г. Тула |
|
1 марта 2017 г. |
Дело N А23-2102/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.03.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии представителей истца - министерства экономического развития Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404069) - Рогозина Б.В. (доверенность от 05.07.2016) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Амжеронка" (д. Житьково, Ульяновский район, Калужская область, ОГРН 1074001000446) - Гейгерова А.Г. (доверенность от 12.05.2016) и Макарова А.Б. (доверенность от 19.04.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амжеронка" на решение Арбитражного суда Калужской области от 16.12.2016 по делу N А23-2102/2016, установил следующее.
Министерство экономического развития Калужской области (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Амжеронка" (далее - ответчик, общество) об изъятии земельных участков из земель сельского назначения с кадастровым номерами 40:21:040600:7; 410:21:040600:8; 40:21:040600:9; 40:21:040600:10; 40:21:040600:12, расположенных по адресу: Калужская область, Ульяновский район, с. Медынцево, общей площадью 682 574 кв. м, и о продаже их с публичных торгов.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.12.2016 исковые требования удовлетворены в части изъятия у ответчика для продажи с публичных торгов земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 40:21:040600:7, N 40:21:040600:9, N 40:21:040600:10. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с судебным актом в части удовлетворения исковых требований, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в этой части отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Поскольку ответчик оспаривает решение только в части, а истец не заявил возражений относительно его проверки в другой части, законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик является собственником земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 40:21:040600:7, общей площадью 52309 кв. м, расположенный по адресу ориентира: Калужская область, Ульяновский район, с. Медынцево, N 40:21:040600:9, общей площадью 27691 кв. м, расположенный по адресу: Калужская область, Ульяновский район, с. Медынцево, N 40:21:040600:10, общей площадью 52574 кв. м, расположенных по адресу: Калужская область, Ульяновский район, с. Медынцево.
В результате обследования и визуального осмотра указанных земельных участков уполномоченными органами выявлен факт зарастания древесно-кустарниковой растительностью, а также сорной растительностью, не относящимся к культурным видам.
Признаков обработки и возделывания сельскохозяйственных культур не установлено, сенокошение и выпас скота не производится.
По результатам проведенных проверок составлены протоколы об административном правонарушении от 05.06.2012 N 8 и N 9.
Постановлениями главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Ульяновскому и Хвастовичскому районам Калужской области 21.06.2012 по делу N 60/8-12 ООО "Амжеронка" и должностное лицо - генеральный директор ООО "Амжеронка" Степанюк В.А. признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее - КоАП РФ), и им назначено административное наказание.
В отношении спорных земельных участков должностными лицами государственного земельного контроля управления Росреестра по Калужской области 21.06.2012 выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства в срок до 21.12.2012 и предупреждения о допущенном правонарушении (N 1/4.1/5, 1/6, 1/7, 19).
Главным государственным инспектором по использованию и охране земель по Ульяновскому и Хвастовичскому районам Калужской области по делу N 60/8-12 определениями от 17.12.2012, 20.06.2013, 18.12.2013 и 23.06.2014 срок исполнения указанных выше предписаний об устранении нарушения земельного законодательства продлен до 23.12.2014.
На основании распоряжения руководителя управления Росреестра по Калужской области от 15.12.2014 N 1239 в отношении ответчика проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства по факту устранения нарушений земельного законодательства, указанных в предписаниях от 05.06.2012, по результатам которой установлено, что требования предписания не выполнены в установленный срок, о чем составлен акт проверки от 24.12.2014 N 15, согласно которому земельные участки на общей площади 682 574 кв. м заросли сорной растительностью, не относящейся к культурным видам, а также древесно-кустарниковой растительностью.
Признаков обработки и возделывания сельскохозяйственных культур не установлено, сенокошение и выпас скота не производится.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 24.12.2014 N 15.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 45 Козельского района Калужской области от 02.02.2015 ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 1.9.5 КоАП РФ.
Ссылаясь на то, что спорные земельные участки не используются ответчиком в соответствии с их целевым назначением более трех лет, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 101-ФЗ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 6 Закона N 101-ФЗ принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки.
Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации, о чем указано в пункте 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, а также в постановлении от 22.07.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности.
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации согласно пункту 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ также устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 23.04.2012 N 369. Указанное постановление вступило в силу 06.05.2012.
Так, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:
- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
- на сенокосах не производится сенокошение;
- на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
- на пастбищах не производится выпас скота;
- на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
- залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
- залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
- закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В срок, указанный в пункте 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка с учетом того, что по пункту 5 указанной статьи срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным указанной статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 3 и 4 данной статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания, что установлено в пункте 6 статьи 6 Закона N 101-ФЗ.
В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 данной статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона N 101-ФЗ.
В силу пункта 8 Закона N 101-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 7 данной статьи, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи.
Согласно пункту 1.21 постановления Правительства Калужской области от 25.05.2004 N 157 "О вопросах министерства экономического развития Калужской области" к полномочиям министерства отнесена функция по направлению в суд заявления о прекращении прав на земельный участок, понуждении собственника, нарушившего требования законодательства, к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах) в случаях, установленных законодательством.
Таким образом, принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным статьей 6 Закона N 101-ФЗ, может осуществляться при наличии одного из условий, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ: если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки (пункт 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ); если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (пункт 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ).
Из вышесказанного следует, что срок для освоения земельных участков и ввода их в сельскохозяйственный оборот истек 08.04.2011 (08.04.2009 + 2 года).
Между тем общество, являясь собственником земельных участков с 08.04.2009, до 05.06.2012 земельные участки не использовало, какие-либо меры к их освоению не принимало. Доказательства обратного им не представлено, как не представлено и доказательств невозможности использования земельных участков по целевому назначению.
Постановлениями главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Ульяновскому и Хвастовичскому районам Калужской области 21.06.2012 по делу N 60/8-12 ООО "Амжеронка" и его должностное лицо - генеральный директор Степанюк В.А. признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8. КоАП, и им назначено административное наказание.
Указанные постановления в установленном законом порядке вступили в законную силу, обжалованы не были.
Факты нарушений земельного законодательства, а также неиспользования земельных участков по целевому назначению установлены и актами проверок соблюдения земельного законодательства управления Росреестра по Калужской области от 05.06.2012 N 3/4, 3/6 и 3/7. По данному факту должностными лицами государственного земельного контроля управления Росреестра по Калужской области выданы соответствующие предписания об устранении выявленных нарушений и предупреждения о допущенном правонарушении.
На основании обращений ООО "Амжеронка" о продлении срока исполнения предписаний указанный срок продлен до 23.12.2014.
При этом из содержания самих предписаний усматривается, что общество не заинтересованно в использовании земельных участков по их целевому назначению (сельскохозяйственное производство), а намерено осуществить строительство карьера по добыче полезных ископаемых. Следовательно, устранять выявленные нарушения норм земельного законодательства, установленные в ходе проверок от 05.06.2012, оно не намеренно.
Внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства в отношении ответчика по факту устранения нарушений земельного законодательства, указанных в предписаниях от 05.06.2012, проведена 24.12.2014, по ее результатам установлено, что требования предписания не выполнены в установленный срок, о чем составлен акт проверки.
Таким образом, в течение 2012, 2013 и 2014 земельные участки по целевому назначению не использовались, в сельскохозяйственный оборот не введены.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству ответчика судом первой инстанции назначена агротехническая судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту Федерального государственного научного учреждения "Калужский научной-исследовательский институт сельского хозяйства" Филоненко Виктору Андреевичу.
Из выводов эксперта агротехнической экспертизы следует, в течение текущего и предшествующего календарных годов сенокошение на указанных участках не проводилось, за исключением 50 % площади участка N 12 (вывод суда не обжалуется). В структуре травостоя на участках имеются сорные растения, из общей массы которых невозможно выделить поедаемые. Растения, находящиеся в структуре травостоя, оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Содержание в структуре травостоя в большей массе сорных растений превышает во много раз требования, предъявляемые к качеству заготовленной продукции. Все указанные участки зарастали древесно-кустарниковой растительностью в разной степени, участки N 7 и N 9 древесиной более 40 % площади. В заключении эксперта также указано, что земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащие ООО "Амжеронка", имеющие кадастровые номера 40:21:040600:7, 40:21:040600:9, 40:21:040600:1, в качестве сенокосов или пастбищ в течение текущего и предшествующего календарных годов не используются. Указанные участки не подвергались культурно-техническим мероприятиям (уничтожению существующей растительности, выполаживанию, уничтожению древесно-кустарниковой растительности). Это явилось первопричиной невозможности использования этих земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, в частности, сенокошения.
С учетом выводов эксперта спорные земельные участки в течение 2015 и 2016 годов для нужд сельского хозяйства не используются, зарастают сорной и древесно-кустарниковой растительностью.
Таким образом, из установленных судом фактических обстоятельств следует, что земельные участки не использовались для сельскохозяйственного производства ответчиком с 2009 по 2016 включительно.
Учитывая вид разрешенного использования земельных участков "для сельскохозяйственного производства", а также акты проверок и выводы эксперта, установившего, что на земельных участках какая-либо сельскохозяйственная деятельность не ведется, суд считает, что в данном случае при определении признаков неиспользования земельных участков, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, применим как любой из перечисленных признаков в отдельности, так и в совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о невыполнении собственником земельного участка мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, а так же установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и предотвращению иных процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Доказательств проведения на спорном земельном участке соответствующих работ по освоению и сельскохозяйственных работ, а именно: обработки почвы, сенокошения, выпаса скота, ухода за почвой, уборки урожая, ответчиком не представлено.
С учетом изложенного заявленные требования об изъятии у общества для продажи с публичных торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 40:21:040600:7, N 40:21:040600:9, N 40:21:040600:10 правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 16.12.2016 по делу N А23-2102/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2102/2016
Истец: Министерство экономического развития Калужской области
Ответчик: ООО Амжеронка, ООО представитель "Амжеронка" Макарова А.Б.