Требование: об аннулировании лицензии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А40-153741/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.
судей: |
Каменецкого Д.В., Москвиной Л.А. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Крючковым П.М. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Эко-индустрия"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2016 по делу N А40-153741/16, принятое судьей Н.А. Нариманидзе (148-915)
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
к ООО "Эко-индустрия"
об аннулировании лицензии,
при участии:
от заявителя: |
Егорова Е.С. по дов. от 25.10.2016 N 15; |
от ответчика: |
Арсентьев Р.В. по дов. от 21.09.2016 N 77АВ0801400; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (заявитель, Департамент Росприроднадзора по ЦФО) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об аннулировании лицензии от 15.12.2014 N 077 039 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, выданной ООО "Эко-Индустрия" (заинтересованное лицо, общество).
Решением от 15.11.2016 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования Департамента Росприроднадзора по ЦФО. В обоснование принятого решения суд указал, что общество в нарушение требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" после изменения адреса места осуществления лицензируемой деятельности своевременно не принял меры по переоформлению лицензии и в настоящий момент не имеет права осуществлять лицензируемый вид деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Эко-индустрия" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается, что Департаментом Росприроднадзора по ЦФО проверка не проводилась в связи чем, у лицензирующего органа не имелось оснований для обращения в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В судебном заседании представитель ООО "Эко-индустрия" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.10.2014 ООО "Эко-Индустрия" обратилось в Департамент Росприроднадзора по ЦФО с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
15.12.2014 по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, приказом от N 3410-Л обществу выдана лицензия N 077 039 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-IV класса опасности.
В ходе проведения проверки Генеральной Прокуратурой РФ выявлено, что в материалах лицензионного дела ООО "Эко-Индустрия" отсутствует санитарно- эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Московской области о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого обществом для осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, что также подтверждается письмом Управления Роспотребнадзора по Московской области от 21.06.2016 N 4828-04, копия которого имеется в материалах дела.
30.06.2016 Генеральной Прокуратурой РФ внесен протест от N 30-09-2016 с требованием отмены приказа Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 15.12.2014 N 3410-Л о предоставлении обществу лицензии N 077 039.
12.07.2016 Департаментом на основании приказа от 07.07.2016 N 2409-пр проведена проверка деятельности ООО "Эко-Индустрия", по результатам которой составлен Акт обследования территории земельного участка от 12.07.2016 N 2409-А.
Согласно указанному акту, в ходе проведения рейдовой проверки должностными лицами Департамента Росприроднадзора по ЦФО установлено, что лицензируемая деятельность по адресу, который согласно лицензии от 15.12.2014 N 3410-Л является местом осуществления лицензируемой деятельности (земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060106:10), не ведётся.
В соответствии с ч. 12 ст. 20 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Департамент Росприроднадзора по ЦФО обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, действующий на основании Положения о Департаменте Росприроднадзора по ЦФО (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 29.06.2011 г. N 498), согласно п. 4.16 вышеуказанного Положения, - выдает лицензии юридическим и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим па территории Москвы и Московской области, а также на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, то есть является лицензирующим органом.
В силу положений Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Федеральный закон N 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п. 30 ч. 1 ст.12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами 1 - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять.
Как установлено судом, заявление о переоформлении лицензии в адрес Департамент Росприроднадзора по ЦФО не поступало.
Согласно ст. 14 Федерального закона N 99-ФЗ не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.
Однако до настоящего времени в адрес Департамента Росприроднадзора по ЦФО заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности ООО "Эко-Индустрия" не поступало, и доказательств обратного обществом не представлено.
Аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц (пункт 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования данной деятельности, а также строгость государственного контроля направлены на исключение причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью населения, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а сама деятельность носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.
В соответствии со ст.ст. 8, 20 Закона N 99-ФЗ, ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подпунктом "е" п. 5 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (ранее действующего положения), осуществление такого вида лицензируемой деятельности как сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности возможно только при условии соответствия определенным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Данное соответствие подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением, которое основывается на результатах санитарно-эпидемиологической экспертизы, поскольку осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности при отсутствии положительного санитарно-эпидемиологического заключения само по себе создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, причинения вреда окружающей среде.
Кроме того, в соответствии с абз. 10 ч.2 ст. 40 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Помимо вышеизложенного, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Довод заинтересованного лица о том, что предоставление реквизитов санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами, не является обязательным условием получения лицензии, судом отклоняется, поскольку п. "б" ч. 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, установлено следующее: для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает, в том числе, реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами, из чего следует, что наличие санитарно-эпидемиологического заключения является одним из обязательных требований для получения лицензии.
Кроме того, суд указывает, что осуществление лицензируемой деятельности при отсутствии положительного санитарно-эпидемиологического заключения само по себе создает реальную угрозу жизни, здоровью людей и причинения вреда окружающей среде.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ООО "Эко-индустрия" в нарушение требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" после изменения адреса места осуществления лицензируемой деятельности своевременно не принял меры по переоформлению лицензии и в настоящий момент не имеет права осуществлять лицензируемый вид деятельности.
Судом установлена вина ответчика в несоблюдении требований законодательства при осуществлении лицензируемой деятельности, поскольку последний имел возможность не совершать нарушения и таким образом выполнить требования нарушенных правовых норм.
Кроме того, ООО "Эко-Индустрия" обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2016 по делу N А40-153741/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153741/2016
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, ООО "Эко-индустрия"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, ООО "ЭКО-ИНДУСТРИЯ"