Требование: о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Томск |
|
22 февраля 2017 г. |
Дело N А03-14922/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.А. Колупаевой, С.В. Кривошеиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.О. Бранд с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - без участия (извещен),
от заинтересованного лица - М.В. Жукова по доверенности от 27.12.2016, удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 07 декабря 2016 г. по делу N А03-14922/2016 (судья В.В. Колесников)
по заявлению закрытого акционерного общества "Гилевский элеватор", г. Барнаул (ИНН 2221176126, ОГРН 1092221007647)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Алтайскому краю, с. Павловск (ИНН 2261006730, ОГРН 1042200611947)
о признании недействительным решения N 947 от 02.06.2016,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Гилевский элеватор" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Гилевский элеватор") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 7 по Алтайскому краю) о признании недействительным решения N 947 от 02.06.2016.
Решением суда от 07.12.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что действие постановления Администрации Алтайского края от 23.11.2015 N 472 не распространяется на предшествующие налоговые периоды.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Общество о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной ЗАО "Гилевский элеватор" декларации по земельному налогу за 2015 г.
По результатам проверки составлен акт N 4421 от 05.04.2016 с указанием на выявленные нарушения.
02.06.2016 налоговым органом вынесено решение N 947 об отказе в привлечении к ответственности за нарушение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислен земельный налог в сумме 61871 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, общество в порядке статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 12.07.2016 жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение N 947 от 02.06.2016 об отказе в привлечении к ответственности за нарушение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции N 947 от 02.06.2016, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.11.2016 ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 22:11:030301:52 по состоянию на 01.01.2015 составляет 23427296 руб. 40 коп.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При этом статья 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 393 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Из материалов дела следует, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 22:11:030301:52.
Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган 22.03.2016 из ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:11:030301:52 по состоянию на 01.01.2015 составляет 27551983 руб. 60 коп. (л.д. 25). Указанное послужило основанием для доначисления земельного налога в сумме 61871 руб.
Постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 N 472 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края" в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в целях экономического регулирования земельных отношений в крае и в иных целях, установленных законодательством, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Алтайского края; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам Алтайского края. Признано утратившим силу постановление Администрации края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края".
В данном постановлении Администрации Алтайского края от 23.11.2015 N 472 не указано о том, что оно имеет обратную силу, распространяет свое действие на прошлые налоговые периоды, а также на то, что оно вступает в силу со дня официального опубликования.
Согласно пунктам 1, 4, 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Постановление Администрации Алтайского края от 23.11.2015 N 472 опубликовано в издании - Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.11.2015, в связи с чем предусмотренный пунктом 1 статьи 5 НК РФ месячный срок истек 30.12.2015. В нем отсутствует указание на то, что данный нормативный акт имеет обратную силу и распространяет свое действие на налоговые отношения, возникшие с 01.01.2015.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции с учетом вступления в силу актов законодательства о налогах не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу, приходит к выводу о том, что для целей налогообложения постановление от 23.11.2015 N 472 действует с 01.01.2016.
Поскольку в спорном налоговом периоде (2015 год) для целей налогообложения действовало постановление Администрации края от 28.12.2009 N 546, инспекция правомерно доначислила обществу земельный налог за 2015 год в отношении спорного земельного участка, исходя из кадастровой стоимости, определенной этим постановлением.
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о неправомерном доначислении земельного налога в сумме 61871 руб., исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 27551983 руб. 60 коп. со ссылкой на справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.11.2016 ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 22:11:030301:52 по состоянию на 01.01.2015 составляет 23427296 руб. 40 коп., является необоснованным.
В данном случае кадастровая стоимость, указанная в кадастровых справках, направленных по запросу общества и суда, является достоверной, определенной по состоянию на 01.01.2015, но для целей, не связанных с налогообложением.
На основании приведенного нормативного правового регулирования, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, налоговый орган правомерно доначислил обществу земельный налог за 2015 год в отношении спорного земельного участка, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2015 в размере 27551983 руб. 60 коп.
Аналогичная позиция поддержана судами в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2014 N 2868/14, определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2016 N 304-КГ16-11238 по делу N А46-9913/2015, определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2016 N 310-КГ16-11320 по делу N А68-303/2015, постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 N 08АП-423/2016 по делу N А70-11110/2015.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства налоговым органом доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, применительно к доводам заявителя подтверждена, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным решения N 947 от 02.06.2016 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Алтайскому краю, вынесенного в отношении закрытого акционерного общества "Гилевский элеватор", как не соответствующего главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации и обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Гилевский элеватор", у суда не имелось.
Учитывая изложенное, арбитражным судом первой инстанции решение о признании недействительным решения инспекции N 947 от 02.06.2016 принято при неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам настоящего дела, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
В силу статьи 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, оснований для взыскания с инспекции понесённых судебных расходов по первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе с учетом положений статьи 110 АПК РФ, пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 12, 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", апелляционным судом не рассматривается, поскольку налоговый орган в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 07 декабря 2016 г. по делу N А03-14922/2016 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Гилевский элеватор" о признании недействительным решения N 947 от 02.06.2016 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-14922/2016
Истец: ОАО "Гилевский элеватор"
Ответчик: МИФНС России N 7 по Алтайскому краю.
Третье лицо: УФНС по Алтайскому краю