Требование: о взыскании долга и пени, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по договору оказания услуг по обслуживанию многоквартирного дома, по договору энергоснабжения в отношении жилья, в отношении нежилых помещений
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А11-2508/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Богуновой Е.А., Долговой Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сороковой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальщик" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.11.2016 по делу N А11-2508/2016,
принятое судьей Семеновой М.В.,
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания", г. Владимир (ИНН 3302021309, ОГРН 1053303600019), в лице Александровского межрайонного отделения сбыта, Владимирская обл., г. Александров, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальщик", Владимирская обл., Александровский район, г. Струнино (ИНН 3311017524, ОГРН 1083339001063),
о взыскании 127 259 руб. 21 коп.
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Широкова С.М. по доверенности N 202 от 31.12.2016 сроком про 31.12.2017;
от ответчика - Досманов И.Г. по доверенности от 29.12.2016 сроком по 01.12.2018.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Публичное акционерное общество "Владимирская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "ВЭК") в лице Александровского межрайонного отделения сбыта обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальщик" (далее - ООО "УК "Коммунальщик") о взыскании задолженности в сумме 27 994 руб. 78 коп. за потребленную электрическую энергию, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 9752 руб. 42 коп., пеней за просрочку платежа в сумме 19 578 руб. 25 коп., пеней, начисленных на задолженность за декабрь 2014 года, исходя из суммы 27 994 руб. 78 коп., начиная с 11.10.2016 по день фактической оплаты в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Решением от 29.11.2016 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Коммунальщик" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность решения, заявитель указывает, что судом не приняты во внимание доводы ответчика о неверном расчете размера платы за потребленную собственниками жилых помещений электроэнергию на общедомовые нужды за декабрь 2014 года (г.Струнино. ул.Островского, д. 1, д.З, пер.Шувалова д.5, квартал Дубки, д. 10) на основании того, что данные общежития переведены (по документам) в статус многоквартирных домов.
О том, что указанные общежития переведены в статус многоквартирных домов, суд сделал вывод исходя из письма администрации г.Струнино исх. N 01-08-2373 от 30.08.2016, однако Жилищный кодекс РФ не устанавливает конкретно, какое строение считать многоквартирным домом и какие многоквартирные дома относятся к общежитиям.
Считает, что администрация, переводя общежития в статус многоквартирного дома, сделала это неправомерно.
Судом не принята во внимание справка с ГУП ВО БТИ N 369 от 13.06.2016 (в материалах дела копия имеется), которая также подтверждает, что в указанных жилых домах реконструкции, которые могли бы повлечь изменения статуса, не проводились.
Заявитель просит приобщить к материалам дела письмо N 7244-ГЖИ-01-11 от 18.01.2016 - ответ Государственной жилищной инспекции Владимирской области жителям дома N 10, квартала Дубки, г.Струпино, в котором заместителем начальника инспекции Никоноровым А.В. дается объяснение невозможности ввода индивидуальных приборов учета электрической энергии без переустройства внутридомовых электрических сетей.
При указанных обстоятельствах, по мнению заявителя, оснований для применения в отношении указанных выше объектов недвижимости правовых норм (п.40 и п.44 Правил), предназначенных для потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирном доме, отсутствуют.
Считает, что если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
В спорный период подобное соглашение между жильцами общежитий отсутствовало, вследствие чего расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению должен осуществляться в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии, то есть равными долями между всеми жильцами общежития.
Документы, подтверждающие, расчет и объемы потребленной электрической энергии (счета, счета-фактуры), по мнению заявителя, не являются надлежащими доказательствами количества потребленной электроэнергии, поскольку они составлены в одностороннем порядке и при наличии возражений не могут в силу статьи 68 АПК РФ являться достоверными доказательствами.
Истец в отзыве указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемый судебный акт законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2009 между истцом (гарантирующим поставщиком) и ответчиком (исполнителем коммунальных услуг) заключен договор энергоснабжения N 7068 (в редакции протокола урегулирования разногласий), предметом которого являются отношения гарантирующего поставщика и исполнителя коммунальных услуг по поставке электрической энергии потребителям в многоквартирные жилые дома и отношения по оплате поставленной электрической энергии.
В силу пункта 2.2 договора исполнитель коммунальных услуг выступает по данному договору в интересах потребителей электрической энергии, проживающих в многоквартирных домах, расположенных по адресам (приложение N 3.2) г. Струнино, принимает электрическую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям помещений коммунальной услуги электроснабжения в жилых помещениях и местах общего пользования многоквартирных домов, а также для компенсации потерь электрической энергии во внутридомовых электрических сетях.
В соответствии с пунктом 3.1 договора гарантирующий поставщик обязался поставлять электрическую энергию и мощность в многоквартирные жилые дома, согласованные в пункте 2.2 настоящего договора в соответствии с установленными настоящим договором условиями, в необходимых объемах фактического потребления и мощности (пункт 3.1.1 договора).
Расчет за электроэнергию производится по тарифам, установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов, для соответствующих групп потребителей. Стоимость электрической энергии рассчитывается для объемов, определенных на основании показаний расчетных приборов учета (пункт 4.1 договора).
Согласно пункту 4.4 договора оплата за электроэнергию производится по фактическому потреблению электроэнергии на основании показаний общедомовых приборов учета электрической энергии и индивидуальных приборов учета в срок до десятого числа месяца, следующего за расчетным.
В силу пункта 4.5 договора гарантирующий поставщик принимает плату, за потребленную электрическую энергию на основании счета - квитанции, выписанных на имя потребителей электрической энергии, перечисленных в приложении N 3.2 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 4.6 договора расчет размеры платы за электрическую энергию производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам "Расчет размера платы за коммунальные услуги): за электрическую энергию, подаваемую в жилые помещения в соответствии с индивидуальными приборами учета, а при их отсутствии в соответствии с нормативами, разработанными администрацией Владимирской области согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306; за электрическую энергию, подаваемую в места общего пользование в соответствие с расчетными приборами учета (ОПУ и ИПУ), а при их отсутствии - расчетным способом.
В случае невыполнения потребителем обязанности по сообщению показаний ИПУ, размер платы за коммунальную услугу электроснабжения будет определяться исходя из норматива потребления коммунальной услуги в соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам или, согласно письменному заявлению потребителя, применения согласованного с ним среднего статистического расхода с последующим перерасчетом по фактическим показаниям прибора учета (пункт 4.7 договора).
Согласно пункту 7.1 договор вступает в силу с 1 января 2009 года и действует до 31 декабря 2009 года. Договор считается продленным на 1 год и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении лицо о заключении нового договора.
Между сторонами подписан протокол разногласий к договору, а также протокол согласования разногласий.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
Так как ни одна из сторон до окончания действия договора не заявила об его прекращении или изменении, сторонами не заключен новый договор, указанный договор продлен на 2014 год на тот же срок и на тех же условиях.
Во исполнение условий договора истец в период декабря 2014 года поставил ответчику электрическую энергию в места общего пользования в многоквартирные дома, расположенные в городе Струнино Владимирской области по адресам: ул. Островского, д. 1, пер. Шувалова, д. 5, квартал Дубки, д. 10, ул. Островского, д. 3, и выставил счет-фактуру от 31.12.2014 N 35/1770-7068 на сумму 169 625 руб. 52 коп. который не была своевременно оплачен ответчиком.
По информации истца, на момент рассмотрения спора в арбитражном суде осталась неоплаченная сумма долга в размере 27 994 руб. 78 коп., что послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования в части, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу статей 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующей в спорный период) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в спорный период регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В пункте 1 указанных Правил определено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 13 названных Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан в том числе: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 40 названных Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (пункт 64 Правил N 354).
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442) определено, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищностроительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
На основании пункта 81 Основных положений N 442 исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности).
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, учитывая, что управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, она не может быть освобождена от исполнения предусмотренной пунктом 44 Правил N 354 обязанности по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, во исполнение предусмотренных договором обязанностей истцом произведено снятие показаний с коллективных приборов учета электроэнергии находящихся в управлении ООО "Управляющая компания "Коммунальщик" жилых домов за спорный период. Указанные показания ответчиком не опровергнуты.
На основании показаний коллективных приборов учета электроэнергии и сведений об индивидуальном потреблении жилых и нежилых помещений многоквартирных домов гарантирующим поставщиком произведен расчет общего объема потребления электрической энергии на общедомовые нужны за декабрь 201 4 года.
Довод заявителя о неверном расчете размера платы был предметом исследования судом первой инстанции и правомерно отклонен, этому возражению судом дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается на основании следующего.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета в соответствии с пунктом 44 названных Правил определяется по формуле 10 приложения N 2 к Правилам N 354. Объем электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 13.
При этом первоначально рассчитывается разница между объемом электрической энергии согласно показаниям общедомового прибора учета и
суммарным объемом потребленной электрической энергии в жилых и нежилых помещениях. Впоследствии этот объем распределяется между собственниками пропорционально площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В соответствии с подпунктом 3 пункта I статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения в общежитиях.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещении к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 утверждены__Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в соответствии с пунктом 6 которого к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Пунктом 3 указанных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Таким образом, спорные многоквартирные дома в силу закона, не обладают статусом общежития и, соответственно, для расчета коммунального ресурса к ним не может применяться формула N 7 раздела II Правил N 354.
Из письменного ответа администрации города Струнино Александровского района Владимирской области от 25.08.2016 N 1004-юг на запрос от 26.08.2016 N 01-08-1945, следует, что общежития на территории муниципального образования г. Струнино Владимирской области по адресам: ул. Островского, д.1, д.3, пер. Шувалова, д.5, квартал Дубки, д.10, переведены в статус многоквартирных жилых домов.
Общество, являясь управляющей организацией, выступает по договору от 01.01.2009 N 7086 исполнителем коммунальной услуги, производит начисления за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды жителям вышеуказанных многоквартирных жилых домов.
Факт поставки гарантирующим поставщиком в спорный период электрической энергии на общедомовые нужды жильцов, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания "Коммунальщик", объем и стоимость электрической энергии подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
В представленной истцом в материалы дела детализации начислений (реестры выписанных счетов потребителям, проживающих в многоквартирных жилых домах, расчеты по домам, где ОДПО выставляет УК, акт снятия показаний общедомового прибора учета электрической энергии) указано, по каким объектам, в какой сумме и за что гарантирующий поставщик выставлял счета ответчику. Начисления производились на общедомовые нужды собственников и пользователей.
Расчет задолженности (принцип и порядок начисления) полностью соответствует пункту 4.1 договора от 01.09.2009 N 7068, а также не противоречит действующему в спорный период времени законодательству.
Ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих доводы истца, не представил.
При этом в силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 27 994 руб. 78 коп. за потребленную электрическую энергию.
Предметом исковых требований также явилось требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 9752 руб. 42 коп. за период с 13.01.2015 по 31.12.2015.
С учетом того, что факт наличия задолженности подтвержден материалами дела, требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами является обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, истец предъявил требование о взыскании пеней за период с 01.01.2016 по 10.10.2016 в сумме 19 578 руб. 25 коп.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В силу пункта 159 Правил N 354 потребители, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
В редакции, принятой Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов", согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Поскольку материалами дела подтвержден факт наличия у ответчика перед истцом денежного обязательства, требование истца о взыскании с ответчика неустойки правомерно.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции заявил ходатайство о применении положений статьи 333 ГК РФ и снижении размера неустойки.
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно пункту 71 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Заявление ответчика о применении положений статьи 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330, статья 387 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268, часть 1 статьи 286 АПК РФ) (пункт 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Ответчиком в суде первой инстанции ходатайство об уменьшении размера неустойки заявлено не было.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что согласно части 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. Так, не могут быть приняты и рассмотрены требования о снижении размера пеней, неустойки, штрафа, которые не были заявлены в суде первой инстанции.
Поскольку в суде первой инстанции ответчик не заявлял о снижении размера неустойки, данные доводы апелляционной жалобы не подлежат рассмотрению апелляционным судом в силу положений статьи 268 АПК РФ.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции вопреки доводам жалобы отсутствуют основания для применения статьи 333 ГК РФ и снижения размера неустойки.
Таким образом, суд, проверив расчет неустойки, представленный истцом, признал его верным и удовлетворил требование, взыскав неустойку за период с 01.01.2016 по 10.10.2016 в сумме 19 578 руб. 25 коп.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
С учетом удовлетворения требования истца о взыскании задолженности, суд правомерно удовлетворил требование о взыскании пеней с 11.10.2016 по день фактической оплаты задолженности.
Ссылка заявителя о самостоятельном перечислении потребителями (жильцами) ПАО "ВЭК" платежей за электрическую энергию, в связи с чем у управляющей компании отсутствует обязанность по оплате поставленной электроэнергии, подлежит отклонению.
То обстоятельство, что собственники и наниматели жилой площади непосредственно перечисляют оплату ресурсоснабжающей организации, не освобождает в данном случае исполнителя коммунальных услуг от оплаты поставленного в жилые дома энергетического ресурса в целом. Производя соответствующую оплату, жильцы исполняют свои обязательства перед исполнителем коммунальных услуг. Обязательства по оплате поставленной электроэнергии сохраняются за управляющей организацией.
Граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства по оплате коммунальных услуг перед такой организацией, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Кроме того, обязанность ответчика по оплате электрической энергии на общедомовые нужды установлена договором от 01.01.2009 N 7086.
Сведения о том, что собственниками жилых помещений заключались прямые договоры энергоснабжения с энергоснабжающей организацией, в дело не представлены.
Окончательный расчет за поставленную электроэнергию с учетом платежей, произведенных собственниками помещений многоквартирных домов, должна производить управляющая компания и именно на ней лежит обязанность оплатить поставленную и потребленную в спорный период электрическую энергию.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.11.2016 по делу N А11-2508/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальщик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2508/2016
Истец: ПАО "ВЛАДИМИРСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОММУНАЛЬЩИК"