Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июня 2017 г. N Ф05-7171/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А40-180964/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей: |
Захарова С.Л., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Крючковым П.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ОАО "Счетмаш-Инфо" (к/у Горн И.В.) на решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.12.2016, принятое судьей Махлаевой Т.И. (2-1384) по делу N А40-180964/16
по заявлению ОАО "Счетмаш-Инфо"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Корнешов К.В. по дов. от 30.12.2016 N 33824/2016; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Счетмаш-Инфо" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление Росреестра по Москве) от 30.05.2016 N 447 об устранении нарушения земельного законодательства.
Решением суда от 01.12.2016 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание ответчика полностью соответствует закону, прав и законных интересов общества не нарушает.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "Счетмаш-Инфо" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Обратившееся с жалобой лицо в обоснование ссылается на отсутствие мотивированного правового обоснования, на основании которого суд пришел к выводу о несоответствии использования здания административного корпуса под размещение офисов. Указывает, что общество использует административные здания в соответствии с назначением земельного участка.
Информация о принятии апелляционной жалобы ОАО "Счетмаш-Инфо" вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч.6 ст.121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Заявитель, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил.
В соответствии со ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ОАО "Счетмаш-Инфо", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 04.04.2016 N 200/ГЗН проведена проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации в отношении ОАО "Счетмаш-Инфо" на земельном участке, расположенном по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, вл.42.
В ходе проведения проверки сотрудниками ответчика установлено, что земельный участок с кадастровым N 77:05:0003007:64, площадью 35 398 кв.м предоставлен ОАО "Счетмаш-Инфо" в соответствии с распоряжением префекта ЮАО г.Москвы от 30.06.1997 N 557-р МКЗс, оформлен договором аренды земельного участка от 11.09.1997 N М-05-009810 и дополнительными соглашениями от 02.02.2000, от 14.01.2002, от 29.11.2002 и от 21.07.2003 (запись о государственной регистрации от 15.10.2003 N 77-01/05-550/2003-722) сроком на 49 лет.
На земельном участке с кадастровым N 77:05:0003007:64 расположен комплекс зданий, строений, сооружений, который принадлежит на праве собственности ОАО "Счетмаш-Инфо".
На указанный земельный участок с кадастровым установлен вид разрешенного использования - для эксплуатации существующих административно-производственных зданий и сооружений, что подтверждается сведениями Государственного кадастра недвижимости.
При проведении проверки установлено, что фактически земельный участок с кадастровым N 77:05:0003007:64 используется обществом не только в соответствии с целевым назначением, но и для размещения офисов, бизнес-центра и туристического агентства.
Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 30.05.2016.
В связи с указанными обстоятельствами ОАО "Счетмаш-Инфо" выдано предписание N 447 от 30.05.2016, в соответствии с которым обществу предписано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно привести использование земельного участка с кадастровым N 77:05:0003007:64 в соответствии с фактически установленным назначением в срок до 28.10.2016.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "Счетмаш-Инфо" с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Срок на обжалование ненормативного акта, установленного п.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Повторно рассмотрев дело по правилам ст.ст.266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены (изменения) решения суда по настоящему делу на основании следующего.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом в соответствии с п.п.2, 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Основным принципом земельного законодательства, установленным п.8 ст.1 Земельного кодекса РФ, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории (ч.1 ст.7 Земельного кодекса РФ).
Правовой режим земель согласно ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п.4 ст.1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48) все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.2 Земельного кодекса РФ).
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно ст.11 Земельного кодекса РФ относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 09.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ст.3 Закона N 48 к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относится установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки в городе Москве в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.
Во исполнение ст.7 Земельного кодекса РФ Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
На основании п.11 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Пунктом 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Из материалов дела следует, что в адрес Департамента городского имущества города Москвы направлено определение об истребовании сведений по вопросу предоставления информации о соответствии установленного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 77:05:0003007:64 с фактическим использованием данного земельного участка для размещения офисов, бизнес-центра и туристического агентства.
В соответствии с полученной информацией (исх. N ДГИ-1-69326/16-1 от 29.08.2016) земельный участок с кадастровым N 77:05:0003007:64 предоставлен заявителю для эксплуатации существующих административно-производственных зданий и сооружений.
В соответствии с п.3.2 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Фактическое использование земельного участка определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведений о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на таком земельном участке.
По информационным данными БТИ назначение здания, расположенного в границах земельного участка с кадастровым N 77:05:0003007:64 - "административный корпус, лабораторный корпус, производственный корпус, склад, гараж, столовая", что соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 77:05:0003007:64, установленному в соответствии с целью предоставления по договору аренды земельного участка - "для эксплуатации существующих административно-производственных зданий и сооружений".
Согласно Приказу Минэкономразвития от 01.09.2014 N 540 рассматриваемому земельному участку в соответствии с его фактическим использованием соответствует следующий вид разрешенного использования земельного участка - "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); производственная деятельность (6.0) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3))".
Размещение на земельном участке с кадастровым N 77:05:0003007:64 офисов, бизнес-центра, туристического агентства существующим видом разрешенного использования не предусмотрено.
В соответствии с информацией, предоставленной Департаментом городского имущества города Москвы, предоставленный обществу земельный участок с кадастровым N 77:05:0003007:64 не предусматривает его эксплуатацию для размещения офисов, бизнес-центра и туристического агентства.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, системное толкование установленного вида разрешенного использования земельного участка и предоставленной Департаментом городского имущества города Москвы информации позволяет сделать вывод о том, что размещение на земельном участке с кадастровым N 77:05:0003007:64 офисов, бизнес-центра и туристического агентства существующим видом разрешенного использования не предусмотрено, такое использование земельного участка не соответствует его установленному виду.
Пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, в связи с чем, осуществление на земельном участке с кадастровым N 77:05:0003007:64 деятельности, связанной с размещением офисов, бизнес-центра и туристического агентства в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате арендных платежей (земельного налога), основанная на оценке рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с Приказами Минэкономразвития и торговли от 15.02.2007 N 39, Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 N 540.
При таких данных осуществление на земельном участке с кадастровым N 77:05:0003007:64 деятельности, связанной с размещением офисов, бизнес-центра и туристического агентства не соответствует установленному виду разрешенного использования данного земельного участка и связано с необходимостью принятия мер - обращения ОАО "Счетмаш-Инфо" в уполномоченный функциональный орган исполнительной власти города Москвы, принимающего (изменяющего, отменяющего) правовые акты, решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы, в установленном законом порядке и внесения необходимых изменений в установленный вид разрешенного использования земельного участка независимо от размера площадей, занимаемых с целью осуществления данного вида деятельности.
Основным принципом земельного законодательства, установленным п.7 ст.1 Земельного кодекса РФ является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Необходимость осуществления оплаты за использование земельного участка подтверждается также ст.ст.42, 65 Земельного кодекса РФ.
Размер платы за используемый земельный участок в соответствии с ч.5 ст.65 Земельного кодекса РФ, ст.390 Налогового кодекса РФ, ст.20 Закона N 48, Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка с учетом вида разрешенного использования земельного участка, осуществляемой на нем хозяйственной деятельности.
Согласно Государственному кадастру недвижимости удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 77:05:0003007:64 составляет 10 709, 38 руб. за квадратный метр.
В соответствии с информацией, представленной Департаментом городского имущества города Москвы (исх. N ДГИ-1-69326/16-1 от 29.08.2016), арендная плата по договору аренды земельного участка с кадастровым N 77:05:0003007:64 рассчитана, исходя из вида разрешенного использования: 1.2.9 - Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, определенного в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39.
Между тем, как было указано выше, земельный участок с кадастровым N 77:05:0003007:64 используется обществом для размещения офисов, бизнес-центра и туристического агентства, что не соответствует установленному виду разрешенного использования.
Вопреки доводам заявителя жалобы, факт нарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 03.06.2016 N 426, Актом проверки соблюдения земельного законодательства от 30.05.2016 N 751 с приложением фототаблицы.
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Между тем, заявителем не представлено доказательств недостоверности либо неправомерности оспариваемого предписания ответчика.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных суд первой инстанции, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, а также доводы участвующих в деле лиц, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил отсутствие нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба ОАО "Счетмаш-Инфо" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно п.4 ст.270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.12.2016 по делу N А40-180964/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180964/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июня 2017 г. N Ф05-7171/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Счетмаш-инфо" (к/у Горн И.В.), ОАО СЧЕТМАШ-ИНФО
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистраци, кадастра и картографии по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве