Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
28 февраля 2017 г. |
Дело N А56-33872/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.,
при участии:
от заявителя: Руту Н.В., по доверенности от 13.01.2017
от заинтересованного лица: Громова С.С., по доверенности от 20.09.2016
от 3-го лица: 1) Рябов Р.Н., по доверенности от 20.02.2017, 2) Зройчикова Ю.В., по доверенностям от 20.02.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32448/2016) Комитета государственного заказа Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2016 по делу N А56-33872/2016 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению Комитета государственного заказа Ленинградской области
к УФАС по Ленинградской области
3-е лицо: 1) ООО "Маяк", 2) ГБУЗ ЛО "Тосненская КМБ"
об оспаривании решения и предписания
установил:
Комитет государственного заказа Ленинградской области (ОГРН 1107847230842, ИНН 7842434812, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 2, лит. А; далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 19.04.2016 по делу N 489-03-2769-РЗ/16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Маяк" (ОГРН 1037843049628, ИНН 7815022577, место нахождения: 188305, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул. Стационарная, д.7, лит.А; далее - ООО "Маяк", Общество) и государственное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Тосненская клиническая межрайонная больница" (ОГРН 1024701898550, ИНН 4716001838, место нахождения: 187000, Ленинградская обл., г.Тосно, шоссе Барыбина, д.29; далее - ГБУЗ ЛО "Тосненская КМБ", Больница, заказчик).
Решением суда от 25.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что все требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон контрактной системе) заказчиком в техническом задании были соблюдены, кроме того, в течение срока подачи заявок на участие в аукционе ни от одного потенциального участника аукциона не поступило запросов на разъяснение положений аукционной документации, в том числе технического задания. Согласно инструкции по заполнению заявки участник закупки указывает конкретное не интервальное значение показателя (характеристики) товара, учитывая, что установленных предельных отклонений два (со знаком "+" и со знаком "-"). По мнению заявителя, УФАС должно было признать допуск аукционной комиссией всех заявок, в которых были изменены неизменяемые показатели, то есть всех участников, кроме ООО "Маяк".
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Управления и ООО "Маяк" возразили против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Представитель ГБУЗ ЛО "Тосненская КМБ" поддержал апелляционную жалобу в полном объеме с учетом доводов своего отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.03.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом (Комитетом) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ помещений Тосненской поликлиники, а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 499 872 руб.
В УФАС поступила жалоба Общества (вх. N 2769 от 12.04.2016) на решение аукционной комиссии об отказе ООО "Маяк" в допуске к участию в электронном аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС вынесло решение от 19.04.2016 по делу N 489-03-2769-РЗ/16, которым жалоба признана обоснованной, в действиях заказчика признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в действиях аукционной комиссии признано нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании решения заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии выдано предписание от 19.04.2016, пунктом 1 которого УФАС обязало заказчика, аукционную комиссию отменить протокол подведения итогов, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе (далее - протоколы) и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru информацию об отмене протоколов. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены протоколов.
Пунктом 4 предписания аукционная комиссия обязана рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 19.04.2016 по делу N 489-03-2769-РЗ/16.
Пунктом 6 предписания заказчик, аукционная комиссия обязаны осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 19.04.2016 по делу N 489-03-2769-РЗ/16.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Комитет оспорил их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 1 статьи 33 Закона контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен, в том числе, учитывать, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части 1).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1);
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено в пункте 9.1 "Общая часть" документации об аукционе.
Согласно приложению N 1 к Техническому заданию заказчиком предусмотрен перечень товаров, которые необходимо использовать при выполнении работ (всего 11 позиций), а также предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе показатели, определяющие соответствие товаров установленным заказчиком требованиям, в том числе:
- Трубы стальные сварные водогазопроводные с резьбой оцинкованные обыкновенные, диаметр условного прохода 32 мм, толщина стенки 3,2 мм (позиция 6) - отклонения по наружному диаметру труб должны составлять не более "+0,8" мм и не более "-1,0" мм;
- Электрод Э42А диаметром 4 мм (позиция 8) - предельные отклонения длины электрода со стержнем из сварочной проволоки должны быть не более "+3" мм и не более "-3" мм, предельное отклонение длины зачищенного от покрытия конца должно быть не более "-5" мм и не более "+5" мм;
- Электрод Э42А диаметром 5 мм (позиция 11) - предельные отклонения длины электрода со стержнем из сварочной проволоки должны быть не более "+3" мм и не более "-3" мм, предельное отклонение длины зачищенного от покрытия конца должно быть не более "-5" мм и не более "+5" мм.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки, если в настоящем Техническом задании установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, которые являются взаимоисключающими или вариативными, участник закупки указывает одно из допускаемых настоящим Техническим заданием значений. Такие требования установлены с использованием слова "или". При описании требований к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, в настоящем техническом задании, слова, словосочетания: "не более_", "не менее_", "от_", "до_", "не ниже_", "менее_" устанавливают требования к максимальным или минимальным значениям показателей (характеристик) товара, а слова, словосочетания, символы: "не менее_ не более_", "не более_ не менее_", "свыше_ не более_", "_-_" устанавливают требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товара. Требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться. При указании сведений о конкретных показателях, используемого для выполнения работ товара, участник закупки обязан указать единицы измерения показателей, значения таких показателей, точно соответствующие значениям, установленным в настоящем техническом задании, для показателей, значения которых не могут изменяться.
Таким образом, согласно данной Инструкции указанные выше показатели товаров должны быть представлены участником закупки в точном соответствии с требованиями технического задания, поскольку словосочетание "не более... и не более..." не описано в инструкции, оно устанавливает требование к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться.
Согласно части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 указанной статьи отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.04.2016 N 0145200000416000391-1 заявка Общества (порядковый номер 9) отклонена аукционной комиссией на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением сведений по позициям "N 8" и "N 11" приложения N1 к техническому заданию в части указания в заявке "Предельных отклонений длины электрода со стержнем из сварочной проволоки", а так же в части указания "Предельного отклонения длины зачищенного от покрытия конца" для Электрода Э42А диаметром 4 и 5 мм. По позиции "N 6" приложения N1 к техническому заданию в части указания в заявке "Отклонения по наружному диаметру труб" для Труб стальных сварных водогазопроводных с резьбой оцинкованных обыкновенных.
Из материалов дела усматривается, что в первой части заявки на участие в аукционе Общество в отношении названных выше показателей товаров указало следующие сведения:
- Трубы стальные сварные водогазопроводные с резьбой оцинкованные обыкновенные, диаметр условного прохода 32 мм, толщина стенки 3,2 мм (позиция 6) - отклонения по наружному диаметру труб должны составлять не более "+0,8" мм и не более "-1,0" мм;
- Электрод Э42А диаметром 4 мм (позиция 8) - предельные отклонения длины электрода со стержнем из сварочной проволоки должны быть не более "+3" мм и не более "-3" мм, предельное отклонение длины зачищенного от покрытия конца должно быть не более "-5" мм и не более "+5" мм;
- Электрод Э42А диаметром 5 мм (позиция 11) - предельные отклонения длины электрода со стержнем из сварочной проволоки должны быть не более "+3" мм и не более "-3" мм, предельное отклонение длины зачищенного от покрытия конца должно быть не более "-5" мм и не более "+5" мм.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Для товара "Трубы" (позиция 6) установлено требование о соответствии товара ГОСТ 3262-75. В соответствии с ГОСТ 3262-75 "трубы стальные водогазопроводные" предельные отклонения по размерам труб не должны превышать указанных в таблице 3. Согласно указанной таблице предельные отклонения должны быть фактически не более "+0,8" и не более "-1,0" %.
По иным товарам "Электроды" (позиция 8 и 11) установлено требование о соответствии товаров ГОСТ 9466-75 и ГОСТ 9467-75.
Электрод Э42А диаметром 4 мм должен соответствовать ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9466-75 (позиция 8) - предельные отклонения длины электрода со стержнем из сварочной проволоки должны быть не более "+3" мм и не более "-3" мм.
Между тем таблицей 2 ГОСТ 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия" установлено, что предельное отклонение номинальной длины электрода со стержнем из сварочной проволоки должны быть +/- 3 мм. Предельные отклонения по длине защищенного покрытия не более ""*5" соответственно.
Таким образом, установленный заказчиком показатель "предельные отклонения длины электрода со стержнем из сварочной проволоки должны быть не более "+3" мм и не более "-3" мм" ГОСТом 9466-75 не предусмотрен, что противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Аналогичное нарушение присутствует по позиции 11 "Электрод Э42А диаметром 5 мм" приложения N 1 к техническому заданию.
Обоснование необходимости использования других показателей (требований), отличных от ГОСТ, в аукционной документации не дано.
Ввиду вышеизложенного аукционная комиссия нарушила требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку отклонила первую часть заявки, которая содержала конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
Довод Комитета о том, что от участников не поступали запросы на разъяснения аукционной документации, указывавшие бы на неясность ее положений, отклоняется, поскольку данное обстоятельство в любом случае не свидетельствует об отсутствии вышеописанных нарушений, которые не должны из-за двусмысленности, некорректности и противоречивости описания объекта закупки приводить к ограничению количества потенциальных участников, желающих принять участие в закупке и предварительно оценивающих содержание аукционной документации (предложения государственного заказчика).
Ссылка заявителя на нарушение УФАС срока опубликования оспоренного решения в информационной системе не влечет незаконность данного решения.
Самостоятельных оснований для признания недействительным оспоренного предписания (в силу неправомочности выдачи, неисполнимости) не установлено, вопреки позиции Больницы, им предписано назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие (а не только заявки ООО "Маяк").
Кроме того, представители сторон в настоящем судебном заседании указали, что предписание исполнено, при новой оценке заявок ООО "Маяк" признано победителем, с ним заключен и уже исполнен контракт.
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2016 по делу N А56-33872/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33872/2016
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: ГБУЗ ЛО "Тосненская КМБ", ООО "Маяк"