Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
28 февраля 2017 г. |
А04-10659/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Управления Роскомнадзора по Амурской области: не явились;
от ПАО "МТС": не явились ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы"
на решение от 22.12.2016 по делу N А04-10659/2016
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области
к Публичному акционерному обществу "Мобильные ТелеСистемы"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (далее - управления Роскомнадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении Публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076; далее - общество, лицензиат) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.12.2016 общество привлечено к административной ответственности по названной выше норме права в виде наложения штрафа в размере 35 000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, лицензиат обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить в связи с недоказанностью в его действиях состава вмененного нарушения.
По мнению общества, суд принял в качестве доказательств документы, которые не отвечают требованиям достоверности и допустимости. Кроме того, управление не доказало доступность сайтов в сети Интернет, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено именно через сеть ПАО "МТС".
Дополнительно 07.02.2017 от общества в электронном виде поступили пояснения к апелляционной жалобе, в которых указано на то, что условия Правил оказания услуг связи, содержащие требования о соблюдении законодательства и нормативно-правовых актов в целом, не являются лицензионными требованиями в силу прямого запрета пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ.
В ходе судебного заседания от 14.02.2017 представители заявителя на доводах настаивали в полном объеме, просили производство по делу прекратить.
Представители управления Роскомнадзора в заседании апелляционного суда не принимали, представили отзыв.
В порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв.
От общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое апелляционным судом удовлетворено.
Изучив материалы настоящего дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения общества, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" оказывает телематические услуги связи на основании лицензий N 142346 от 15.04.2016, N 137567 от 15.02.2016, N 101246 от 25.07.2012, пунктом 5 лицензионных требований к которым установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги в соответствии с Правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила).
Апелляционным судом установлено, что 11.11.2016 управлением в ходе мониторинга доступности сайтов из реестра запрещенных сайтов, размещенного на сайте http//eais.rkn.gov.ru, выявлено нарушение пункта 5 лицензионных требований, подпункта "а" пункта 26 Правил, части 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2013 N 126-ФЗ "О связи", части 12 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", выразившееся в том, что обществом не заблокировал 2 URL адреса (http://www.crabporn.com/ru и http://www.sexyteens.photos/?id=nudist-images.net) из категории "детская порнография", внесенных в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Управлением составлен акт об изготовлении скриншотов с сайтов, доступ к которым ограничен от 11.11.2016 и 18.11.2016 уполномоченным должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении N АП-28/3/769 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 23.1 КоАП РФ управление Роскомнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении лицензиата к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из доказанности управлением в действиях ПАО "МТС" состава вменяемого нарушения, соблюдения правил привлечения к ответственности и отсутствия оснований для признания нарушения малозначительным.
Возражения апеллянта сводятся к несогласию с данными выводами суда, проверив которые апелляционный суд считает необоснованными в силу следующего.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в бездействии лицензиата в осуществлении блокировки сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг связи подлежит лицензированию.
Пунктом 5 лицензионных требований к лицензии N 121480 установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги в соответствии с Правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 26 Правил оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данными Правилами, лицензией и договором.
Согласно пункту 5 статьи 46 Закона "О связи" оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона требований.
На основании части 12 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ утвержден Порядок получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", пунктами 3 и 5 которыми установлено, что получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайтах в сети "Интернет" http://eais.rkn.gov.ru и http://vigruzki.rkn.gov.ru. Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт, доступ к которому обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обновляется ежедневно не менее двух раз в сутки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Пунктом 13 Правил определено, что перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет" (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".
Из протокола об административном правонарушении от 18.11.2016 следует, что лицензиатом не заблокировано 2 URL адреса (http://www.crabporn.com/ru и http://www.sexyteens.photos/?id=nudist-images.net) из категории "детская порнография", внесенных в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Данное обстоятельство также подтверждается актом от 11.11.2016 об изготовлении скриншотов с сайтов, доступ к которым ограничен; выгрузкой из реестра для операторов связи (л.д. 17-24, 31). Данные документы были предметом исследования арбитражного суда, признаны относимыми и допустимыми доказательствами в порядке статьи 71 АПК РФ.
Таким образом, указание заявителя жалобы на недоказанность в его действиях объективной стороны вмененного правонарушения, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния общества по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подтверждают наличие в его действиях события установленного административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств невозможности соблюдения обществом лицензионных требований и требований закона в сфере оказания услуг связи в силу чрезвычайных обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Таким образом, ПАО "МТС" на законных основаниях привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая характер допущенного правонарушения и отсутствие каких-либо исключительных обстоятельств, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности в силу малозначительности правонарушения отсутствуют.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.
Коллегия судей также отклоняет ссылку лицензиата на принятие судом в качестве доказательства акт от 11.11.2016, не отвечающего, по его мнению, требованиям достоверности и допустимости.
Данный акт содержит дату, подпись начальника ОКНСС Управления Роскомнадзора по Амурской области, текст в акте содержит объективную информацию, необходимую для разрешения спора с приложением скриншотов, также зафиксировано событие, которое можно квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что свидетельствует об относимости его к предмету доказывания.
Рассмотрение настоящего дела и оценка представленных в материалы доказательств произведено арбитражным судом в соответствии с положениями главы 7 АПК РФ.
Ссылка общества не доказанность доступности спорных сайтов в сети Интернет, содержащей запрещенное распространение в Российской Федерации информации, именно через сеть ПАО "МТС", также во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку доступ к запрещенным сайтам должен быть в любом случае ограничен независимо от того, с какой страницы осуществляется вход на запрещенный сайт.
Довод заявителя жалобы, приведенный в дополнительном пояснении к жалобе, о том, что условия Правил оказания услуг связи, содержащие требования о соблюдении законодательства и нормативно-правовых актов в целом, не являются лицензионными требованиями в силу прямого запрета пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ, основан на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22.12.2016 по делу N А04-10659/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-10659/2016
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области
Ответчик: ПАО "Мобильные ТелеСистемы"