Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
27 февраля 2017 г. |
дело N А53-27309/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.
при участии:
от муниципального унитарного предприятия специализированных коммунальных услуг города Ростова-на-Дону - Светличного А.Ю. по доверенности от 29.08.2016, Шкуренко О.С. по доверенности от 09.01.2017, Евтушенко П.Г. по доверенности от 29.08.2016;
от Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ростовской области - Алимурадова А.А. по доверенности от 09.01.2017 N 01, Абрамовой Е.А. по доверенности от 07.02.2017 N 25;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия специализированных коммунальных услуг города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2016 по делу N А53-27309/2016, принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия специализированных коммунальных услуг города Ростова-на-Дону
к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Ростовской области
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Родос"; публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания юга" и публичного акционерного общества "ТНС Энерго Ростов-на-Дону"
о признании незаконным постановления от 20.09.2016 о назначении административного наказания АО делу N 1253/02 и признании недействительным предписания об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие специализированных коммунальных услуг города Ростова-на-Дону (далее - МУП СКУ, предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - УФАС по РО, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 20.09.2016 N 1253/02 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей, а также о признании незаконным представления от 20.09.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2016 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у МУП "СКУ" отсутствовали правовые основания препятствовать передаче электрической энергии на энергопринимающие устройства ООО "Родос". Действия МУП "СКУ" в части прекращения электроснабжения объектов ООО "Родос" противоречат нормам, установленным частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП СКУ обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку предприятие не является производителем электроэнергии, энергосбытовой организацией или гарантирующим поставщиком, в связи с чем не может являться стороной договора энергоснабжения. МУП СКУ фактически является абонентом по договору энергоснабжения с "ТНС Энерго Ростов-на-Дону".
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо не согласилось с доводами заявителя, указав, что наличие между МУП СКУ и ООО "Родос" акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности при наличии действующего договора МУП СКУ с гарантирующим поставщиком от 01.01.2006 N 50095, в котором ООО "Родос" поименовано как субабонент) свидетельствует о надлежащем подключении ООО "Родос" и отсутствии оснований для прекращения передачи ему электрической энергии.
Представитель муниципального унитарного предприятия специализированных коммунальных услуг города Ростова-на-Дону в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ростовской области в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Родос", публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания юга" и публичного акционерного общества "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, энергопринимающие устройства ООО "Родос", расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 1А, технологически присоединены к ТП 1052, которая принадлежит МУП СКУ.
В июле 2016 года собственником ТП 1052 МУП СКУ в адрес ООО "Родос" было направлено письмо в котором содержится предупреждение о прекращении поставки электрической энергии. В письме указано, что предоставление электрической энергии ООО "Родос" невозможно с 01.08.2016.
Передача электрической энергии 01.08.2016 на объекты ООО "Родос" была прекращена, в связи с чем ООО "Родос" обратилось с жалобой на действия МУП СКУ в антимонопольный орган.
Указанные действия МУП СКУ квалифицированы антимонопольным органом как нарушение требований пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
По факту нарушения в отношении МУП СКУ 12.08.2016 составлен протокол N 1253/02 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 20.09.2016 по делу N 1253/02 МУП СКУ привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
На основании постановления МУП СКУ выдано представление от 20.09.2016 об устранении выявленного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением антимонопольного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона об электроэнергетике.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями настоящей статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
В силу пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Как следует из материалов дела, между МУП СКУ (абонент, потребитель) и ООО "Донэнергосбыт" (правопредшественник "ТНС Энерго Ростов-на-Дону") (энергоснабжающая организация, гарантирующий поставщик) действует договор энергоснабжения от 01.01.2006 N 50095 в редакции договора от 30.01.2007.
Поскольку энергопринимающие устройства ООО "Родос", расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 1А, технологически присоединены к ТП 1052, которая принадлежит МУП СКУ, между ООО "Донэнергосбыт", МУП СКУ и ООО "Родос" заключено дополнительное соглашение к договору энергоснабжения от 01.01.2006 N 50095, согласно которому ООО "Родос" выступает в роли субабонента в отношениях между поставщиком электрической энергии ПАО "ТНС энерго Ростов - на - Дону (ранее - ООО "Донэнергосбыт") и основным абонентом (МУП СКУ).
К указанному дополнительному соглашению между МУП СКУ и ООО "Родос" составлен акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому границы балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности установлены на болтовых соединениях кабелей, отходящих от электрических установок МУП СКУ и питающих подразделения ООО "Родос" (Ф1 ТП-1052 и вводные контакты ШС-1).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - это документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - представляет собой документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, к сложившимся между МУП СКУ и ООО "Родос" отношениям подлежат применению правила абзацев 2, 3 пункта 4 Закона об электроэнергетике и пункта 6 Правил N 861.
В связи с чем действия МУП СКУ по воспрепятствованию передаче электрической энергии на энергопринимающие устройства ООО "Родос" свидетельствуют о нарушении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и наличии объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вина МУП СКУ состоит в непринятии всех необходимых и возможных мер, направленных на предотвращение нарушения действующих норм и правил в сфере электроэнергетики.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению требований по передаче электрической энергии, предприятием не представлены.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях МУП СКУ состава вмененного ему правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Поскольку материалами дела подтверждается совершение предприятием вмененного ему правонарушения, антимонопольным органом законно и обоснованно выдано МУП СКУ представление от 20.09.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают изложенные выводы суда, фактически выражают несогласие с ними и не содержат обстоятельств, являющихся основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2016 по делу N А53-27309/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27309/2016
Истец: МУП СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ, МУП специализированных коммунальных услуг города Ростова-на-Дону
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ростовской области, УФАС по РО
Третье лицо: ООО "Родос", ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЮГА", ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"