Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 апреля 2017 г. N Ф10-1489/17 настоящее постановление оставлено без изменения
17 февраля 2017 г. |
Дело N А84-4979/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сикорской Н.И., судей Остаповой Е.А., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глазуновой М.М.,
при участии:
от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя - Данилин Денис Владимирович, доверенность от 07.02.2017 N 7, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, Киселева Анастасия Григорьевна, доверенность от 12.01.2017 N 4, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации,
от Общества с ограниченной ответственностью "Севтранстрест" - Рыбкин Владислав Сергеевич, доверенность от 08.12.2016, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя на определение Арбитражного суда города Севастополя от 16 декабря 2016 года по делу N А84-4979/2016 (судья Ражков Р.А.),
по иску Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (ОГРН 1169204059749, ИНН 9204562702, место нахождения: ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Севтранстрест" (ОГРН 1149204012275, ИНН 9203001609, адрес: ул. Паршина, дом 6-А, г. Севастополь, 299012)
Севастопольской городской государственной администрации (идентификационный код 04055587, адрес: 99011, г.Севастополь, ул. Ленина, дом 2),
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца:
Правительство Севастополя (ИНН 9204001231, ОГРН 1149204002166 (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, дом 2),
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ИНН 9204002115, ОГРН 1149204004025, дата регистрации: 02.06.2014; место нахождения: ул. Ленина,дом 2, г. Севастополь, 299011),
о признании договора недействительным,
установил:
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Севтрастрест" о признании договора N 168 "Об организации перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте общего пользования", заключенный 09.12.2013 между Севастопольской городской государственной администрацией и Частным предприятием "Севтранстрест", недействительным.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора на стороне истца привлечены - Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 16 декабря 2016 года по делу N А84-4979/2016 производство по иску Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя прекращено.
Не согласившись с указанным определением суда первой инстанции, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить полностью и разрешить вопрос по существу.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на то, что согласно действующему законодательству, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который действует в рамках полномочий, утвержденных Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и является надлежащим истцом в силу функционального правопреемства с Севастопольской городской государственной администрацией. На основании изложенного полагает, что решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017
апелляционная жалоба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя принята к производству суда апелляционной инстанции.
08.02.2017 через канцелярию суда от Общества с ограниченной ответственностью "Севтрастрест" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик указывает на то, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, как и Правительство Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, не является правопреемником договорных правоотношений, возникших между Севастопольской городской государственной администрацией и перевозчиками по организации перевозок пассажиров автобусами на городских маршрутах общего пользования и просит определение суда первой инстанции от 16.12.2016 о прекращении производства по делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя оставить без удовлетворения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017, по основаниям предусмотренным статьей 158 АПК РФ, судебное разбирательство было отложено.
16.02.2017 до начала судебного заседания от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента, также в указанном ходатайстве Департамент считает доводы апелляционной жалобы обоснованными и просит апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, а также путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей третьих лиц.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Как следует из материалов дела Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Севтрастрест" о признании договора N 168 "Об организации перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте общего пользования", заключенного 09.12.2013 между Севастопольской городской государственной администрацией и Частным предприятием "Севтранстрест", недействительным.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 16 декабря 2016 года по делу N А84-4979/2016 производство по иску Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя прекращено.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции руководствовался тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, Севастопольская городская государственная администрация (идентификационный код 04055587, адрес: 99011, г. Севастополь, ул. Ленина, дом 2) не пребывает в процессе прекращения.
Вместе с тем, суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 3 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым, указав при этом, что в материалах дела отсутствуют сведения о функциональном правопреемстве указанного государственного органа Украины.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции не может согласится с данными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 Решения внеочередной сессии Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 1 (7156) "О статусе города-героя Севастополя", деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращаются. Их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
20.03.2014 одобрен Государственной Думой, а 21.03.2014 и Советом Федерации Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно ст. 1 которого Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии со статьей 10 N 6-ФКЗ государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 19 N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно части 3 статьи 31 Закона города Севастополя от 14 апреля 2014 N 1-ЗС "Устав города Севастополя" структура, порядок формирования, прекращения полномочий, организации и деятельности Правительства Севастополя определяются законом города Севастополя, принятым Законодательным Собранием города Севастополя по представлению Губернатора города Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона города Севастополя от 14 апреля 2014 N 1-ЗС "Устав города Севастополя" Правительство Севастополя разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития города Севастополя, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
30.04.2014 Законодательным собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", согласно части 1 статьи 2 которого, Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти Севастополя.
25.05.2014 Исполняющим обязанности Губернатора города Севастополя издано распоряжение N 152 "О ликвидации Севастопольской городской государственной администрации".
Указом Временно исполняющего обязанности Губернатора Севастополя N 63-УГ от 06.09.2016 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти города Севастополя и признании частично утратившим силу Указ Губернатора Севастополя от 11.04.2016 N 25-УГ" утверждена структура органов исполнительной власти и образован Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 849-ПП утверждено Положение о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя.
Согласно указанного положения Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя осуществляющим функции по реализации государственных полномочий в сфере транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, входящих в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемой за счет средств бюджета города Севастополя.
Основными задачами деятельности исполнительного органа являются обеспечение безопасного и устойчивого развития транспортного комплекса и модели управления транспортным комплексом, сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, регионального и международного пользования.
Целями деятельности исполнительного органа являются формирование устойчивой транспортной системы, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения во всех видах транспорта, обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования дорожного хозяйства, обеспечивающего социально-экономические потребности населения города Севастополя.
Из сведений ЕГРЮЛ, размещенных на официальном сайте ФНС России, следует, что запись о внесении сведений о регистрации Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя внесена в ЕГРЮЛ - 29.09.2016.
Заключая договоры об организации перевозок пассажиров с заявителями, Севастопольская городская государственная администрация (далее - СГГА) действовала в пределах своих полномочий, определенных Законом Украины "О местных государственных администрациях", а также Законом Украины "Об автомобильном транспорте".
Согласно законодательству, действовавшему на момент заключения договора N 168 "Об организации перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте общего пользования", исполнительным органом государственной власти, осуществляющим организацию и контроль за осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования, являлся Отдел транспорта и связи СГГА.
Согласно действующему в настоящее время законодательству, аналогичными полномочиями наделен иной исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, который действует в рамках полномочий, утвержденных Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Уставом города Севастополя, Законом Севастополя от 30.04.2014 N6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", Указом Губернатора города Севастополя от 06.09.2016 N 63-УГ "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти города Севастополя и признании частично утратившим силу Указа Губернатора города Севастополя от 11.04.2016 N 25-УГ", Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 849-ГГП "Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя".
Функциональное правопреемство в силу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" означает переход от ликвидированного (реорганизованного) госоргана к другому госоргану функций и обязательств, возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций.
В публичных правоотношениях государственный орган участвует не в качестве юридического лица, обладающего определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, а в качестве особого публичного субъекта, наделенного властными полномочиями.
Таким образом, правопреемство между государственными органами определяется предметной и территориальной компетенцией соответствующих публичных образований, а не статусом юридического лица и переходом материальных прав.
Содержание функционального правопреемства органов государственной власти в публично-правовой сфере состоит в фактическом переходе элементов или части правового статуса (задач, функций, полномочий или их части, ответственности и др.) от одного государственного органа или должностного лица к другому (другим), которое может сопровождаться ликвидацией передающего субъекта. Цель такого правопреемства - сохранение непрерывности осуществления властных функций в правовом режиме, и прежде всего непрерывности и защиты прав физического или юридического лица. Материально-правовая основа такого правопреемства - изменения в сфере государственного регулирования и прежде всего в его субъектном составе.
Следовательно, полномочия в спорных правоотношениях перешли к уполномоченному государственному органу исполнительной власти города Севастополя - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, что свидетельствует о функциональном правопреемстве вновь созданного органа по отношению к правопредшественникам.
Таким образом, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу, что Правительство Севастополя является функциональным правопреемником Севастопольской городской государственной администрации в части осуществления властных функций и полномочий. Из чего также следует, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя как структурное подразделение Правительства, является функциональным правопреемником Севастопольской городской государственной администрации в части осуществления властных функций в соответствии с действующим законодательством.
Установив фактическое функциональное правопреемство в спорных правоотношениях, руководствуясь положениями действующего законодательства, судебная коллегия отмечает, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя является надлежащим истцом по делу.
В соответствии со сложившейся судебной практикой по вопросу о функциональном правопреемстве, как основании процессуального правопреемства, правопреемником в данном случае является орган государственной власти (местного самоуправления), которому переданы соответствующие публичные функции. Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 30.09.2016 N 310-ЭС16-11974 по делу N А84-106/2014, Определении Верховного Суда РФ от 06.11.2014 N 308-КГ14-4521, Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.12.2016 N Ф10-4794/2016 по делу NА83-1117/2014, Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08.07.2016 N Ф10-2203/2016 по делу N А83-1683/2015.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции не полно установлены и исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, связи с чем, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеются все основания для отмены определение Арбитражного суда города Севастополя от 16 декабря 2016 года по делу N А84-4979/2016 и направления вопроса на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции принять во внимание указанные выше обстоятельства.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, поскольку суд первой инстанции не рассматривал исковое заявление по сути, а потому в части требования апеллянта о рассмотрении апелляционным судом дела по существу являются не состоятельными.
Руководствуясь статьями 188, 268, 270, 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Определение Арбитражного суда города Севастополя от 16 декабря 2016 года по делу N А84-4979/2016 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Севастополя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
Е.А. Остапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4979/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 февраля 2018 г. N Ф10-1489/17 настоящее постановление отменено
Истец: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя
Ответчик: ООО "Севтранстрест", Севастопольская городская государственная администрация
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-133/17
17.05.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-4979/16
22.02.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1489/17
05.09.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-133/17
26.05.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-4979/16
13.04.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1489/17
17.02.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-133/17
16.12.2016 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-4979/16