город Омск |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А46-9410/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15322/2016) индивидуального предпринимателя Краморова Евгения Геннадьевича на решение Арбитражного суда Омской области от 18.10.2016 по делу N А46-9410/2016 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Краморова Евгения Геннадьевича (ИНН 550501495751, ОГРН 304550535100882) к Департаменту транспорта Администрации г. Омска (ИНН 5503054185, ОГРН 1025501179736) о признании недействительным уведомления от 22.06.2016 NИс-Дт-1460, незаконным решения от 22.06.2016 NИс-Дт-1460,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Краморова Евгения Геннадьевича - Краморов Е.Г. (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Департамента транспорта Администрации города Омска - Шевченко Е.В. по доверенности от 23.11.2016 сроком действия до 31.12.2017 (удостоверение),
установил:
индивидуальный предприниматель Краморов Евгений Геннадьевич (далее - заявитель, ИП Краморов Е.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации г. Омска в лице Департамента транспорта Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании:
- недействительным уведомления от 22.06.2016 N Ис-Дт-1460;
- незаконным решения от 22.06.2016 N Ис-Дт-1460 части отмены муниципального маршрута регулярных перевозок N 374 "Ул. 1 Мая - ДСК-2" (регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска 1.140) и досрочном расторжении договоров об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 01.04.2013 N 204 и N 205 по маршруту N 374 с 01.01.2017.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.10.2016 заявленное предпринимателем требование оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Краморов Е.Г. обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 18.10.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель ссылается на то, что при вынесении Департаментом обжалуемого уведомления, заинтересованное лицо применило не опубликованный в установленном порядке муниципальный акт.
Предприниматель отмечает, что оспариваемое уведомление, помимо информации об отмене маршрута, содержало требование о досрочном расторжении договоров об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 01.04.2013 N 204 и N 205 по маршруту N 374 и возврате карт указанного маршрута.
Представитель Департамента в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ИП Краморов Е.Г. осуществлял перевозки пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 374 "Ул. 1 Мая - ДСК-2" на основании договоров об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 01.04.2013 N 204, N 205 по маршруту N 374 (регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска 1.140).
24.06.2016 предпринимателем было получено от Департамента уведомление от 22.06.2016 N Ис.-Дт/1460 об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок N 374 "Ул. 1 Мая - ДСК-2".
Кроме того, в уведомлении сообщалось о досрочном расторжении договоров об организации и осуществлении пассажиров транспортом общего пользования перевозок от 01.04.2013 N 204 и N 205 и обязании вернуть карты маршрута регулярных перевозок в срок до 01.01.2017.
Полагая, что указанное уведомление нарушает права и законные интересы ИП Краморова Е.Г., последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
18.10.2016 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 7 статьи 9 Об Уставе города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92 (далее - Устав города Омска), к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Таким образом, к полномочиям Администрации города Омска в области транспорта, связи и информатизации относится, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города, в том числе утверждение маршрутов и графиков движения пассажирского транспорта общего пользования, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения организации всех форм собственности.
На основании пункта 3 статьи 20 Устава города Омска глава Администрации города Омска издает постановления Администрации города Омска по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Омска в соответствии с действующим законодательством, а также распоряжения Администрации города Омска по вопросам организации работы Администрации города Омска.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
Статья 14 Федерального закона N 220-ФЗ предусматривает, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно статье 17 Федерального закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Согласно статье 12 Федерального закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 1).
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах (часть 2).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, обязаны уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу (часть 3).
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (часть 4).
В пункте 1 статьи 7 Устава города Омска определено, что в систему муниципальных правовых актов входят: Устав города Омска; правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты Омского городского Совета; постановления и распоряжения Мэра города Омска; нормативные и иные правовые акты Администрации города Омска, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Решением Омского городского Совета от 27.01.2016 N 422 "О внесении изменений в Положение о департаменте транспорта Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 N 422" полномочия по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска, а также по ведению реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска возложены на департамент транспорта.
Администрацией города Омска 03.02.2016 принято Постановление N 123-п "Об утверждении порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска" (далее - Порядок N 123-п).
В соответствии с пунктом 1 Порядка N 123-п настоящий Порядок разработан в целях регулирования отношений, связанных с установлением, изменением, отменой муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска, обеспечения единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения действий, связанных с установлением, изменением и отменой муниципального маршрута регулярных перевозок в границах города Омска (далее - муниципальный маршрут).
Решение об установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска (далее - муниципальные маршруты) принимается департаментом транспорта Администрации города Омска (далее - организатор регулярных перевозок) в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ, настоящим Порядком (пункт 3 Порядка N 123-п).
Муниципальный маршрут считается отмененным со дня исключения сведений о муниципальном маршруте из реестра муниципальных маршрутов (пункт 15 Порядка N 123-п).
Приказом Администрации города Омска Департамента транспорта от 23.03.2016 N 21 "О реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска" на основании пункта 1 статьи 25 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", руководствуясь Решением Омского городского Совета от 28 сентября 2011 года N 442 "О департаменте транспорта Администрации города Омска", утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска согласно приложению N 1 к настоящему приказу и порядок ведения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Согласно Приложению N 1 к Приказу N 21 муниципальный маршрут N 374 "Ул. 1 Мая - ДСК-2" (регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска 1.140) включен в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска.
Администрацией города Омска 29.03.2016 утверждено постановление N 376-п "Об установлении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска" (далее - Постановление N 376-п).
Пунктом 5 названного постановления определено, что документ планирования должен содержать перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, в том числе направленных на установление, изменение и отмену муниципальных маршрутов.
В пункте 7 этого же постановления определено, что подготовка документа планирования, а также обеспечение внесения изменений в документ планирования осуществляется департаментом транспорта Администрации города Омска с учетом положений Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам перевозок в границах города Омска утвержден постановлением Администрации города Омска от 15.06.2016 N 735-п "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска" (далее - документ планирования).
Приложением N 1 к документу планирования утвержден Перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок, подлежащих отмене, в который включен, в том числе муниципальный маршрут N 374 "Ул. 1 Мая - ДСК-2" (регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска 1.140).
Как уже было отмечено выше, 22.06.2016 Департамент вынес уведомление об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок и досрочном расторжении договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования, в котором уведомил заявителя об отмене вышепоименованного маршрута и расторжении договоров об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 01.04.2013 N 204, 205 по маршруту N 374 с 01.01.2017 и возврате карт маршрута регулярных перевозок в этот же срок (01.01.2017).
Названное уведомление было направлено в адрес предпринимателя и получено им 24.06.2016.
Таким образом, поскольку данный документ принят уполномоченным органом в соответствии с Порядком N 123-п, обжалуемое уведомление является одновременно решением и уведомлением об отмене маршрута N 374 с указанием на расторжение договоров об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 01.04.2013 N 204 и N 205 по маршруту N 374 с 01.01.2017 и возврате карт маршрута регулярных перевозок, выданных для осуществления перевозок пассажиров по маршруту N 374.
Названное уведомление/решение вынесено не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу (01.01.2017).
По истечении указанного срока приказом Департамента от 29.12.2016 N 122 "О внесении изменений в приказ департамента транспорта Администрации города Омска от 23 марта 2016 года N 21 "О реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска" из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска исключен маршрут N 374 (строка 1.140) с 01.01.2017.
Следовательно, в данном случае Департамент последовательно совершил действия, направленные на отмену действующего муниципального маршрута и заблаговременное предупреждение об этом хозяйствующего субъекта-перевозчика.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что в оспариваемом уведомлении заинтересованное лицо сослалось на не вступившее в законную силу постановление Администрации города Омска от 15.06.2016 N 735-п "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска" (далее - Постановление N 735-п), суд апелляционной инстанции находит подлежащим отклонению, в силу следующего.
Действительно, на момент составления уведомления - 22.06.2016 указанное выше постановление не вступило в законную силу, поскольку постановление N 735-п было официально опубликовано 23.06.2016 в издании "Третья столица", N 26, то дата вступления в силу названного акта - 23.06.2016.
Таким образом, как верно отмечает податель жалобы, Департаментом применил закон, не вступивший в законную силу, что является процессуальным нарушением.
Однако, учитывая, что текст нормативного акта был известен с 15.06.2016, а также то, что оспариваемое уведомление получено предпринимателем 24.06.2016 (л.д. 27), а само постановление Администрации города Омска от 15.06.2016 N 735-п "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска" было опубликовано в средствах массовой информации 23.06.2016, законные права и интересы ИП Краморова Е.Г. нарушены не были (на момент получения уведомления от 22.06.2019 документ планирования вступил в законную силу).
В связи с чем, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Краморова Евгения Геннадьевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 18.10.2016 по делу N А46-9410/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9410/2016
Истец: ИП Краморов Евгений Геннадьевич
Ответчик: Администрация г. Омска в лице Департамента транспорта Администрации города Омска, Департамент транспорта Администрации города Омска