город Омск |
|
01 марта 2017 г. |
Дело N А46-12422/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Рожкова Д.Г., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-70/2017) федерального автономного учреждения "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области" на решение Арбитражного суда Омской области от 01 декабря 2016 года по делу N А46-12422/2016 (судья Целько Т.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Монтажное предприятие "СВОИ" (ИНН 5506221300, ОГРН 1125543016367) к ответчикам: федеральному автономному учреждению "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области" (ИНН 5507070942, ОГРН 1045513012775), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840) об обязании подключить объект в безусловном и безвозмездном порядке,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Наркологический диспансер" (ИНН 5506034437,ОГРН 1025501254239),
при участии в судебном заседании представителей:
от федерального автономного учреждения "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области" - Лингер О.А. (паспорт, доверенность); Жагула А.В. (паспорт, доверенность),
от общества с ограниченной ответственностью "Монтажное предприятие "СВОИ" - Губанова В.А.(удостоверение, доверенность),
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Наркологический диспансер" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Монтажное предприятие "СВОИ" (далее - ООО "МП "СВОИ", истец) обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к федеральному автономному учреждению "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области" (далее - ФАУ "ЦМТО ФПС по Омской области", ответчик) об обязании подключить объект в безусловном и безвозмездном порядке, о признании незаконным и обязании привести в соответствие с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" "Организационно-технические условия для обеспечения вывода сигнала о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы", утвержденные начальником Главного управления МЧС России по Омской области генерал-майором внутренней службы В.В. Корбут от 24.06.2015 в части, касающейся программирования и диспетчеризации.
Определением арбитражного суда Омской области от 30.08.2016 по делу N А46-12422/2016 требование по иску ООО "МП "СВОИ" к ФАУ "ЦМТО ФПС по Омской области" об обязании подключить объект выделено в отдельное производство, делу присвоен N А46-12422/2016.
Определением арбитражного суда Омской области от 30.08.2016 по делу N А46-12422/2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области.
Определением арбитражного суда Омской области от 13.10.2016 по делу N А46-12422/2016 к участию в деле в качестве второго ответчика по ходатайству истца привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - Главное управление МЧС России по Омской области).
Решением от 01 декабря 2016 года по делу N А46-12422/2016 Арбитражный суд Омской области исковые требования ООО "МП "СВОИ" удовлетворил частично, обязав ФАУ "ЦМТО ФПС по Омской области" безвозмездно подключить автоматическую систему пожарной сигнализации бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Наркологический диспансер" к программно-аппаратному комплексу "Стрелец-Мониторинг" с выводом сигнала о пожаре в Центральный пункт пожарной связи службы пожаротушения.
С ФАУ "ЦМТО ФПС по Омской области" в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований к Главному управлению МЧС России по Омской области судом отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФАУ "ЦМТО ФПС по Омской области" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что программирование объектовых станций представляет собой отдельный самостоятельный процесс, входящий в процесс конфигурирования РСПИ "Стрелец-Мониторинг", который не может быть отнесен к подключению объектов защиты к ПАК "Стрелец-Мониторинг", осуществляемому подразделениями МЧС России и подразделениями ФПС МЧС России. Отмечает, что ФАУ "ЦМТО ФПС по Омской области" осуществляет пусконаладочные работы, в том числе программирование объектовой станции, на основании рекомендаций завода-изготовителя ПАК "Стрелец-Мониторинг", которые осуществляются на платной основе.
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Наркологический диспансер" уведомило о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Главное управление МЧС России по Омской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя общества на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФАУ "ЦМТО ФПС по Омской области" поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
В устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "МП "СВОИ", заявленные в апелляционной жалобе требования отклонил просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Согласно Методики проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений, утвержденной МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России работа по мониторингу состояния комплексной безопасности объектов проводится на объектах, расположенных в городе Омске, в который в установленном МЧС России порядке поставляется программно-аппаратный комплекс мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, работающий по выделенным радиоканалам МЧС России и принятый на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743 (далее - ПАК "Стрелец-Мониторинг").
Нормативное регулирование порядка организации сбора и формирования данных о состоянии комплексной безопасности объектов, совокупность мер реагирования оперативных и коммунальных служб, а также организаций, обслуживающих системы защиты здания (корпуса), осуществляется соответствующими положениями, утверждаемыми органами власти субъектов Российской Федерации в городах, в которых проводится работа по мониторингу состояния комплексной безопасности объектов.
Указанные положения разрабатываются территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации в соответствии с настоящей Методикой и вносятся на утверждение в органы власти субъектов Российской Федерации.
В городе Омске организована система технического мониторинга средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, основу которой составляет программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг". Сигнал о пожаре от систем автоматической пожарной сигнализации, смонтированных на объектах защиты, передается в Центральный пункт пожарной связи службы пожаротушения для дальнейшего реагирования.
Процесс подключения пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец-Мониторинг" представляет собой работу по организации передачи извещений о пожаре по каналам связи посредством прибора объектового оконечного, устанавливаемого на объекте защиты, и приему извещений о пожаре в пункте централизованного наблюдения, посредством прибора пультового оконечного. Прибор объектовый оконечный элементом пожарной сигнализации не является, а работы по его установлению с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, включая диспетчеризацию и пусконаладочные работы, не связаны.
На основании приказа Главного управления МЧС России по Омской области N 829 от 05.11.2013 "Об организации службы технического мониторинга программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг" на территории г. Омска и Омской области на базе ФАУ "ЦМТО ФПС по Омской области" организована служба технического мониторинга состояния систем противопожарной защиты.
Приказом ГУ МЧС России по Омской области N 496 от 24.06.2015 "О создании центра технического мониторинга систем передачи извещений о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы" для организации приёма, обработки и регистрации сигналов о неисправности, поступающих от систем пожарной сигнализации, установленных на объектах защиты, создан центр технического мониторинга, разработаны и утверждены "Организационно-технические условия для обеспечения вывода сигнала о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы".
Согласно последним руководителем собственника объекта защиты (юридического или физического лица, уполномоченного владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты) подается заявление в центр ФАУ "ЦМТО ФПС по Омской области" с просьбой рассмотреть возможность вывода сигнала о пожаре при срабатывании системы автоматической противопожарной защиты объекта, по результатам проверки составляется акт определения технической возможности, в котором указывается оборудование, которым необходимо дооснастить существующую систему автоматической пожарной сигнализации объекта и технические условия, выполнение которых необходимо для подключении системы АПС объекта к ПАК "Стрелец-Мониторинг". Собственник объекта защиты самостоятельно определяет монтажную организацию для установки объектового оборудования, монтаж оборудования производится любой организацией, имеющей лицензию МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Методики мониторинг состояния комплексной безопасности осуществляется в учреждениях здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей: диспансеры, в том числе психоневрологические, наркологические, противотуберкулезные и др.
Как следует из материалов дела, 01.06.2015 Бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Наркологический диспансер" (заказчик) и ООО "МП "СВОИ" (исполнитель) заключён договор N 11-СМ на оказание услуг по монтажу и техническому обслуживанию объектовых станций РСПИ ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленных на объектах защиты, с выводом сигнала "Пожар" и "Неисправность" на пульт подразделений пожарной охраны.
В соответствии с пунктом 1.1 договора истец обязался по заданию заказчика в установленный договором срок оказать услуги по монтажу и техническому обслуживанию объектовых станций РСПИ ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленных на объектах защиты (в том числе по адресу г. Омск, ул. 2 Транспортная, 24 "А"), с выводом сигнала "Пожар" и "Неисправность" на пульт подразделений пожарной охраны в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к настоящему договору) и сдать их заказчику, а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги.
После выполнения монтажа объектовой станции в соответствии с Организационно-техническими условиями для обеспечения вывода сигнала о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы подлежит осуществлению комплексное опробование системы передачи извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны с составлением акта, в котором указывается время срабатывания АПС и время доставки сообщения; объект подлежит постановке в тестовый режим, по истечении срока тестирования система АПС подключается к ПАК с указание пультового номера объекта.
В 2015 году истец обратился к ответчику по вопросу подключения объектов третьего лица к ПАК "Стрелец-Мониторинг"; 12.10.2015 объект по адресу: г. Омск, ул. 2 Транспортная, 24 "А" ответчик подключить отказался, мотивируя тем, что для подключения объектовой станции необходимо произвести её программирование, что не входит в перечень услуг, осуществляемых федеральным автономным учреждением "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области" на безвозмездной основе.
Цена услуг по программированию составила по расчётам ответчика 13 659 руб. 68 коп., соответствующую оплату истец произвести отказался и обратился в суд с настоящим иском об обязании подключить объект в безусловном и безвозмездном порядке.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Главное управление МЧС России по Омской области в соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 (далее - Положение), является органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Положения Главное управление МЧС России по Омской области осуществляет функции по организации деятельности подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на территории Омской области; осуществляет в установленном порядке государственный надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения) и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
ФАУ "ЦМТО ФПС по Омской области" согласно Уставу находится в ведении МЧС России, учредителем учреждения является Российская Федерация.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава ФАУ "ЦМТО ФПС по Омской области" предметом и целями деятельности учреждения является обеспечение постоянной технической готовности пожарной и спасательной техники, оперативно-служебного и специального транспорта, пожарно-технического вооружения, плавсредств, средств связи, а также организации и осуществления материально-технического обеспечения подразделений МЧС России, расположенных на территории Сибирского федерального округа (т. 1 л.д. 104).
Согласно части 7 статьи 83 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 9 "Положения о МЧС России" (утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868) 06.03.2014 утвержден "Сборник проектов типовых документов для территориальных органов МЧС России по субъектам РФ и их подразделений, регламентирующих вопросы ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" (Сборник).
В соответствии с рекомендациями, содержащимися в Сборнике, ГУ МЧС определило последовательность действий по подключению пожарных сигнализаций к ПАК "Стрелец-Мониторинг" и закрепило их в приказе ГУ МЧС от 15.07.2014 г. N 317.
Таким образом, подключение объекта защиты к пультовому оборудованию ПАК "Стрелец-Мониторинг" является административной процедурой, которую ответчик осуществляет на безвозмездной основе.
Без программирования подключить объект третьего лица к ПАК "Стрелец-Мониторинг" невозможно.
Вместе с тем, по верному указанию суда, деятельность, осуществляемая МЧС России (подразделениями ФПС МЧС России) с использованием ПАК "Стрелец-Мониторинг", не имеет реального экономического характера, осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Одной из основных задач МЧС России является осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах. Таким образом, вопросы использования противопожарного оборудования, и, в частности, системы ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием находятся в прямой компетенции МЧС России.
Деятельность по обеспечению приема сигналов о пожаре и реагированию на указанные сигналы, в том числе через ПАК "Стрелец-Мониторинг", носит для ответчика обязательный характер в силу правового положения ответчика как специально созданного для реализации указанных функций государственного учреждения и требований законодательства в области пожарной безопасности, и влечет возникновение у федерального автономного учреждения "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области" соответствующих обязанностей.
И поскольку иных доводов об отсутствии возможности подключить объект третьего лица, кроме доводов о необходимости осуществления программирования объектовой станции, учреждением не заявлено, исковые требования об обязании учреждения осуществить подключение правомерно признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции об обязанности ответчика - федерального автономного учреждения "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области" - безвозмездно подключить объектовую станцию к пультовому оборудованию ПАК "Стрелец-Мониторинг", включая программирование объектового оборудования, подающего сигнал о возникновении пожара на объектах защиты, соответствуют правовым позициям, изложенным в Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.02.2017 N Ф09-12247/16 по делу N А76-29128/2015.
Основания для переоценки вывода суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований к Главному управлению МЧС России по Омской области, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В целом доводы апелляционной жалобы заявлены без учета выводов суда первой инстанции по делу и направлены на их переоценку, оснований для которой суд апелляционной инстанции в силу статей 268, 270 АПК РФ не имеет.
С учетом изложенного, исходя из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 01 декабря 2016 года по делу N А46-12422/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Кудрина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12422/2016
Истец: ООО "МОНТАЖНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СВОИ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное автономное учреждение "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области"
Третье лицо: Бюджетное управление здравоохранения Омской области "Наркологический диспансер", Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным смтуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области