Требование: о взыскании госпошлины и судебных издержек, о взыскании затрат, о признании должника банкротом в связи с процедурой банкротства по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
город Омск |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А46-9955/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зориной О.В.
судей Семёновой Т.П., Шаровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16367/2016) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Омской области от 01 декабря 2016 года по делу N А46-9955/2013 (судья А.В. Сумбаева), вынесенное по заявлению арбитражного управляющего Чернякова Олега Михайловича о взыскании с Федеральной налоговой службы судебных расходов, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие Омскгражданстроя" (ИНН 5503060559, ОГРН 1025500737239),
при участии в судебном заседании представителей:
от Федеральной налоговой службы - представитель Аминова Ф.Ф. (по доверенности N 01-17/15142 от 07.11.2016 сроком действия 23.06.2017).
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, заявитель, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Омской области к обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие Омскгражданстроя" города Омска с заявлением о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Омской области от 13.09.2013 по делу 3 А46-9955/2013 заявление уполномоченного органа принято к производству суда, назначено судебное заседание по проверке его обоснованности.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.11.2013 по делу N А46-9955/2013 общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие Омскгражданстроя" (далее - ООО "АТП ОГС", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника, конкурсным управляющим должника утвержден Черняков Олег Михайлович.
Публикация сообщения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства состоялась в газете "Коммерсантъ" N 221 от 30.11.2013.
Определением Арбитражного суда Омской области от 19.05.2016 конкурсное производство в отношении ООО "АТП ОГС" завершено.
19.10.2016 арбитражный управляющий Черняков О.М. обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании судебных расходов с ФНС России по делу N А46-9955/2013 о несостоятельности (банкротстве) ООО "АТП ОГС" в размере 10 446 руб. 84 коп.
Определением Арбитражного суда Омской области от 01.12.2016 по делу N А46-9955/2013 с ФНС в лице территориального подразделения - Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска за счет средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства, в пользу арбитражного управляющего Чернякова О.М. взыскано 9 733 руб. 88 коп., составляющих расходы на проведение процедуры банкротства ООО "АТП ОГС". Принят отказ арбитражного управляющего в части взыскания с ФНС суммы в размере 1 425 руб. 92 коп., производство по заявлению в указанной части прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФНС России в лице ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила определение суда первой инстанции от 01.12.2016 отменить в части взыскания с налогового органа денежных средств и принять по делу в данной части новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы уполномоченный орган указал, что суд первой инстанции необоснованно взыскал с ФНС России как с заявителя по делу о банкротстве расходы, понесенные арбитражным управляющим в связи с публикацией в ЕФРСБ сообщений о собраниях кредиторов и о результатах собраний кредиторов, поскольку расходы на публикацию в ЕФРСБ не входят в Перечень и предельные размеры подлежащих компенсации расходов конкурсного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа, установленный совместным Приказом ФНС России, Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2005.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФНС РФ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Указал, что считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268, 272 АПК РФ, изучив его материалы, доводы апелляционной жалобы, заслушав явившегося представителя уполномоченного органа, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Омской области от 19.05.2016 производство по делу N А46-9955/2013 о несостоятельности ООО "АТП ОГС завершено на основании статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в связи с частичным погашением кредиторской задолженности и отсутствием имущества в конкурсной массе должника.
Судом установлено, что Черняков О.М. являлся конкурсным управляющим должника в период с 13.12.2012 (дата объявления резолютивной части определения о признании должника несостоятельным (банкротом), открытии конкурсного производства и утверждении конкурсного управляющего) по 12.05.2016 (дата объявления резолютивной части определения о завершении конкурсного производства в отношении ООО "АТП ОГС" по делу N А46-9933/2013 о несостоятельности (банкротстве).
В определении Арбитражного суда Омской области о завершении производства по делу о банкротстве должника от 19.05.2016 установлено, что именно по причине отсутствия у должника имущества и денежных средств для расчетов с кредиторами завершена процедура конкурсного производства.
Из материалов дела следует, что конкурсный управляющий, в связи с отсутствием у ООО "АТП ОГС" средств, достаточных для погашения расходов, произведенных за счет средств конкурсного управляющего в период исполнения им обязанностей арбитражного управляющего должника, обратился с заявлением о взыскании таких средств в размере 15 184 руб. 05 коп., в том числе 13 984 руб. 35 коп. - расходы на публикации, 169 руб. 70 коп. - почтовые расходы, 1030 руб. - расходы на получение сведений из регистрирующих органов, с уполномоченного органа, являющегося заявителем по делу о банкротстве.
ФНС России в своем ответе от 14.09.2016 N 09-38/013179 сообщила, что заявление удовлетворено в сумме 14 737 руб. 21 коп., в том числе на выплату вознаграждения за проведение банкротства в сумме 10 000 руб.
В удовлетворении суммы в размере 10 446 руб. 84 коп. отказано со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 г. N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников", с указанием на тот факт, что публикация сообщений о собрании кредиторов и о результатах проведения собрания кредиторов не входит в перечень расходов, подлежащих компенсации.
Указанные доводы налогового органа явились основанием для обращения арбитражного управляющего Чернякова О.М. в суд с заявлением (с учетом уточнений) о взыскании с налогового органа 11 159 руб. 80 коп, составляющих расходы на публикацию сведений в порядке статьи 28 Закона о банкротстве и расходы на направление запроса в регистрирующий орган.
В суде первой инстанции от арбитражного управляющего Чернякова О.М. поступил отказ от заявленных требований в части взыскания с ФНС России расходов в общей сумме 1 425 руб. 92 коп., отказ принят судом, производство по заявлению в данной части прекращено судом первой инстанции. Прекращение производства по спору в этой части ФНС не оспаривается (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
В части удовлетворенных требований из материалов дела следует, что арбитражный управляющий Черняков О.М. в рамках процедуры банкротства ООО "АТП ОГС" понес расходы на публикации сведений о проведении собраний кредиторов и результатах таких собраний в размере 9 733 руб. 88 коп., что подтверждено представленными в материалы дела платежными поручениями N 122 от 05.12.2013, N 18 от 02.03.2015, N 43 от 26.05.2014, N 66 от 07.08.2014, N 33 от 30.04.2014, N 92 от 10.11.2014, N 99 от 27.11.2014, N 7 от 02.02.2015, N 18 от 02.03.2015, N 31 от 29.05.2015; счетом-фактурой N 136030 от 05.05.2014, актом об оказании услуг от 05.05.2014, счетом N 01-205127 от 05.05.2014, чеками N 766480 от 27.08.2014, N 8079390 от 31.08.2015, N 3770597 от 24.11.2015, N 258776 от 23.05.2016.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, расходы на включение сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений, относятся к расходам, безусловно возмещаемым арбитражному управляющему за счет средств должника (пункт 2 статьи 20.7. Закона о банкротстве).
Учитывая, что основанием для возложения обязанности на заявителя по делу о банкротстве по возмещению судебных расходов является установление факта недостаточности средств для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 59 Закона о банкротстве, а также наличие связи понесенных расходов с процедурой банкротства ООО "АТП ОГС", суд первой инстанции взыскал с ФНС России как заявителя по делу о банкротстве отсутствующего должника расходы на публикацию сведений в ЕФРСБ.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 1 статьи 59 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в случае, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на включение сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
Пунктом 3 статьи 59 Закона о банкротстве установлено, что в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
Таким образом, Закон о банкротстве гарантирует арбитражному управляющему выплату вознаграждения, оплату услуг привлеченных лиц, а также возмещение судебных расходов по делу о банкротстве даже в случае недостаточности имущества должника (пункт 3 статьи 59).
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 20 Постановления от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", если заявителем по делу выступал уполномоченный орган, на основании пункта 3 статьи 59 Закона о банкротстве расходы по делу о банкротстве взыскиваются с него (его соответствующего территориального подразделения) за счет средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства.
Иное по пункту 1 статьи 59 Закона о банкротстве предусмотрено пунктом 2 статьи 227 Закона о банкротстве, согласно которой Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 (далее Постановление N 573), в совокупности с Перечнем и предельным размером подлежащих компенсации расходов конкурсного управляющего осуществляющего процедуру банкротства отсутствующего должника, утвержденных совместным приказом ФНС России, Минэкономразвития России, Минфина России от 10.03.2005 N САЭ-3-19/80@/54/34н (далее Перечень) регулируют перечень и предельный размер возмещения расходов по делу о банкротстве в отношении отсутствующего должника.
В указанном Перечне отсутствуют расходы по опубликованию сведений в ЕФРСБ о проведении собраний кредиторов и о результатах их проведения, в связи с чем, уполномоченный орган полагает, что данные расходы не подлежат возмещению конкурсному управляющему, осуществляющему процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа, за счет целевых средств, выделенных Инспекции из федерального бюджета для финансирования процедур банкротства отсутствующих должников.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
В силу абзаца десятого пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ) сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Поскольку для отсутствующего должника нормами Закона о банкротстве или Постановлением N 573 не предусмотрено освобождение от обязанности опубликования соответствующих сведений, в том числе о проведении собраний и их результатах, на него распространяются требования, установленные статьей 28 Закона о банкротстве о порядке опубликования сведений, подлежащих опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве, названной "Порядок раскрытия информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом" сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Уполномоченный орган не оспаривает, что в деле о банкротстве отсутствующего должника расходы на публикацию сведений о проведении собраний кредиторов и результатов их результатах относятся к тем необходимым расходам, которые фактически несет и должен нести арбитражный управляющий.
Изменения в статью 28 Закона о банкротстве, предусматривающие обязательное опубликование сведений в ЕФРСБ, внесены Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"", вступившим в силу с 31.12.2008 (дата официального опубликования в "Российской газете").
Изменения в части обязательности опубликования в ЕФРСБ сведений обо всех собраниях кредиторов и их результатах внесены в статьи 12, 13 Закона о банкротстве Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ.
Положения абзаца десятого пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ) применяются в отношении собраний кредиторов, даты проведения которых назначены после 01.01.2014 (пункт 5 статьи 21 Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ).
Положения пунктов 2 и 4 статьи 13 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ) применяются в отношении собраний кредиторов, о проведении которых не уведомлены кредиторы по состоянию на 01.01.2014 (пункт 6 статьи 21 Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ).
Учитывая, что данные изменений внесены после утверждения вышеназванного Перечня (приказ ФНС России, Минэкономразвития России, Минфина России от 10.03.2005 N САЭ-3-19/80@/54/34н), суд считает, что расходы на включение в ЕФРСБ обязательных сведений, в том числе сведений о проведении общих собраний кредиторов должника и результатах их проведения, подлежат включению в смету расходов на банкротство отсутствующих должников как расходы по опубликованию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежат последующему возмещению конкурсному управляющему за счет уполномоченного органа в размере фактических расходов на основании вышеуказанного Перечня.
Кроме того, если ФНС России не предусмотрела возможность возмещения данных расходов в сметах расходов на банкротство отсутствующих должников, она обязана возместить указанные расходы на основании пункта 5 статьи 28 Закона о банкротстве, согласно которой в случае отсутствия у должника имущества, достаточного для возмещения расходов, связанных с включением сведений в ЕФРСБ и их опубликованием, соответствующие действия осуществляются за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника производства по делу о банкротстве, то есть за счет средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства.
Оценив представленные арбитражным управляющим Черняковым О.М. документы, суд первой инстанции правильно посчитал, что ими подтвержден факт несения расходов в размере 9 733 руб. 88 коп. на публикации в ЕФРСБ обязательных сведений (о собраниях кредиторов и о результатах собраний кредиторов).
Поэтому заявленные арбитражным управляющим к возмещению расходы в обжалуемой части суд первой инстанции правомерно признал обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет ФНС России в полном объеме.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения Арбитражного суда Омской области от 01 декабря 2016 года по делу N А46-9955/2013.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба Федеральной налоговой службы удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Омской области от 01 декабря 2016 года по делу N А46-9955/2013 (судья А.В. Сумбаева), вынесенное по заявлению арбитражного управляющего Чернякова Олега Михайловича о взыскании с Федеральной налоговой службы судебных расходов, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие Омскгражданстроя" (ИНН 5503060559, ОГРН 1025500737239), оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16367/2016) Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Зорина |
Судьи |
Т.П. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9955/2013
Должник: ООО "Автотранспортное предприятие Омскгражданстроя"
Кредитор: Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска
Третье лицо: Волокитин Андрей Викторович, Директор ООО "АТП ОГС" Потапова Лариса Михайловна, ЗАО "Омскгражданстрой", к/у Волокитин Андрей Викторович, Некоммерческое партнерство "Сибирская гильдия антикризисных управляющих", Татиев Евгений Владимирович, Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Хасанова Любовь Игнатьевна, АО "Омскгражданстрой", к/у Черняков Олег Михайлович, Конкурсный управляющий ООО "Автотранспортное предприятие "Омскгражданстроя" Черняков Олег Михайлович, Микалов Виталий Анатольевич, МИФНС N4 России по Омской области, Отдел судебных приставов по ЦАО N 2 г. Омска УФССП по Омской области, Отдел Управление Федеральной миграционной службы по Омской области, Потапова Лариса Михайловна, Управление Федеральной миграционной службы по Омской области Отдел адресно-справочной работы
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16367/16
19.05.2016 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-9955/13
27.11.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8860/15
06.11.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-9955/13