Пособие по проектированию учреждений здравоохранения
(к СНиП 2.08.02-89)
Раздел II "Стационары"
(утв. Гипронииздравом 19 декабря 1989 г.)
С введением в действие СНиП 31-06-2009 настоящее справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 отменено. Его использование допустимо в пределах действующей нормативной документации
Приказом Минрегиона России от 1 сентября 2009 г. N 390 СНиП 2.08.02-89, к которому утверждено настоящее пособие, изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г., с изменением номера на СНиП 31-06-2009
Раздел I - Общие положения. Инженерное оборудование.
Раздел II - Стационары.
Раздел III - Специализированные, вспомогательные подразделения и служебно-бытовые помещения.
Раздел IV - Амбулаторно-поликлинические учреждения.
Раздел V - Станции скорой и неотложной медицинской помощи, станции переливания крови с виварием, молочные кухни и раздаточные пункты, аптеки, контрольно-аналитические лаборатории.
Стационарные учреждения - общие положения
(многопрофильные и специализированные больницы, стационары диспансеров, родильные дома)
1. Больницы являются лечебно-профилактическими учреждениями, предназначенными для оказания населению стационарной помощи. Больницы могут проектироваться в комплексе с поликлиникой или станцией скорой и неотложной медицинской помощи, роддомом, перинатальным центром.
2. Мощность и структура больницы определяются потребностью населения обслуживаемой зоны в основных видах стационарной помощи. В зависимости от района обслуживания многопрофильные больницы подразделяются на:
- участковые больницы;
- районные больницы;
- центральные районные больницы;
- городские больницы;
- областные (краевые) больницы;
- республиканские больницы;
- ведомственные больницы.
Самостоятельными типами больниц являются больницы скорой медицинской помощи, больницы восстановительного лечения, детские.
3. Специализированные больницы (инфекционная, туберкулезная, психиатрическая и т.п.) предназначены для оказания стационарной помощи определенного профиля.
4. Родильные дома - специализированные стационарные учреждения, оказывающие медицинскую помощь беременным, роженицам, родильницам, новорожденным, гинекологическим больным (при наличии гинекологического отделения).
5. В составе стационарных учреждений могут быть следующие структурные подразделения:
- приемные отделения и помещения выписки, специализированные боксы;
- палатные отделения акушерских стационаров, родовые отделения;
- отделения гемодиализа;
- отделения гипербарической оксигенации;
- отделения анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии;
- отделения гравитационной хирургии крови;
- отделения (кабинеты) функциональной диагностики;
- отделения (кабинеты) эндоскопические;
- специализированные лечебные помещения;
- отделения (кабинеты) физиотерапии, отделения (кабинеты) лечебной физкультуры;
- отделения трудотерапии;
- радиологические отделения (отделения лучевой терапии);
- лаборатории радиоизотопной (радионуклидной) диагностики;
- рентгеновские отделения;
- клинико-диагностические лаборатории;
- патологоанатомические отделения;
- отделения переливания крови;
- центральные стерилизационные отделения;
- аптеки;
- службы приготовления пищи;
- прачечные;
- дезинфекционные отделения;
- служебные и бытовые помещения;
- складские помещения;
- отделения скорой медицинской помощи;
- помещения клинических кафедр.
Приемные отделения, помещения выписки, специализированные боксы, травмапункты
1. Основными функциональными задачами отделений приема и выписки больных являются:
- прием, регистрация и распределение больных, поступающих в больницу;
- установление предварительного медицинского диагноза;
- решение вопроса о необходимости стационарного или амбулаторного лечения;
- оказание необходимой медицинской помощи;
- проведение санитарной обработки больных, госпитализируемых в неинфекционные отделения;
- обеспечение мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний;
- организация эвакуации больных, нуждающихся в лечении в других лечебных учреждениях;
- выписывание больных и выдача справок.
2. Расчетное количество больных, поступающих в приемные отделения в течение суток, следует принимать в зависимости от количества коек в больнице или соответствующем отделении: 2% - в больницах туберкулезных, психиатрических, восстановительного лечения; 15% - в больницах скорой медицинской помощи, родильных домах, 10% - в остальных больницах.
3. Приемные отделения и помещения выписки больных должны быть отдельными для: детского, акушерского, гинекологического (в акушерском корпусе, роддоме), инфекционного, кожно-венерологического, туберкулезного, психиатрического (психосоматического) отделений.
Приемные помещения прочих отделений следует проектировать общими и размещать в главном корпусе больницы или в корпусе с наибольшим количеством коек.
Количество потоков больных следует принимать:
1 поток на 800 коек - в больницах туберкулезных и восстановительного лечения;
1 поток на 150 коек - в больницах скорой медицинской помощи;
1 поток на 250 коек - в остальных больницах;
1 поток на 600 коек - в психиатрических больницах.
При этом на каждый поток в больницах (кроме инфекционных, детских и акушерских) следует предусматривать одну смотровую и один санитарный пропускник. Санитарный пропускник для больных при отсутствии отапливаемых переходов должен проектироваться в каждом палатном корпусе. Помещения выписки больных следует предусматривать в каждом отдельном палатном корпусе.
4. В инфекционных больницах и инфекционных отделениях многопрофильных больниц для приема больных следует предусматривать приемно-смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделениях:
до 60 коек - 2 бокса;
от 60 до 100 коек - 3 бокса;
от 100 коек - количество боксов должно быть равно 3 + 1 дополнительный бокс на каждые 50 коек в отделениях.
В инфекционных больницах входы, лестничные клетки и лифты должны быть раздельными для приема и выписки больных.
5*. Для приема больных детей в стационар следует организовывать (как и в инфекционных больницах) приемно-смотровые боксы. Число приемно-смотровых боксов следует определять в соответствии с числом коек терапевтического и хирургического профилей:
- терапия - 2%,
- хирургия - 4%.
6. В акушерских стационарах группы приемных помещений (смотровые и помещения санитарной обработки родильниц и беременных) следует предусматривать общие для физиологического отделения и отделения патологии беременности и отдельно для обсервационного, гинекологического отделения. Пути движения больных этих отделений, включая лестничные клетки и лифты, должны быть строго изолированы друг от друга.
7. При приемных отделениях больниц, родильных домов и других лечебно-профилактических учреждений допускается организация специализированных боксов (рентгеновский, операционный, реанимационный, родовой).
Для оказания экстренной круглосуточной травматологической помощи в больницах, имеющих в своем составе ортопедо-травматологические отделения, организуются травмапункты.
Травмапункты следует размещать на первых этажах зданий. При вестибюлях травмапунктов следует предусматривать тамбуры глубиной не менее 1,6 м.
8. Площадь помещений приемных отделений, специализированных боксов и травмапунктов рекомендуется принимать по табл. 1, 2, 3.
Таблица 1
Рекомендуемая (минимальная) площадь помещений приема
N п/п |
Наименование помещений |
Площадь, м2 |
|||||
Вместимость стационара (койки) | |||||||
до 100 |
от 101 до 200 |
от 201 до 300 |
от 301 до 400 |
от 401 до 500 |
от 501 до 600 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Вестибюль-ожидальная |
|
|
|
|
|
|
|
а) детских и акушерских больниц и отделений |
12 |
18 |
30 |
42 |
53 |
65 |
|
б) прочих отделений |
12 |
14 |
24 |
34 |
43 |
54 |
|
в) уборная при вестибюле |
3 |
3 |
3x2 6 |
3x2 6 |
3x2 6 |
3x2 6 |
|
г) справочная |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
2. |
Регистратура |
- |
- |
8 |
8 |
8 |
8 |
3. |
Кладовая для временного хранения вещей больных |
- |
4 |
8 |
10 |
12 |
14 |
4. |
Бокс на 1 койку (изоляционно-диагностический) |
|
|
|
|
|
|
|
а) в детских больницах с совместным круглосуточным пребыванием матери и ребенка |
|
|
27* |
|
|
|
|
б) в прочих больницах |
|
|
22* |
|
|
|
5. |
Смотровая |
|
|
|
|
|
|
|
а) без гинекологического кресла |
|
|
12* |
|
|
|
|
б) с гинекологическим креслом |
|
|
18* |
|
|
|
6. |
Санитарный пропускник |
|
|
|
|
|
|
|
а) раздевальная |
|
|
6* |
|
|
|
|
б) ванная с душем |
|
|
12* |
|
|
|
|
в) одевальная |
|
|
6* |
|
|
|
|
г) ванная с раздевальной (допускается предусматривать в больницах на 200 и менее коек) |
|
|
12* |
|
|
|
7. |
Помещение для санитарной обработки рожениц и беременных (в родильных домах и акушерских отделениях) |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
8. |
Процедурная |
|
|
12* |
|
|
|
9. |
Перевязочная |
- |
- |
- |
22 |
22 |
22 |
10. |
Процедурная-перевязочная |
- |
22 |
22 |
- |
- |
- |
11. |
Рентгенодиагностический кабинет |
по соответствующему разделу |
|||||
12. |
Комната для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолаборатория |
10 + 8 |
10 + 8 |
10 + 8 |
10 + 8 |
- |
- |
13. |
Операционная для срочных операций |
|
|
|
|
|
|
|
а) операционная |
- |
- |
- |
36 |
36 |
36 |
|
б) предоперационная |
- |
- |
- |
10 |
10 |
10 |
|
в) стерилизационная |
- |
- |
- |
10 |
10 |
10 |
|
г) помещение для хранения гипса и гипсовых бинтов |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
14. |
Лаборатория для срочных анализов |
- |
- |
- |
12 |
12 |
12 |
15. |
Эндоскопический кабинет |
по соответствующему разделу |
|||||
16. |
Помещения для: |
|
|
|
|
|
|
|
а) мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок |
- |
- |
- |
8 |
8 |
8 |
|
б) хранения предметов уборки** |
- |
- |
4 |
4 |
4 |
4 |
17. |
Кабинет заведующего отделением |
- |
- |
10 |
10 |
10 |
10 |
18. |
Комната дежурного врача |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
19. |
Комната старшей медицинской сестры |
- |
- |
- |
- |
10 |
10 |
20. |
Уборная для персонала |
- |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21. |
Комната персонала |
- |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
22. |
Приемно-смотровой бокс: |
|
|
|
|
|
|
|
а) в инфекционных больницах |
|
|
16* |
|
|
|
|
б) в детских неинфекционных больницах и отделениях |
|
|
22* |
|
|
|
|
в) в детских неинфекционных больницах и отделениях с санобработкой |
|
|
27* |
|
|
|
23. |
Помещения хранения чистого белья (в приемном отделении детских неинфекционных, инфекционных больниц, родильных домов и акушерских отделений) |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
24. |
Санитарный пропускник для персонала (в приемных отделениях инфекционных и детских неинфекционных больниц) |
|
|
|
|
|
|
|
а) гардеробная домашней и рабочей одежды |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
|
б) душевая с раздевальной |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
25. |
Диспетчерская (с отдельным наружным входом в инфекционных больницах и отделениях, в детских неинфекционных больницах на 200 и более коек) |
- |
- |
10 |
10 |
10 |
10 |
26. |
Помещение для временного хранения инфицированного белья и пастельных принадлежностей (с отдельным наружным входом в приемные отделения инфекционных больниц и отделений) |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
27. |
Фильтр для приема рожениц и беременных (в приемных отделениях родильных домов и акушерских отделений больниц) |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
28. |
Место для хранения каталок |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
______________________________
* Предусматривать независимо от мощности.
** Здесь и далее с трапом, поливочным краном и сушкой.
Таблица 2
Рекомендуемая (минимальная) площадь специализированных боксов при приемном отделении, помещений травматологических пунктов
N п/п |
Наименование помещения |
Площадь, м2 |
1 |
2 |
3 |
Рентгеновский бокс |
|
|
1. |
Наружный тамбур при входе в бокс |
2 |
2. |
Внутренний шлюз при входе в бокс из отделения |
2 |
3. |
Ожидальная (с наружным входом) |
10 |
4. |
Уборная при ожидальной |
3 |
5. |
Процедурная |
48 |
6. |
Комната управления |
10 |
7. |
Фотолаборатория |
10 |
8. |
Комната врача |
10 |
9. |
Кабина для приготовления бария |
4 |
|
Операционный бокс |
|
10. |
Наружный тамбур при входе в бокс |
2 |
11. |
Внутренний шлюз при входе в бокс из отделения |
2 |
12. |
Ожидальная (с наружным входом) |
10 |
13. |
Уборная при ожидальной |
3 |
14. |
Предоперационная |
15 |
15. |
Стерилизационная |
6 |
16. |
Операционная |
36 |
17. |
Перевязочная |
22 |
18. |
Санитарный пропускник для персонала |
5 |
|
Реанимационный бокс |
|
19. |
Наружный тамбур при входе в бокс |
2 |
20. |
Внутренний шлюз при входе в бокс из отделения |
2 |
21. |
Предреанимационная |
18 |
22. |
Реанимационный зал |
36 |
23. |
Палата интенсивной терапии |
13 |
|
Родовой бокс |
|
24. |
Тамбур при входе в бокс |
2 |
25. |
Помещение санитарной обработки рожениц |
12 |
26. |
Родовая на 1 кровать с туалетом для новорожденного |
30 |
27. |
Подготовительная персонала с душем |
4 |
|
Травматологический пункт |
|
28. |
Вестибюль-гардеробная |
по 1,2 на каждого из посетителей, находящихся одновременно в травматологич. пункте, но не менее 18 |
29. |
Смотровая врача-травматолога |
18 |
30. |
Гипсовая |
22 |
31. |
Перевязочная асептическая |
22 |
32. |
Перевязочная септическая |
22 |
33. |
Комната для хранения и приготовления гипса |
10 |
34. |
Предоперационная |
12 |
35. |
Малая операционная |
22 |
36. |
Стерилизационная |
10 |
37. |
Комната временного пребывании больных (на 2 кушетки) |
12 |
38. |
Уборная на 1 унитаз с умывальником для больных |
3 |
39. |
Кабинет заведующего травмапунктом |
12 |
40. |
Комната для переодевания больных |
8 |
41. |
Комната для хранения анестезиологической аппаратуры |
12 |
42. |
Комната персонала |
10 |
43. |
Уборная для персонала на 1 унитаз с умывальником |
3 |
44. |
Рентгенокабинет |
по соответствующему разделу |
Таблица 3
Рекомендуемая (минимальная) площадь помещений выписки
9. Больные поступают в отделение приема и выписки следующими путями:
- в плановом порядке - когда больные прибывают в больницу по направлению лечебно-профилактических учреждений в определенное время. Поступление этих больных связано с наличием свободных мест в палатных отделениях больницы;
- по скорой медицинской помощи - когда больные поставляются в отделение бригадами скорой помощи. Поступление этих больных вызвано внезапно возникшими заболеваниями или несчастными случаями и часто связано с симптомами, угрожающими жизни;
- самостоятельно, "самотеком" - когда больные прибывают в отделение без направления лечебных учреждений по собственной инициативе. Среди данного контингента больных подавляющее большинство нуждается в амбулаторной помощи или медицинской консультации.
Количество больных, поступающих перечисленными путями, колеблется в значительных пределах и зависит от сезона и месяца года, времени суток, назначения больницы, коечной мощности и структуры стационара, а также градостроительной ситуации - обеспеченности населения медицинскими учреждениями, наличия удобных транспортных связей и др.
10. В объемно-пространственной структуре здания больницы отделение приема и выписки следует размещать на первом этаже, в изолированной части здания, и по возможности вблизи главного въезда на территорию больничного участка. Для подъезда санитарных машин к отделению следует предусматривать пандус с навесом для стоянки 1-2-х машин, а при проектировании больниц в районах с продолжительными зимами - отапливаемый тамбур.
11. Работа приемных отделений связана с подъездом санитарных машин, поэтому не допускается его размещение под окнами палатных отделений.
12. При проектировании отделений приема и выписки в инфекционных больницах следует учитывать, что санитарная обработка и выписывание больных, в отличии от многопрофильных больниц, происходит не в приемных отделениях, а в боксированных или полубоксированных секциях. Кроме этого для приема инфекционных больных необходимо предусматривать:
- изоляцию приемного отделения от всех других отделений стационара (путем организации санитарных пропускников для персонала и для больных);
- организацию приема больных через диспетчерскую в приемно-смотровые боксы.
13. При проектировании приемных отделений родильных домов или акушерских отделений в многопрофильных больницах в состав помещений следует включать фильтр с выходом на два изолированных потока: в обсервационное отделение и отдельно в акушерское физиологическое отделение с отделением патологии беременности. При этом на каждый поток предусматривается смотровая с гинекологическим креслом и помещение для санитарной обработки поступающих в стационар.
14. Отделения приема и выписки больных следует проектировать из следующих функциональных групп помещений (табл. N 1):
- вестибюльная группа помещений;
- помещения для осмотра, сортировки и оказания медицинской помощи;
- группа диагностических помещений;
- служебно-бытовые помещения;
- помещения для временной изоляции и наблюдения за больными;
- группа помещений для выписки (смежно с вестибюлем для посетителей).
Кроме перечисленных групп в приемных отделениях инфекционных больниц следует выделять помещения для санитарной обработки транспортных средств, на которых доставлен больной, подозреваемый на наличие инфекционного заболевания. В эту группу входят:
- помещения для хранения дезинфекционных средств;
- бокс для обработки транспорта;
- комната дежурных дезинфекторов.
Количество и набор данных групп помещений следует определить в каждом конкретном случае в зависимости от типа и мощности проектируемой больницы, структуры ее коечного фонда, вместимости палатных отделений, их профиля, а также от наличия травмапункта или стационара.
15. Смотровой кабинет (с гинекологическим креслом или без него) - предназначается для осмотра, обследования и установления предварительного диагноза всем поступающим больным, а также при необходимости - для оказания медицинской помощи.
Смотровой кабинет возможно размещать смежно с санитарным пропускником, вблизи вестибюля-ожидальной приемного отделения, а его размеры должны обеспечивать свободный ввоз каталки.
16. Приемно-смотровой бокс - является основным помещением приемных отделений детских и инфекционных больниц, предназначается для индивидуального приема больных и выполняет аналогичные функции смотровых кабинетов многопрофильных больниц. В состав помещений приемно-смотрового бокса должны входить: входной (наружный) тамбур, смотровое помещение, уборная и предбокс, служащий шлюзом для входа персонала из коридора приемного отделения.
Общая площадь приемно-смотрового бокса определяется в 16 для инфекционных больниц и 22 или 27 (с учетом проведения в нем санитарной обработки) для детских больниц.
Приемно-смотровой бокс детских больниц в отличие от инфекционных должен иметь увеличенный набор оборудования для приема больных детей разного возраста (от 0 до 14 лет) с заболеваниями любого медицинского профиля.
17. Санитарный пропускник предназначается для гигиенической обработки госпитализируемых больных, сдачи личных вещей и выдачи больничной одежды. Количество санитарных пропускников рассчитывается в соответствии с потоками поступающих больных.
Размеры комнаты, где установлена ванна, должны позволять беспрепятственно ввозить каталку, удобно приблизить ее к ванне, свободно двигаться персоналу вокруг ванны.
Размещать санитарные пропускники следует раздельно или смежно со смотровыми кабинетами на пути основных потоков движения больных в палатное отделение.
______________________________
* В составе приемного отделения для детей следует также организовать изоляционно-диагностические (осадочные) боксы в количестве 5% от числа детских коек (кроваток) для поступающих из приемного отделения (данные койки не входят в коечный фонд больницы), а также изоляционно-диагностические боксы в количестве до 3% (по заданию на проектирование) от числа детских коек (кроваток), для детей, переводимых из палатных отделений (данные койки должны входить в коечный фонд б-цы)
Палатные отделения
1. Палатные отделения являются основным функциональным структурным элементом стационарных лечебных учреждений. В них осуществляется диагностика заболеваний, лечение, наблюдение и уход за больными.
2. Основными типами палатных отделений являются:
- неинфекционные отделения (для взрослых и детские);
- инфекционные отделения;
- акушерские отделения.
3. В многопрофильных больницах детские отделения мощностью 60 и более коек и акушерские отделения рекомендуется размещать в отдельно стоящих зданиях. Инфекционные и туберкулезные отделения размещаются только в отдельных зданиях.
4. Палатные отделения, как правило, состоят из двух палатных секций и общих помещений, расположенных между секциями. К общим помещениям отделения относятся лечебные и диагностические кабинеты, столовая с буфетной, служебные помещения.
5. Палатная секция представляет собой изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. Количество коек с палатной секции должно быть, как правило, не менее 20 и не более 30 (кроме психиатрических) и определяется заданием на проектирование в соответствии с профилем отделения.
При входе в специализированную палатную секцию, в палатную секцию в акушерских стационарах, отделениях новорожденных в детских больницах и инфекционных отделениях следует предусматривать шлюз.
6. Количество палат на 1 койку рекомендуется принимать в обсервационном акушерском отделении, отделении патологии беременности, а также в гематологическом, ожоговом, нейрохирургическом и урологическом отделениях для взрослых и детей не менее 15%, в прочих отделениях - 7% количества коек в отделении. Количество палат на 2 койки в указанных отделениях должно составлять не менее 15%. В остальных отделениях следует проектировать не менее двух палат на 2 койки в каждой секции. Соотношение палат различной коечности может быть изменено по заданию на проектирование, при соответствующем обосновании. Палаты для взрослых следует проектировать со шлюзом и санузлом (уборная, умывальник, душ).
7. В инфекционном стационаре основной структурной единицей палатного отделения может быть не палата, а бокс, полубокс или боксированная палата.
При использовании боксов предусматривается возможность полной изоляции больных (боксы предусматриваются на 1-2 койки). Больной не выходит из бокса до выписки, покидая его через наружный выход с тамбуром. Через наружный выход бокса больного перевозят также на исследования и лечение в специализированные кабинеты или боксы, также имеющие наружные входы. Вход персонала в боксы предусматривается из неинфекционного "условно чистого" коридора через шлюзы, где производится смена спецодежды, мытье и дезинфекция рук. Боксированные отделения обладают наибольшей маневренностью и пропускной способностью, что особенно важно для отделений с малой вместимостью.
Полубоксы отличаются от боксов тем, что не имеют наружного выхода. Полубоксы также предусматриваются на 1 и 2 койки. Режим полубоксированного отделения отличается от боксированного тем, что больные поступают в полубоксы из общего коридора отделения, через санитарный пропускник. Боксированные палаты отличаются от полубоксов отсутствием ванной и входом в уборную из шлюза.
8. В боксированных отделениях 25% коек рекомендуется располагать в боксах на 1 койку, остальные - в боксах на 2 койки.
В палатном инфекционном отделении основное количество коек рекомендуется располагать в боксированных палатах на 1-2 койки со шлюзом и санузлом. В каждой палатной секции следует предусматривать два полубокса на 1-2 койки.
9. В неинфекционных отделениях для детей старше 1 года и взрослых вместимость палат принимается не более 4 коек. Вместимость палат для детей до 1 года, а также для новорожденных в обсервационном акушерском отделении рекомендуется не более, чем на 2 койки.
10. Процент боксирования в секциях для детей от 0 до 3 лет принимается 100%. Боксирование осуществляется путем шлюзования отсеков* и организацией полубоксов (боксированных палат) для совместного круглосуточного пребывания матерей с детьми.
Для детей старше трех лет предусматривается 50% коек для круглосуточного совместного пребывания матерей с детьми или дневного совместного пребывания матерей с детьми.
11. В стенах и перегородках между палатами для детей в возрасте до 7 лет, а также в стенах и перегородках, отделяющих палаты от коридоров, следует предусматривать остекленные проемы.
В боксах инфекционных отделений следует предусматривать остекленные проемы из шлюзов в палаты, а также передаточные шкафы для доставки из шлюза в палату пищи, лекарственных средств и белья. В боксированных палатах эти шкафы организуются из коридора в палату.
12. Палатные отделения для неинфекционных больных подразделяются на отделения терапевтических профилей, хирургических профилей и специальные. К последним относятся офтальмологические, психиатрические, наркологические, дермато-венерологические и др.
13. Доставка белья, медикаментов и пр. в палатные отделения предусматриваются по "чистому" графику; эти материалы доставляются специальными лифтами. Для удаления отходов и использованных материалов предусматриваются самостоятельные "грязные" лифты.
Пища доставляется в буфетную специальным лифтом, в сопровождении персонала, а пищевые отходы удаляются другим, "грязным" лифтом, без сопровождения.
14. Количество коек на неотапливаемых верандах следует принимать равным 75% количества коек в отделения туберкулезных и восстановительного лечения, 100% - в отделениях костного туберкулеза, в прочих отделениях - 70% количества коек отделения.
Количество коек на отапливаемых верандах следует принимать равным 50% количества коек в отделении, в детских отделениях восстановительного лечения - 75%.
15. Количество посадочных мест в столовых следует принимать в больницах (отделениях) туберкулезных, психиатрических, восстановительного лечения кожно-венерологических, а также отделениях послеродовых физиологических и патологии беременности, равным 80%, в остальных больницах (отделениях) - 60% количества коек в секции.
В детских отделениях столовую следует предусматривать только для детей старше трех лет.
16. Палатное отделение может быть линейным с одним или двумя коридорами, или центричным с расположением палат по периметру здания, при этом коридоры должны иметь торцовое освещение.
17. К планировке специализированных отделений в виду особенности лечения, диагностики и обслуживания больных предъявляются следующие особые требования.
В отделении офтальмологии необходимо предусматривать: наличие непрерывного поручня по пути следования пациентов; компактность размещения мебели и бытового оборудования, предназначенного для больных.
В отделении выздоравливающих для активизации деятельности больных необходимо обеспечить зоны и оборудование для физических занятий, трудотерапии, водных процедур, воздушных процедур, социо-культурной деятельности, увеличение графиков движения пациентов.
В ряде отделений, где большинство пациентов имеет дефекты внешности (дерматология, челюстно-лицевая хирургия и др.), должна предусматриваться иллюзия замкнутости, изоляции от постороннего наблюдения.
В ортопедо-травматологических отделениях и отделении восстановительного лечения ортопедического и неврологического профиля следует предусматривать устройство поручней в палатах и коридорах, лечебных кабинетах, расстанавливать оборудование с учетом возможности проезда на креслах-колясках, проектировать санитарные узлы (не менее 1 на 15 коек) с возможностью использования больными, перемещающимися на креслах-колясках. В помещениях, где находятся больные психиатрических отделений, окна должны быть застеклены сталинитом, в палатах не устанавливаются умывальники, а предусматриваются умывальные комнаты. Двери помещений оборудуются специальными запорами. Санитарно-техническое оборудование не должно иметь выступающих частей, а санитарно-техническая арматура должна быть недоступна для больных. В качестве нагревательных приборов предусматриваются панели. Светильники устанавливаются только потолочные, закрытые.
18. Минимальная площадь на 1 койку в палатах от 2-х коек и более приведена в табл. 4. Площадь помещений палатных секций и отделений приведена в табл. 5.
Таблица 4
Минимальная площадь на 1 койку в палатах от 2 коек и более
Отделения |
Площадь на 1 койку, м2 (не менее) |
Инфекционные и туберкулезные для взрослых |
8 |
Инфекционные и туберкулезные для детей |
7 |
Ожоговые, восстановительного лечения для взрослых |
10 |
Интенсивной терапии |
13 |
Неинфекционные для взрослых |
7 |
Детские неинфекционные |
6 |
Психоневрологические для взрослых и детей, наркологические: |
|
- в палатах общего типа |
6*) |
- в надзорных и инсулиновых палатах |
7 |
Для новорожденных, недоношенных и детей до 1 года |
3*) |
В палатах дневных стационаров: |
|
- для детей |
4,5 |
- для взрослых |
6,0 |
Примечание: При совместном круглосуточном пребывании матери с ребенком (кроме акушерских стационаров) на мать добавляется площадь 6 м2, при совместном дневном пребывании - 1,5 + 2 м2.
Таблица 5
Рекомендуемая минимальная площадь помещений палатных отделений
Наименование помещения |
Площадь м2 |
||||
Отделения | |||||
неинфекционные |
инфекционные |
||||
для взрослых |
для детей |
палатные |
бокс и полубокс |
||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Палатная секция |
|
|
|
|
1. |
Палата на 1 койку: |
||||
без шлюза |
9 |
9 |
- |
- |
|
со шлюзом |
12 |
12 |
12 |
- |
|
со шлюзом и уборной |
14 |
14 |
14 |
- |
|
со шлюзом, уборной и душевой |
16 |
16 |
16 |
- |
|
2. |
Палата на 2 койки и более |
Принимать по таб. 4 |
|||
площадь шлюза с уборной на 1 или 2 палаты 3 + 2 |
5 |
5 |
5 |
- |
|
площадь шлюза с уборной и душевой на 1 или 2 палаты 3 + 2 + 2 |
7 |
7 |
7 |
- |
|
3. |
Палата совместного круглосуточного пребывания детей с матерями на 1 койку и 1 кроватку со шлюзом, душем и уборной |
|
|
|
|
|
- до 1 года (9 + 3 + 3 + 2 + 2) |
- |
19 |
19 |
- |
|
- свыше 1 года (9 + 6 + 3 + 2 + 2) |
- |
22 |
22 |
- |
4. |
Полубокс или бокс на 1 койку*(5) |
22 |
22 |
22 |
22 |
5. |
Бокс на 2 койки*(5) |
27 |
27 |
- |
27 |
6. |
Полубокс совместного круглосуточного пребывания детей с матерями на 1 койку и 1 кроватку |
|
|
|
|
|
- до 1 года |
- |
24 |
- |
24 |
|
- свыше 1 года |
- |
27 |
- |
27 |
7 |
Кабинет врача |
10 |
10 |
10 |
10 |
8 |
Помещение (пост) дежурной медицинской сестры |
6 |
6 |
6 |
6 |
9. |
Процедурные: |
|
|
|
|
а) с гинекологическим креслом (со сливом) и шлюзом |
22 |
22 |
22 |
22*(4) |
|
б) без гинекологического кресла (одна на отделение) |
12 |
12 |
12 |
12 |
|
10. |
Санитарный пропусник для больных: |
|
|
|
|
а) раздевальная |
- |
- |
6 |
6*(4) |
|
б) ванная с душем |
- |
- |
10 |
10*(4) |
|
в) уборная |
- |
- |
3 |
3*(4) |
|
г) одевальная |
- |
- |
6 |
6*(4) |
|
д) помещение для временного хранения вещей |
- |
- |
3 |
3*(4) |
|
11. |
Клизменная (со шлюзом) |
10 |
10 |
10 |
- |
12. |
Уборная для больных (со шлюзом и умывальником) |
3 на 1 унитаз |
6 + 6 |
3 |
- |
13. |
Санузел для инвалидов на креслах-колясках (уборная, душевая) |
6 |
6 |
- |
- |
14. |
Комната личной гигиены |
5 |
5 |
5 |
- |
15. |
Умывальник с мойками для ног (1 умывальник на 6 коек в секции) |
- |
4 + 4 |
- |
- |
16. |
Ванная с душем |
|
|
|
|
а) без подъемника |
10 |
10 |
10 |
- |
|
б) с подъемником |
12 |
12 |
12 |
- |
|
|
в) без подъемника с душем |
12 |
12 |
12 |
- |
|
г) с подъемником и душем |
14 |
14 |
14 |
- |
17. |
Горшечная |
- |
8 |
- |
- |
18. |
Помещения (следует отделять друг от друга перегородками высотой 1,6 м; в инфекционных отделениях - на высоту помещения) для: |
|
|
|
|
а) мытья и стерилизации суден, горшков, мытья и сушки клеенок |
8 |
8 |
8 |
8 |
|
б) сортировки и временного хранения грязного белья |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
в) хранения предметов уборки с трапом, краном и сушкой; хранения дезсредств |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
19. |
Помещение временного хранения инфицированного белья и постельных принадлежностей (с наружным выходом) |
- |
- |
6 |
6 |
20. |
Помещение дневного пребывания больных (на одну койку отделения): |
|
|
|
|
в отделениях больниц восстановительного лечения, туберкулезных, психиатрических |
1 |
1 |
- |
- |
|
в отделениях прочих больниц |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
- |
|
21. |
Комната для игр детей в возрасте от 1 года до 7 лет (на одну койку отделения) |
- |
0,8 |
0,8 |
- |
22. |
Веранда неотапливаемая в больницах туберкулезных, восстановительного лечения (по заданию на проектирование) |
3,5 на 1 койку на веранде |
|
|
|
23. |
Веранда отапливаемая (по заданию на проектирование) |
- |
2,5 на 1 веранде |
2,5 на 1 веранде (в секциях для детей) |
- |
24. |
Кладовая теплых вещей при веранде |
0,3 на 1 койку на веранде, но не менее 6 |
8 |
8 (в секциях для детей) |
- |
25. |
Кладовая для сбора и хранения материала для анализов (с вентиляцией) |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Помещения, общие на отделения |
|
|
|
|
26. |
Кабинет заведующего |
12 |
12 |
12 |
12 |
27. |
Перевязочная (для отделений хирургического профиля) |
22 |
22 |
- |
- |
28. |
Комната старшей медицинской сестры с местом для хранения медикаментов |
12 |
12 |
12 |
12 |
29. |
Комната сестры-хозяйки |
10 |
10 |
10 |
10 |
30. |
Помещения для матерей: |
|
|
|
|
а) спальная |
- |
4,5 на 1 место |
- |
- |
|
б) комната отдыха - столовая |
- |
1,2 на 1 место |
- |
- |
|
в) уборная |
- |
3 на 1 унитаз |
- |
- |
|
г) душевая |
- |
3 |
- |
- |
|
31. |
Помещения для сбора и обработки грудного молока |
- |
10 + 10*(1) |
- |
- |
32. |
Помещение кварцевого облучения детей |
- |
15 |
- |
- |
33. |
Помещение хранения переносной физиотерапевтической и рентгеновской аппаратуры (в отделениях, состоящих из боксов, помещение должно иметь выход наружу) |
12 |
12 |
12 |
12 |
34. |
То же, в кардиологических отделениях с палатами интенсивной терапии |
20 |
20 |
- |
- |
35. |
Классное помещение в детских: ревматологических, ортопедических, психиатрических, психоневрологических отделениях и больницах, отделениях восстановительного лечения |
- |
В соответствии с главой СНиП по проектированию общеобразов. школ |
- |
- |
36. |
Санитарный пропускник персонала инфекционных, обсервационных, ожоговых и гематологических отделений |
1 м2 на человека, но не менее 6 м2 |
|
|
|
37. |
Буфетная:*(2) |
|
|
|
|
а) для одной секции |
18 |
18 |
25*(6) |
18 |
|
б) тоже, для 2 секций |
22 |
22 |
25*(6) |
22 |
|
38. |
Помещение для мытья и стерилизации столовой посуды (в отделениях, состоящих из боксов, помещение должно иметь выход наружу) |
- |
- |
- |
10 |
39. |
Помещение для мытья кухонной посуды*(3) |
- |
- |
6 |
6 |
40. |
Столовая*(2) |
|
|
|
|
|
а) в больницах восстановительного лечения, ортопедического и неврологического профиля |
2,5 на 1 посадочное место |
|
|
|
б) в остальных больницах |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
- |
|
(на одно посадочное место) |
|
||||
41. |
Помещение сортировки и временного хранения грязного белья |
6 |
6 |
- |
- |
42. |
Кладовые: |
|
|
|
|
а) чистого белья |
4 |
4 |
- |
- |
|
б) хранения мягкого инвентаря |
10 |
10 |
- |
- |
|
в) временного хранения списанного инвентаря |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
43. |
Помещение для хранения каталок (допускается за счет местного расширения коридора) |
6 |
6 |
- |
- |
44. |
Комната для сушки верхней одежды и обуви больных |
15 |
15 |
- |
- |
45. |
Комната персонала |
10 |
10 |
10 |
10 |
46. |
Кабина личной гигиены персонала |
3 |
3 |
3 |
3 |
47. |
Уборная для персонала (со шлюзом и умывальником) |
3 |
3 |
3 |
3 |
______________________________
*(1) Состоит из 3-х отсеков.
*(2) Данное помещение может размещаться непосредственно в секции только при обосновании.
*(3) В буфетных предусматривается изолированный отсек для мытья посуды с установкой пятигнездной ванны.
*(4) Кроме боксированных отделений.
*(5) Используется также для совместного дневного пребывания детей с матерями.
*(6) С установкой оборудования для мытья и стерилизации столовой посуды. Площадь других буфетных по поз. 37, равная 18 или 22 , при размещении оборудования для стерилизации посуды должна быть также увеличена до 25 .
______________________________
* Перед отсеками с полубоксами (боксированными палатами) для детей до 3-х лет, а также с палатами для новорожденных, необходимо предусматривать помещение с минимальной шириной 2 м. Если пост сестры размещается в этом же помещении, а не в одном ряду с палатами (боксированными палатами), то в месте его размещения должно быть предусмотрено расширение минимум до 2,5 м
поз. 30 (а, в, г) организуются только при совместном дневном пребывании матерей с детьми поз. 30 (б) организуется как при совместном дневном, так и совместном круглосуточном пребывании матерей с детьми
Акушерские стационары
1. Стационарную акушерскую помощь населению оказывают в самостоятельных родильных домах или в родильных отделениях, входящих в состав больниц или медико-санитарных частей по территориальному принципу.
2. В родильный дом (отделение) подлежат госпитализации беременные, роженицы и родильницы (в случае родов вне лечебно-профилактического учреждения).
3. Госпитализация беременных женщин, страдающих экстрагенитальными заболеваниями осуществляется в специализированных корпусах или в отделениях больниц по профилю патологии.
4. В состав самостоятельного родильного дома входят акушерские и гинекологические отделения, женская консультация, а также клинико-диагностическая лаборатория, рентгеновское отделение, отделение функциональной диагностики, центральное стерилизационное отделение, аптека, вспомогательные службы (пищеблок, прачечная, дезинфекционное отделение), служебно-бытовые помещения.
5. В случае, когда акушерско-гинекологические отделения входят в состав больницы, они обслуживаются соответственно больничными службами: клинико-диагностической лабораторией, рентгеновским отделением, отделением функциональной диагностики, центральным стерилизационным отделением и вспомогательными службами.
6. Гинекологическое отделение включается или не включается в структуру родильного дома в зависимости от задания на проектирование. При наличии в составе учреждения родовспоможения гинекологического отделения, оно должно размещаться изолированно в отдельном блоке или отсеке здания.
7. Расчетное количество коек в акушерских отделениях равно сумме коек отделения патологии беременности, послеродового физиологического и обсервационного, составляющих 100% коек без учета коек новорожденных.
8. Архитектурно-планировочные особенности проектирования акушерских отделений и роддомов состоят в четком разделении помещений на группы:
- помещений приема;
- родового физиологического отделения;
- послеродового физиологического отделения;
- обсервационного отделения;
- отделения патологий беременности;
- помещений выписки.
9. Роженицы и беременные, поступающие в акушерское отделение, делятся в фильтре на 2 потока. Один поток составляют роженицы и беременные, направляющиеся в отделение патологии беременности и родовое физиологическое отделение, другой - в обсервационное отделение. При наличии гинекологического отделения для него предусматривается отдельный прием.
10. Родильницы с новорожденными из послеродового физиологического отделения и беременные из отделения патологии беременности составляют один поток выписывающихся, другой поток - составляют родильницы с новорожденными, выписывающиеся из обсервационного отделения.
11. Пути движения беременных, рожениц и родильниц отделений физиологического и патологии беременности должны быть строго изолированы от путей движения рожениц и родильниц обсервационного отделения.
12. Наличие в проекте индивидуальных родовых в родовом физиологическом отделении определяется заданием на проектирование с учетом возможности обеспечения медицинским персоналом.
13. Для цикличности работы родового отделения помещения родового блока (предродовые, родовые, подготовительные персонала и малые операционные) должны быть разделены на 2 секции.
14. Для соблюдения цикличности при заполнении палат послеродового физиологического, обсервационного отделений и отделения новорожденных предусматриваются дополнительные "разгрузочные" или "резервные" палаты, составляющие 10% коечного фонда каждого отделения, в которые переводят матерей и новорожденных, задержанных в стационаре свыше 5-6 дней.
15. Послеродовое физиологическое отделение состоит из палат раздельного пребывания родильниц и новорожденных на 1-2 кровати и 1-2 кроватки и палат совместного пребывания родильниц и новорожденных на 1-2 кровати и 1-2 кроватки (в зависимости от задания на проектирование).
Совместное пребывание родильниц и новорожденных может предусматриваться только в послеродовом физиологическом отделении неспециализированного родильного дома (отделения).
16. Допускается размещать палаты новорожденных между палатами родильниц - так называемое приближенное расположение палат родильниц и новорожденных.
17. Выбор процентного количества послеродовых палат с совместным пребыванием родильниц и новорожденных в послеродовом физиологическом отделении зависит от местных условий: для районов IV климатической зоны предлагается брать 40% палат с совместным пребыванием родильниц и новорожденных, для II - III климатических зон - 60%.
18. Перед входом в палатную секцию предусматривается шлюз с организованным самостоятельным воздушным режимом. Все палаты для женщин предусматриваются со шлюзом, уборной и душем (с гибким шлангом). На входе из секции в отсек палат новорожденных предусматривают шлюзы.
19. В акушерском отделении количество палат и коек послеродовых отделений ориентировочно должно соответствовать количеству палат и коек отделений новорожденных (если мать лежит в 1-коечной палате, то новорожденный ребенок лежит также в 1-коечной палате и т. д.).
20. Количество коек для недоношенных детей и детей, родившихся с родовой травмой, должно равняться 15% от количества коек послеродового отделения. Все палаты для недоношенных новорожденных оборудуются кювезами.
21. В послеродовом отделении наряду с постами дежурных медицинских сестер для здоровых новорожденных выделяется пост для недоношенных детей и детей, родившихся с родовой травмой.
22. Обсервационные отделения следует размещать или в отдельном отсеке здания, изолированно, т. к. над ними не должны располагаться физиологические отделения и отделения патологии беременности или над всеми отделениями.
23. Планировка отделения патологии беременности должна предусматривать возможность транспортировки беременных в родовое физиологическое отделение или обсервационное, через их приемные отделения, а также выход для беременных этого отделения на прогулки в изолированный двор акушерского отделения (стационара).
24. В акушерском стационаре в отделении патологии беременности необходимо предусматривать кабинет пренатальной диагностики.
При родовых отделениях следует предусматривать помещения гипербарической оксигенации для родильниц и новорожденных.
25. Гинекологическое отделение устраивается по типу хирургических отделений и имеет в своем составе: самостоятельное приемное отделение и выписку, палатное отделение, операционный блок, палаты интенсивной терапии и послеоперационную палату, кабинеты электросветолечения, кабинеты для проведения внутриполостных процедур и т.д.
Гинекологическое отделение должно быть полностью изолировано от акушерских отделений.
26. Для акушерского отделения больниц рекомендуется следующий набор и площадь помещений (таблицы 6, 7, 8).
Таблица 6
Набор помещений акушерских отделений больниц
______________________________
Примечания:
1. * - % может быть изменен в соответствии с заданием на проектирование исходя из местных особенностей.
2. Расчетное количество коек в акушерских отделениях равно сумме коек, указанных в поз. 1, 3, 4 "в".
3. Наличие в проекте индивидуальных родовых в родовом физиологическом отделении и послеродовых палат с совместным пребыванием родильниц и новорожденных определяется заданием на проектирование с учетом возможности обеспечения медицинским персоналом.
4. Количество коек для недоношенных детей с родовой травмой должно равняться 10 - 15% от количества коек послеродового отделения.
5. При количестве коек для новорожденных 60 и более в акушерских, физиологических отделениях больниц (родильных домов) следует предусмотреть отделение новорожденных.
Таблица 7
Рекомендуемая минимальная площадь помещений родовых отделений
NN п/п |
Наименование помещения |
Площадь, м2 |
1. |
Индивидуальная родовая палата с туалетом новорожденного |
30 |
2. |
Предродовая палата на 1 койку |
9 |
3. |
Тоже, на 2 койки |
14 |
4. |
Подготовительная персонала |
12 |
5. |
Родовая палата на 1 кровать с туалетом для новорожденного |
24 |
6. |
Родовая палата на 2 кровати с туалетом для новорожденного |
36 |
7. |
Реанимационная для новорожденных |
16 |
8. |
Палата интенсивной терапии |
13 м2 на койку |
9. |
Помещение хранения крови и кровозаменителей и подготовки их к переливанию |
8 |
10. |
Помещение (пост) акушерки |
6 |
11. |
Стерилизационная (при отсутствии центрального стерилизационного отделения) |
10 |
12. |
Малая операционная со шлюзом |
18 + 6 |
13. |
Кладовая переносной аппаратуры |
10 |
14. |
Кабинет заведующего отделением |
12 |
15. |
Кабинет дежурного врача |
10 |
16. |
Комната старшей акушерки |
10 |
17. |
Комната сестры-хозяйки |
10 |
18. |
Буфетная с оборудованием для мытья и стерилизации посуды |
25 |
19. |
Помещения (следует отделить друг от друга перегородками на высоту помещения): |
|
слив |
2 |
|
мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок |
4 |
|
временного хранения грязного белья |
4 |
|
кладовая предметов уборки помещений с трапом, краном и сушкой |
4 |
|
временного хранения последов |
4 |
|
приготовления и хранения дезсредств |
2 |
|
20. |
Кладовая чистого белья |
4 |
21. |
Помещение для разборки и мытья инструментов |
4 на каждую родовую, но не менее 10 |
22. |
Материальная |
10 |
23. |
Санитарный пропускник персонала следует размещать перед входом в отделение |
1 м2 на человека, но не менее 6 м2 |
24. |
Кабина личной гигиены персонала |
3 |
25. |
Комната персонала |
10 |
26. |
Уборная персонала |
3 |
27. |
Шлюз при входе в отделение |
12 |
______________________________
Примечание.
1. Центральную стерилизационную суден площадью 18 следует предусмотреть одну для всех палатных и родовых акушерских отделений в общей зоне.
Таблица 8
Рекомендуемая минимальная площадь помещений отделений акушерских стационаров
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
32. В помещениях санитарной обработки рожениц приемного отделения кабины уборной, душевой и слива следует предусматривать без дверей.
33. Санитарные помещения родового блока необходимо располагать в непосредственной близости от родовой, но не в составе его.
34. Помещения индивидуальной родовой палаты и родовых палат предусматриваются с оборудованием для туалета новорожденного.
35. Палаты интенсивной терапии, располагаемые в родовом отделении, для соблюдения полной тишины и защиты от резкого света, должны иметь шлюз и шторы на окнах. Реанимационная для новорожденных предусматривается в родовом отделении.
Малая операционная для заменного переливания крови новорожденным располагается в родовом отделении.
36. Помещение для фототерапии новорожденных располагается в отделении новорожденных и предназначено для проведения лечения новорожденных, больных желтухой.
Вакцинация новорожденных производится непосредственно в палате новорожденных. Вакцина хранится в холодильнике под замком в помещении для хранения и разведения вакцины БЦЖ.
37. Палаты новорожденных должны быть отделены друг от друга и от коридоров остекленными перегородками, что обеспечивает хорошую изоляцию и дает возможность дежурной медсестре наблюдать за новорожденными.
38. В отделении (секции) недоношенных и травмированных новорожденных предусматривается отсек на 8 кроваток (соответственно посту медицинской сестры). В отсеке перед входом в палаты предусматривается помещение шириной не менее 2 м, а также пост дежурной медицинской сестры, площадью 10 .
39. Сестринские посты отделений новорожденных крупных акушерских стационаров должны быть изолированы друг от друга и максимально удалены от санитарных комнат и буфетной.
40. При приближенном расположении палат родильниц и новорожденных между двумя материнскими палатами на 1 койку размещается палата новорожденных на 2 койки. Палаты совместного пребывания родильниц и новорожденных предусматриваются в послеродовом физиологическом отделении неспециализированного родовспомогательного учреждения.
41. В послеродовом физиологическом отделении помещения по заготовке молока располагаются смежно, и состоят из помещений:
- сбора нестерильной посуды и мойки ее;
- стерилизации посуды и пастеризации грудного молока для послеродового физиологического отделения;
- хранения и выдачи молока.
В обсервационном отделении эти помещения представляются в следующем составе:
- сбора нестерильной посуды и мойки ее;
- хранения и выдачи молока.
Помещение для сцеживания грудного молока предусматривается только для послеродового физиологического отделения.
42. Родовой бокс обсервационного отделения, предусматриваемый для женщин с такими например заболеваниями как сифилис, туберкулез и т. д., должен иметь наружный вход через тамбур и вход из обсервационного отделения из коридора через шлюз (с умывальником в шлюзе).
43. В отделении патологии беременности допускается приближенное расположение санитарных узлов (на 2 палаты 1 санитарный узел со шлюзом, душ предусматривается с гибким шлангом).
44. Столовая и помещение дневного пребывания предусматриваются в отделении патологии беременности и послеродовом физиологическом отделении. В отделении патологии беременности для организации прогулок предусматривается вестибюль с гардеробной, имеющий самостоятельный выход. Для отделения патологии беременности необходимо иметь помещения электро-светолечения.
45. Интерьер помещения ожидания выписывающихся родильниц с новорожденными должен отразить торжественность момента встречи. Помещения выписки и ожидания должны располагаться смежно с вестибюлем для посетителей.
46. Бактерицидными облучателями оборудуются приемно-смотровые помещения предродовые палаты, родовые, операционные, все палаты, санитарные помещения, шлюзы при входе в отделения.
47. Помещение для хранения, разборки, упаковки (для транспортировки в прачечную) грязного белья предусматривается одно на акушерский стационар (без обсервационного отделения), другое - на обсервационное отделение. Это помещение должно быть облицовано кафелем.
Операционный блок
1. Операционный блок - структурное подразделение больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных и обеспечивающих помещений, предназначенное для проведения хирургических операций.
2. Все операционные блоки делятся на общепрофильные и специализированные (травматологические, кардиохирургические, ожоговые, нейрохирургические и др.).
3. В состав помещений как общепрофильных, так и специализированных оперблоков входят септические и асептические отделения (операционные с вспомогательными и служебными помещениями). При этом вспомогательные помещения оперблока предусматриваются отдельно для асептической операционной и отдельно для септической операционной.
4. При создании специализированных оперблоков могут быть случаи, когда в оперблоке имеются только асептические отделения (нейрохирургия, кардиохирургия и др.).
По признаку наличия одного отделения (асептического) или двух (асептического и септического) оперблоки делятся на асептические и комбинированные.
5. Количество операционных в оперблоке зависит от структуры, величины и профиля хирургических отделений, хирургической активности, сложности и длительности операций, времени пребывания оперированного больного на больничной койке, количество операционных дней и др.
Количество операционных в центральных районных и межрайонных больницах в сельской местности и городских районных больницах следует принимать 1 операционная на каждые 30 коек хирургического профиля и на 25 коек в больницах скорой медицинской помощи. В специализированные отделения хирургического профиля при расчете числа операционные необходимо учитывать профиль отделений. Количество операционных в областных и клинических больницах определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
6. Операционные следует проектировать на 1 операционный стол.
7. Количество операционных столов и типы операционных в специализированном операционном блоке зависят от типа и мощности структурных подразделений больничных учреждений и определяются заданием на проектирование.
8. Количество операционных в септическом отделении операционного блока принимается в зависимости от местных условий (числа коек с гнойной патологией). В операционных блоках общепрофильных больниц примерное соотношение септических и асептических операционных должно быть 1:3, но не менее одной септической операционной на оперблок.
9. При количестве операционных свыше 6 рекомендуется предусматривать диспетчерский пост.
10. В основу архитектурно-планировочного решения операционного блока положено деление на непроходные асептическое и септическое отделения, рациональное зонирование внутренних помещений и пространства в соответствии с функциональным разделением его помещений на следующие зоны:
стерильная зона, включающая помещение операционных.
Зона строгого режима:
- группа помещений подготовки персонала к операции, состоящая из предоперационных и гардеробных персонала для специальной и рабочей одежды;
- группа помещений подготовки больного к операции, состоящая из помещений подготовки больного к операции или наркозной;
- группа помещений для размещения аппаратуры и оборудования предназначенного для обеспечения жизнедеятельности больных и состоящая из помещений аппарата искусственного кровообращения и аппарата для гипотермии;
- группа помещений послеоперационных палат, состоящих из собственно палат и помещений (пост) дежурной медицинской сестры;
- группа вспомогательных помещений, включающая шлюз при входе в операционную (при отсутствии наркозной).
Зона ограниченного режима:
- группа помещений для диагностических исследований;
- группа помещений для подготовки к операции инструментов и оборудования, включая стерилизационную или центральную достерилизационную оперблока, инструментально-материальную, помещение разборки и мытья инструментов, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры;
- группа помещений персонала, включая кабинет хирургов, протокольную, кабинет врача-анестезиолога, комнату медицинских сестер-анестезистов и комнату младшего персонала;
- группа вспомогательных помещений, включая шлюзы при входе в септическое и асептическое отделения, комнату центрального пульта мониторной системы для слежения за состоянием больного, гипсовую, помещения для обслуживания послеоперационных палат (мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок и пр.).
- группа складских помещений, включающая помещение для хранения крови, помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолабораторию, кладовую наркозно-дыхательной аппаратуры, помещение приготовления дезрастворов и хранения дезсредств, помещение временного хранения каталок.
Зона общебольничного режима:
- группа помещений персонала, включающая кабинет заведующего отделением, комнату старшей медицинской сестры, комнату личной гигиены персонала с душем;
- группа складских помещений, включающая кладовую предметов уборки, кладовую для хранения гипса.
11. Количество коек в послеоперационных палатах следует предусматривать по норме две койки на одну операционную. При наличии отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии, послеоперационные палаты не предусматриваются, а их количество учитывается в коечности отделения анестезиологии и реанимации.
12. При отсутствии централизованного кондиционирования следует предусматривать помещения для местных кондиционеров, площадь которых определяется расстановкой оборудования.
13. Наиболее рациональным является размещение операционного блока в составе обособленного лечебно-диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединяемому с ним утепленными переходами. Допускается размещение оперблока на верхнем этаже палатного корпуса.
Операционную для срочных операций при приемном отделении следует планировать в крупных больницах и больницах скорой медицинской помощи.
Для проведения операций по скорой помощи в многопрофильных больницах следует предусматривать дополнительные дежурные операционные.
14. Послеоперационные палаты рекомендуется размещать в отдельном изолированном отсеке при операционном блоке или в составе отделения анестезиологии и реанимации, или изолированно в составе палатного хирургического отделения.
15. Состав помещений операционных блоков, их мощность зависят от типа и коечности больничного учреждения, мощности и структуры его подразделений.
Площадь помещений операционного блока рекомендуется принимать по табл. 9.
Таблица 9
Рекомендуемые минимальные площади помещений опер. блока
Помещения |
Площадь м2 |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
А. Стерильная зона |
|
|
Операционные | ||
1. Общехирургического профиля |
36 |
|
2. Для проведения ортопедотравматологических, нейрохирургических операций и операций с использованием лазерной аппаратуры |
42 |
|
3. Для проведения операций на сердце и сосудах |
48 |
|
Б. Зона строгого режима |
|
|
Помещения подготовки персонала к операции |
|
|
4. Предоперационные |
|
Непосредственно сблокированы с операционной |
а) для одной общепрофильной операционной |
15 |
|
б) для двух общепрофильных операционных |
24 |
|
в) для одной специализированной операционной |
24 |
Операции на сердце и сосудах, нейрохирургические, ск. пом. и ожоговые |
5. Санитарный пропускник персонала с отсеком для специальной (стерильной) и рабочей общебольничной одежды и душевым отсеком |
По расстановке оборудования, не менее 9 + 9 (для мужчин и женщин, из 2-х отсеков каждый.) |
Предусматривается на проходе из общих помещений отделения в лечебную зону. Оборудуется двойными шкафчиками. |
6. Уборная для персонала |
3 |
Располагается до санитарного пропускника |
7. Кабина личной гигиены персонала |
3 |
Располагается до санитарного пропускника или в санитарном пропускнике |
Помещения подготовки больного к операции |
|
|
8. Помещение подготовки больного к операции (наркозная)* |
18 |
Непосредственно сблокировано с операционной |
Помещения для размещения аппаратуры и оборудования по обеспечению жизнедеятельности больного |
|
|
9. Помещение аппарата искусственного кровообращения: |
|
|
а) моечная |
18 |
|
б) монтажная |
18 |
|
в) хранение стерильных аппаратов |
18 |
|
10. Помещение гипотермии |
15 |
|
В. Зона ограниченного режима |
|
|
Помещение для диагностических исследований |
|
|
11. Лаборатория срочных анализов (для септического и асептического отделений) |
18 |
Только в больницах скорой помощи. |
Помещение для подготовки к операции инструментов и оборудования |
|
|
12. Стерилизационная для экстренной стерилизации: |
|
|
а) для одной операционной |
10 |
|
б) для двух и более операционных |
15 |
|
13. Инструментально-материальная |
4 на каждую операционную, но не менее 10 |
|
14. Помещение разборки и мытья инструментов |
|
|
- до четырех операционных |
10 |
|
- свыше четырех операционных |
10 + 10 |
|
15. Моечная наркозно-дыхательной аппаратуры |
10 |
|
16. Дезинфекционная наркозно-дыхательной аппаратуры |
18 |
|
Помещения персонала |
|
|
17. Кабинет хирургов |
12 |
При количестве врачей 5 и более площадь следует увеличивать на 4 м2 на каждого врача сверх четырех. |
18. Протокольная |
15 |
При наличии более 4-х операционных. |
19. Кабинет врача анестезиолога |
12 |
В стационарах без отделения анестезиологии и реанимации. |
20. Комната медицинских сестер |
10 |
При количестве медицинских сестер 4 или более площадь следует увеличивать на каждую медицинскую сестру на 3 м2 сверх трех. |
21. Комната медицинских сестер-анестезисток |
10 |
Тоже |
22. Комната младшего персонала |
8 |
|
Вспомогательные помещения |
|
|
23. Шлюз при входе: |
|
|
а) в септическое отделение |
12 |
|
б) в асептическое |
12 |
|
24. Комната центрального пульта мониторной системы слежения за состоянием больного (аппаратная)** |
12 |
Допускается изменение площади в зависимости от габаритов применяемого оборудования. |
25. Гипсовая (располагается в непосредственной близости от операционного блока) |
22 |
Организуется при проведении травматологических и ортопедических мероприятий |
Складские помещения |
|
|
26. Помещение для хранения и подготовки крови к переливанию |
10 |
|
27. Помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолаборатории (10 + 8) |
18 |
|
28. Кладовая переносной аппаратуры |
12 |
|
29. Кладовая наркозно-дыхательной аппаратуры |
10 |
|
30. Помещение приготовления дезрастворов и хранения дезсредств |
4 |
Принимается при наличии 4 и более операционных. |
31. Помещение временного хранения каталок |
2 на одну операционную |
Допускается размещать в коридоре (в расширенной его части). |
Г. Зона общебольничного режима |
|
|
Помещение персонала |
|
|
32. Кабинет заведующего отделением |
12 |
Для септического и асептического отделений. |
33. Комната старшей медицинской сестры |
10 |
Для септического и асептического отделений. |
34. Комната психоэмоциальной разгрузки персонала |
24 |
В случае расположения оперблоков в непосредственной близости от отделения реанимации предусматривается одно помещение. В этом случае площадь помещения определяется заданием на проектирование. |
35. Послеоперационные палаты |
13 на одну койку |
Послеоперационные палаты со вспомогательными помещениями должны предусматриваться вне операционного блока. Могут размещаться в составе отделения анестезиологии и реанимации или отделения реанимации и интенсивной терапии. |
36. Помещения для послеоперационных палат: |
|
Следует отделять друг от друга перегородками высотой 1,6 м |
а) мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок |
8 |
|
б) кладовая предметов уборки помещений с сушкой, трапом и краном |
4 |
|
в) сортировки и временного хранения грязного белья |
4 |
|
37. Помещение (пост) дежурной медицинской сестры |
6 |
|
38. Помещение диспетчерского поста |
16 |
|
Складские помещения |
|
|
39. Кладовая предметов уборки с сушкой, трапом и краном |
4 |
Раздельно для септического и асептического отделений. |
40. Помещение разборки и временного хранения грязного белья и отходов при операции |
6 |
|
41. Кладовая чистого белья |
6 |
Раздельно для септического и асептического отделений. |
42. Кладовая для хранения гипса |
6 |
Организуется при проведении травматологических и ортопедических операций, размещаются при гипсовой операционной |
43. Кладовая хранения гипсовых бинтов |
6 |
|
______________________________
* Допускается устройство вместо наркозной шлюза площадью 12 .
** Размещается смежно с операционной. Организуется преимущественно при операционной кардиохирургии.
Отделение анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии
1. Отделения анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии являются структурными подразделениями стационара.
2. Основными задачами отделения анестезиологии - реанимации (АР) многопрофильных больниц являются: осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению обезболивания при операциях, родах, специальных диагностических и лечебных процедурах, уход за больными в ближайшее послеоперационное время; осуществление комплекса мероприятий по реанимации и интенсивной терапии больным палатных отделений с расстройством функций жизненно важных органов до стабилизации их деятельности; повышение уровня теоретических знаний и обучение медицинского персонала учреждения практическим навыкам в области реанимации.
3. Основными задачами отделения реанимации и интенсивной терапии (Р и ИТ) являются проведение как экстренных, так и длительных реанимационных мероприятий у больных с остро возникшими терминальными состояниями, вызванными разными причинами. В эти отделения поступают, минуя приемный покой, больные, доставленные машиной скорой помощи, а также переводятся тяжелобольные из других стационаров, где нерационально организовывать собственные отделения реанимации.
По характеру контингента больных, получающих помощь, отделения делятся: на отделения для оказания помощи больным, поступившим в больницы (внутрибольничные отделения); для оказания помощи пострадавшим, поступившим с улицы, для оказания помощи тяжелобольным, поступившим из больницы и с улицы (смешанное отделение).
4. Отделения анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии организуются в составе многопрофильных больниц на 500 коек и более при наличии не менее 70 - 100 коек хирургического профиля, а в детских больницах при наличии 300 коек и не менее 50 коек хирургического профиля. Количество коек в отделении не превышает 25.
5. Отделение реанимации и интенсивной терапии можно организовать в городах с населением 500 тыс. человек и больше в составе крупных многопрофильных больниц (при наличии 800 коек и более во взрослых и 400 коек и более в детских больницах).
6. При наличии в лечебном учреждении отделения гнойной хирургии, в составе крупных отделений анестезиологии и реанимации следует выделять отдельным непроходной палатный блок, а в составе малых отделений - палаты со шлюзом для больных с гнойной инфекцией.
7. Лестницы, лифты и подъемники, выходящие в отделение, следует оборудовать шлюзом с самостоятельной вытяжкой.
8. Местонахождение отделения в больнице зависит от категории больницы и профиля заболевания больных, которым будет оказываться медицинская помощь. Внутрибольничные отделения располагаются ближе к основному потоку больных, поступающих из отделений стационара. Отделения, предназначенные для оказания помощи пострадавшим с улицы, располагаются при приемных отделениях больницы или максимально приближены к ним.
В случае преобладания внутрибольничных потоков тяжелобольных возможно его расположение ближе к операционному блоку при условии удобной транспортировки больных с улицы.
При организации комбинированного отделения одна его часть располагается при приемном отделении, а вторая - приближена к внутрибольничным потокам тяжелобольных.
9. Состав помещений отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии зависит от типа и мощности больничного учреждения и структуры его подразделений.
Площадь помещений отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии рекомендуется принимать по таблице 10.
Таблица 10
Рекомендуемая минимальная площадь помещений отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89). Раздел II "Стационары" (утв. Гипронииздравом, 19 декабря 1989 г.)
Текст документа официально опубликован не был
Рекомендовано к изданию научной секцией Научно-технического Совета "Гипронииздрава"
В пособии изложены рекомендации по проектированию приемных отделений стационаров, помещений выписки, специализированных боксов, травмапунктов, палатных отделений, акушерских стационаров, операционных блоков, отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии
Пособие предназначено для проектировщиков
Пособие разработано в Гипронииздраве: А.И. Арбаков (руководитель группы), М.Г. Парафенюк, Э.А. Трофимова, З.А. Цихисели, Н.А. Плешанова, В.К. Гурская
Киевский филиал "Гипронииздрава": Н.В. Буденный, В.И. Духовный
Текст пособия приводится с учетом поправок, приведенных по изданию информационного центра по нормированию и стандартизации в строительстве Госстроя России (Москва, 1991 г.)
С введением в действие СНиП 31-06-2009 настоящее справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 отменено. Его использование допустимо в пределах действующей нормативной документации