сточных вод N 22-12-04 соответствует типовому договору на транспортировку сточных вод, утвержденному Постановлением Правительства РФ N645 от 29.07.2013, ответчик разногласий по содержанию спорного договора не заявил, его условия не оспорил.
Суд первой инстанции, учитывая установление обстоятельств уклонения ответчика, как гарантирующей организации, от заключения договора по транспортировке сточных вод, обоснованно посчитал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание указанное, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.11.2016 по делу N А03-13801/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
О.Б. Нагишева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13801/2016
Истец: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в лице обособленного подразделения "Барнаульский"
Ответчик: ООО "Вода"