Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга, о взыскании субсидии
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А13-11934/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от Департамента экономического развития Вологодской области Шиловой А.Ю. по доверенности от 26.12.2016 N 47, от Департамента финансов Вологодской области Левашевой Е.Н. по доверенности от 09.01.2017 N 10-12/6, Кирьяновой О.А. по доверенности от 09.01.2017 N 10-12/1, Комаровой Ю.А. по доверенности от 17.01.2017 N 10, от закрытого акционерного общества "Кондитерская фабрика" Матвеева О.В. по доверенности от 25.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента экономического развития Вологодской области и Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 ноября 2016 года по делу N А13-11934/2016 (судья Коротышев Е.Н.),
установил:
Департамент экономического развития Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда ул. Герцена, д. 27; ОГРН 1103525001139, ИНН 3525235311; далее - Департамент экономического развития) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Кондитерская фабрика" (место нахождения: 160000, г. Вологда, пер. Турундаевский, д. 2а; ОГРН 1023500896506, ИНН 3525091130; далее - Общество) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии от 21.10.2015 N ЛФ-67/2015 в размере 4 550 053 руб. 76 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда ул. Герцена, д. 2; ОГРН 1023500901654; ИНН 3525015806; далее - Департамент финансов).
Решением суда от 01 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент экономического развития и Департамент финансов не согласились с решением суда и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Департамент экономического развития указывает, что Департаментом финансов в ходе внеплановой проверки деятельности истца по использованию средств бюджета установлено, что Обществом в 2015 году в направленном на конкурсный отбор технико-экономическом обосновании (далее - ТЭО) на получение субсидии указаны недостоверные сведения за 2014 год в отношении среднемесячной начисленной заработной платы, размера собственных основных средств. Данные сведения не совпадают с показателями отчета о реализации ТЭО за 2014 год, представленного по ранее полученной субсидии. Считает, что значение одного и того же показателя за один и тот же период должно быть одинаковым. Ссылается на необоснованность выводов суда о том, что несопавдение значений показателей обусловлено разной редакцией постановления правительства Вологодской области от 01.04.2013 N 339 "О реализации государственной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы" (далее - Постановление N 339). Отмечает, что изменения, внесенные в Постановление N 339 в апреле 2015 года, не устанавливают порядок исчисления фонда оплаты труда. Полагает, что судом не в полном объеме исследованы обстоятельства дела и не дана оценка правомерности действий ответчика при отражении различных сведений.
Департамент финансов в жалобе ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что Обществом в заявке на участие в конкурсном отборе на получение субсидии в 2015 году представлены недостоверные сведения о размере среднемесячной заработной платы работников. Поясняет, что в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в начисленный фонд заработной платы работников должны быть включены все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, в том числе заработная плата, премия и выплаты из премиального фонда предприятия. Ответчиком обоснованный расчет среднемесячной заработной платы не представлен. Отмечает, что в силу пункта 7.2 Порядка предоставления субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 339, достаточно одного факта нарушения условий предоставления субсидии для полного возврата получателем субсидии денежных средств в бюджет.
В заседании суда апелляционной инстанции представители истца и третьего лица доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержали.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами подателей жалоб не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, постановлением правительства Вологодской области от 03.10.2012 N 1156 утверждена государственная программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы" (далее - Государственная программа). Ответственным исполнителем Государственной программы является Департамент экономического развития.
Министерством экономического развития Российской Федерации и правительством Вологодской области заключено соглашение от 12.08.2015 N 091-МБ-15 на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Вологодской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с Государственной программой.
В целях реализации Государственной программы Постановлением N 339 утверждены условия предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства различных видов субсидий, в том числе определен порядок предоставления субсидии на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам.
Согласно пункту 1.2 Порядка получателями субсидии являются субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие условиям, указанным в частях 1 и 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(далее - Закон N 209-ФЗ), зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Вологодской области, заключившие лизинговые договоры с лизинговыми компаниями и прошедшие конкурсный отбор в соответствии с порядком проведения конкурсного отбора ТЭО, определенным разделом 4 настоящего Порядка.
В силу пункта 1.3 Порядка субсидия предоставляется на возмещение части затрат, связанных с уплатой в текущем финансовом году первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), включая затраты на монтаж, в размере, не превышающем 10 000.00 тыс. руб. одному заявителю в текущем финансовом году.
Перечень документов, подлежащих представлению заявителем для участия в конкурсном отборе ТЭО, определен в пункте 3.2 Порядка, в нем в том числе поименовано ТЭО использования предметов лизинга с указанием основных производственных, экономических и социальных показателей в 3 экземплярах по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку и в 1 экземпляре в электронном виде на электронном носителе.
Согласно пункту 4.1 Порядка конкурсный отбор ТЭО проводится комиссией в соответствии с системой критериев и балльной оценки ТЭО деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на предоставление субсидии на возмещение затрат по лизинговым договорам, согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Пунктом 5.1 Порядка предусмотрено, что решением о предоставлении субсидии является акт Департамента экономического развития, после подписания которого заключаются договоры о предоставлении субсидии с получателями субсидии.
Судом установлено, что Департаментом экономического развития и Обществом по результатам конкурсного отбора 21.10.2015 заключен договор N ЛФ-67/2015 о предоставлении субсидии.
Согласно пункту 1.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 10.12.2015 сумма предоставляемой Обществу субсидии на внесение платежа по договору лизинга определена в размере 4 550 053 руб. 76 коп.
В прилагаемом к договору ТЭО Обществом указаны следующие финансово-экономические и социальные показатели деятельности за 2014 год: среднемесячная начисленная заработная плата - 16 136 руб., собственные основные средства - 5765 тыс. руб.
Средства субсидии перечислены Департаментом экономического развития Обществу по платежным поручениям от 28.10.2015 N 268954, 268955, 268956, 268957, от 29.12.2015 N 721460, 721465.
Пунктом 2.2.3.2 договора предусмотрена обязанность Общества возвратить полученные средства субсидии в полном объеме в случае установления факта предоставления недостоверных сведений (документов), указанных в подпунктах 3.2.1, 3.2.2 и пунктах 6.1-6.2 Порядка, непредставления документов, перечисленных в пункте 6.1 Порядка, нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий, нарушения условий договора.
Департаментом финансов в период с 23.12.2015 по 18.04.2016 проведена внеплановая проверка использования средств областного бюджета, предусмотренных Государственной программой, по результатам которой составлен акт от 18.04.2016.
В акте, в частности, указывается на недостоверность сведений ТЭО заявителей, предоставленных на конкурсный отбор в 2015 году, в том числе Обществом, ввиду их несоответствия данным, изложенным в отчете о реализации ТЭО за 2014 год.
На основании данного акта Департаментом финансов в адрес Департамента экономического развития вынесено представление от 02.06.2016 N ИХ.42-2953/201618, содержащее требование по принятию в срок до 01.09.2016 мер по возврату предоставленных средств бюджета с получателей субсидий, указавших недостоверные сведения в ТЭО.
Департамент экономического развития в уведомлении от 26.05.2016, полученном Обществом 30.05.2016, просил возвратить средства субсидии в сумме 4 550 053 руб. 76 коп. в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления.
Ссылаясь на приведенные выше обстоятельства и неисполнение Обществом требования о возврате субсидии, Департамент экономического развития обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны предусматривать в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ, введенным Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В рассматриваемом случае предоставление субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы было установлено Государственной программой и принятым в ее развитие Постановлением N 339.
Одним из направлений поддержки малого и среднего предпринимательства Государственной программой и Постановлением N 339 предусмотрено предоставление субсидий из средств областного бюджета, в том числе на возмещение части затрат по лизинговым договорам.
Критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат по договорам лизинга в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок возврата субсидии в случаях нарушения условий, установленных при ее предоставлении, определены Порядком.
Условия проведения конкурсного отбора ТЭО установлены разделом 3 Порядка. В силу подпункта 3.2.1 Порядка ТЭО является обязательным документом, предоставляемым заявителем на конкурсный отбор. Форма ТЭО и требования к содержанию изложены в приложении 2 к Порядку.
В разделе 6 Порядка предусмотрено проведение мониторинга за ходом реализации ТЭО. Так, согласно пункту 6.1 Порядка данный мониторинг осуществляется в соответствии с условиями договоров о предоставлении субсидии на основании представляемых в Департамент экономического развития получателями субсидии анкеты получателя поддержки по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку и отчета о реализации бизнес-проекта по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 7.1 Порядка Департамент экономического развития, Департамент финансов в пределах своих полномочий осуществляют обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидии.
Пунктом 7.2 Порядка определено, что в случае установления факта представления получателем субсидии недостоверных сведений (документов), указанных в подпунктах 3.2.1, 3.2.2 и пункте 5.2 настоящего Порядка, на получение субсидии, нарушения условий, предусмотренных в пунктах 1.2, 2.1 - 2.3 настоящего Порядка, целей и порядка предоставления субсидии получателями субсидии, нарушения условий договора о предоставлении субсидии Департамент экономического развития в течение 10 календарных дней со дня установления факта направляет (электронной почтой и (или) почтой) получателю субсидий уведомление с требованием о возврате в полном объеме полученной субсидии в соответствующий бюджет в течение четырнадцати календарных дней со дня получения соответствующего уведомления.
В настоящем споре Департамент экономического развития в обоснование требования о возврате субсидии ссылается на то, что Общество в представленном в 2015 году на конкурсный отбор ТЭО указало недостоверные сведения за 2014 год по двум показателям: среднемесячная начисленная заработная плата - 16 136 руб.; собственные основные средства - 5765 тыс. руб. Аналогичные показатели в отчете о реализации ТЭО за 2014 год имеют иное значение: среднемесячная начисленная заработная плата - 17 988 руб.; собственные основные средства - 1816 тыс. руб.
Между тем доводы истца о недостоверности представленных Обществом сведений следует признать необоснованными в силу следующего.
Недостоверность сведений предполагает их несоответствие фактическим обстоятельствам. Однако в данном случае Обществом представлена в суд апелляционной инстанции налоговая и бухгалтерская отчетность за спорный период, подтверждающая информацию, содержащуюся в заявке на конкурсный отбор.
В заявке на конкурсный отбор приводятся сведения об основных средствах Общества по балансовой стоимости, составляющей 5765 тыс. руб., тогда как в отчете о реализации ТЭО за 2014 год отражена остаточная стоимость собственных основных средств - 1816 тыс. руб.
Указанная в заявке на конкурсный отбор информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы за 2014 год в заявке подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам 22, 23, 26, анализом счета 70. При этом показатель среднемесячной заработной платы, приведенный в отчете о реализации ТЭО за 2014 год, состоит из суммы показателей по счетам 22, 23, 26, 84, 86, 91.
Доказательств, опровергающих приведенные Обществом в заявке на конкурсный отбор сведения о том, что среднемесячная начисленная заработная плата за 2014 год составляет 16 136 руб., истцом, третьим лицом не представлено.
Таким образом, отраженные Обществом в заявке на конкурсный отбор сведения по спорным показателям основываются на бухгалтерской и налоговой отчетности ответчика за 2014 год. Доказательства того, что содержащиеся в отчетности данные не соответствуют фактическим показателям финансово-хозяйственной деятельности Общества за указанный период, отсутствуют.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности факта предоставления Обществом недостоверных сведений при получении субсидии.
Доказательств наличия иных нарушений, влекущих в силу пункта 7.2 Порядка и пункта 2.2.3.2 договора обязанность получателя субсидии возвратить денежные средства в бюджет, не имеется, и на данные обстоятельства истец, третье лицо не ссылаются.
С учетом изложенного, ввиду необоснованности заявленных требований, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно отказал Департаменту экономического развития в иске о взыскании с Общества полученной по договору от 21.10.2015 N ЛФ-67/2015 субсидии.
Как верно указал суд первой инстанции, несоответствие сведений, указанных в заявке на конкурсный отбор, сведениям, содержащимся в отчете о реализации ТЭО за 2014 год, не свидетельствует о факте предоставления Обществом недостоверной информации при получении субсидии в 2015 году. При рассмотрении настоящего спора установлено, что отраженные в заявке данные подтверждаются бухгалтерской и налоговой отчетностью Общества за исследуемый период. Следует также отметить, что Порядок не содержит правил, указывающих на то, какие показатели бухгалтерской и налоговой отчетности подлежат отражению в ТЭО при подаче заявки на конкурсный отбор, а какие в отчете о ходе реализации ТЭО. Какие-либо методические рекомендации получателям субсидий по заполнению ТЭО также отсутствуют.
Более того, на момент проведения конкурса на получение субсидии в 2015 году Департамент экономического развития располагал отчетом Общества о реализации ТЭО за 2014 год. При наличии сомнений в достоверности указанной Обществом в заявке на конкурсный отбор информации истец вправе был истребовать необходимые для проверки данных сведений документы.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционных жалоб судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы, приведенные подателями жалоб, не опровергают правильность выводов суда. Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам и установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Апелляционные жалобы Департамента экономического развития и Департамента финансов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 ноября 2016 года по делу N А13-11934/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента экономического развития Вологодской области и Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11934/2016
Истец: Департамент экономического развития Вологодской области
Ответчик: ЗАО "Кондитерская фабрика"
Третье лицо: Департамент финансов вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10763/16