Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А71-14043/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-кассовый центр города Ижевска"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 16 декабря 2016 года по делу N А71-14043/2016,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-кассовый центр города Ижевска" (ОГРН 1131831001950, ИНН 1831159465)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Расчетно-кассовый центр города Ижевска" (далее - заявитель, ООО "РКЦ г. Ижевска") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 12.10.2016 N 04-16/210/1 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.12.2016, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель ООО "РКЦ г.Ижевска" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что назначенное наказание не соответствует тяжести правонарушения; указывает на возможность замены назначенного штрафа на предупреждение.
Заинтересованное лицо Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 30.08.2016 N 17/99 в отношении ООО "РКЦ г. Ижевска" проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (акт проверки от 27.09.2016 N 56).
В ходе проверки установлено, что ООО "РКЦ г.Ижевска" как оператор по приему денежных средств осуществляет действия по зачислению поступивших денежных средств от населения на оплату коммунальных услуг на расчетный счет принципала в соответствии заключенными договорами от 01.03.2013 N 04/06/13 с ООО "Управляющая компания Майская", от 14.06.2013 N 691.11-06/17/1838 с ФГУП "Почта России", агентскими договорами от 01.06.2013 N 01/06/13 с ООО "Управление жилищным комплексом-Октябрьский", от 01.06.2013 N 02/06/13 с ООО "Управление жилищным комплексом-Заречный", от 01.04.2015 N 1 с ООО "Межрайонное жилищно-ремонтное предприятие", от 01.06.2013 N 03/06/13 с ООО Управляющая компания "Авторемзавод-Индустриальный". При этом в период с 09.04.2013 по 29.08.2016 ООО "РКЦ г.Ижевска" не исполняло требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно:
1) в нарушение п. 2 ст. 6, п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) отсутствует организованная система внутреннего контроля в части сверки клиентов с актуальной на дату принятия на обслуживание версией Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности;
2) в нарушение п. 2 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ отсутствовали правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма;
3) в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
4) в нарушение подп. "а" п. 32 Постановления Правительства от 30.06.2012 N 667 проверки осуществления внутреннего контроля не проводились;
5) в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение, не утвержден;
6) в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 дополнительный инструктаж с генеральным директором Камаевой С.Р. при вступлении в силу нормативно-правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности, 17.10.2015, 21.11.2015, 29.12.2015, 10.01.2016 не проводился;
7) в нарушение норм приказов Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110, от 27.08.2015 N 261, от 20.10.2015 N 332 проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не проводились;
8) в нарушение п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ операции, соответствующие критериям и признакам необычных сделок в терминологии приказа Росфинмониторинга от 03.06.2009 N 103 не выявлены, документально не зафиксированы, внутренние сообщения не составлены.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что ООО "РКЦ г. Ижевска" заключило ряд договоров денежного займа, а именно, договор денежного займа от 29.10.2015 б/н, согласно которому ООО "РКЦ г.Ижевска" предоставляет займ ООО "УЖК-Заречный" в сумме 200 000 рублей, процентная ставка по данному договору составляет 1,5%, в то время как период с 14.09.2012 по 31.12.2015 ставка рефинансирования ЦБ РФ составляла 8,25 % годовых (Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"); данная операция по договору займа соответствует критерию необычных сделок - предоставление или получение займа, процентная ставка по которому ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России; и ООО "РКЦ г. Ижевска" надлежало выявить, зафиксировав надлежащим образом информацию об указанном факте во внутреннем сообщении.
Также в ходе проверки установлено, что 21.12.2015 между аффилированными юридическими лицами - ООО УК "Авторемзавод-Индустриальный" и ООО "РКЦ г.Ижевска" совершена финансовая операция в сумме 851 544 руб. в рамках оплаты по агентскому договору от 01.06.2009 N 03/06/2013; указанная операция соответствует признакам необычной сделки, которую необходимо было выявить, зафиксировать во внутреннем сообщении. Вместе с тем, в отсутствие надлежащего осуществления внутреннего контроля в ООО "РКЦ г. Ижевска" операции, соответствующие критериям и признакам необычных сделок в терминологии приказа Росфинмониторинга от 03.06.2009 N 103-ФЗ не выявлены, документально не зафиксированы, внутренние сообщения не составлены.
По итогам проверки должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу в отношении ООО "РКЦ г.Ижевска" составлен протокол от 29.09.2016 N 04-16/210/1; и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 12.10.2016 N 04-16/210/1 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО "РКЦ г. Ижевска" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения, и об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, а также об отсутствии основания для замены назначенного административного штрафа на предупреждение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ определено, что внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ операторы по приему платежей относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами.
В ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в частности, до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя; разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Факт выявленных в ходе проверки нарушений ООО "РКЦ г. Ижевска" требований ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, Постановления Правительства от 30.06.2012 N 667; приказов Росфинмониторинга от 03.06.2009 N 103, от 03.08.2010 N 203, от 22.04.2015 N 110, от 27.08.2015 N 261, от 20.10.2015 N 332 подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом проверки от 27.09.2016 N 56, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что юридическое лицо имело возможность обеспечить соблюдение требований действующего законодательства, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения.
Доказательств того, что заявителем своевременно предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства, в материалах дела не имеется.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, установлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, О времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 29.09.2016, а также о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 12.10.2016 ООО "РКЦ г. Ижевска" извещено надлежащим образом (л.д. 24-26, 40-42).
Постановление о привлечении ООО "РКЦ г. Ижевска" к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о возможности замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что ООО "РКЦ г. Ижевска" привлечено к административной ответственности за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; неисполнение данных требований и выявленные в ходе проверки нарушения законодательства свидетельствуют о наличии угрозы безопасности государства. В связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае основания для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства, от 16 декабря 2016 года по делу N А71-14043/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14043/2016
Истец: Общество с ограниченной отвественностью "Расчетно-кассовый центр города Ижевск"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу