Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2017 г. N Ф08-2697/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
01 марта 2017 г. |
дело N А32-29920/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.12.2016 по делу N А32-29920/2016, принятое судьей Григорьевой Ю.С.,
по заявлению департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
об обжаловании решений об отказе в осуществлении кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата, учреждение, заинтересованное лицо) о признании незаконным решений от 20.02.2016 N 2343/5/16-68806, N 2343/5/16-68797, N 2343/5/16-68786, N 2343/5/16-68804, N 2343/5/16- 68791, N 2343/5/16-69041, N 2343/5/16-69040, N 2343/5/16-69045, N 2343/5/16-69044, N 2343/5/16-68818, N 2343/5/16-68827 об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости и об обязании заинтересованного лица устранить допущенное нарушение.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован несоответствием представленной заявителем документации нормативным требованиям, суд также принял во внимание движимый характер спорных объектов.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил отменить решение и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что заявителем с заявлением о постановке объектов капитального строительства на кадастровый учет представлены необходимые документы. Заявитель также указал, что требования к форме и содержанию технического плана, а также разрешения на ввод в эксплуатацию Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) не регулируются; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и технические планы объектов капитального строительства по ул. Красной, 169/10, г. Краснодар изготовлены и выданы уполномоченными лицами, в связи с чем оспариваемые решения являются необоснованными и незаконными. Доводы суда о движимом характере спорных объектов являются необоснованными, поскольку не подтверждаются материалами дела.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар 09.06.2015 выдано разрешение N RU 23306000-3195-B-2015 на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: "Проектирование и реконструкция бульвара по ул. Красной от ул. им. Гаврилова до Офицерской и кинотеатра "Аврора" - отдельно стоящий фонтан, резервуар для воды (3 чаши фонтана), резервуар для воды (подземная переливная емкость), 1-этажное здание насосной, насосная станция 2-го подъема, мощение, трансформаторная подстанция БКТП, наружные сети водоснабжения, наружные сети ливневой канализации, электроснабжение фонтанов, насосной станции, малых сооружений, насосная станция автоматического полива с резервуаром для полива, наружные тепловые сети, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Красная, 169/10 (т. 1 л.д.66-70).
Указанный объект "Проектирование и реконструкция бульвара по ул. Красной от ул. им. Гаврилова до ул. Офицерской и кинотеатра "Аврора" 22.05.2015 поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 23:43: 0000000:14881.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.06.2015 на основании постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 24.07.2013 N 5470 зарегистрировано право оперативного управления за муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" на объект: "Проектирование и реконструкция бульвара по ул. Красной от ул. им. Гаврилова до ул. Офицерской и кинотеатра "Аврора" (т.1 л.д. 147).
В целях расформирования данного объекта недвижимости проведены кадастровые работы и подготовлены технические планы на следующие сооружения, расположенные по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Красная, 169/10:
- наружные сети ливневой канализации (т. 1 л.д.115-171);
- насосная станция автоматического подъема с резервуаром для полива (т.2 л.д. 1-35);
- нежилое здание (трансформаторная подстанция БКТП) (т.2 л.д. 36-72);
- наружные тепловые сети (т.2 л.д. 73- 111);
- электроснабжение фонтанов, насосной станции, малых сооружений (т.2 л.д. 112-172);
- отдельно стоящий фонтан (т.2 л.д. 173-207);
- резервуар для воды (3 чаши фонтана) (т.1 л.д. 208-243);
- наружные сети водоснабжения (т.3 л.д. 1- 73);
- мощение (т.3 л.д. 74-161);
- нежилое здание (насосная и насосная станция второго объема) (т.3 л.д.162-197);
- резервуар для воды (подземная переливная емкость) (т.3 л.д. 198-232).
Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар 10.11.2015 обратился в кадастровую палату с заявлениями о постановке на кадастровый учет вышеуказанных объектов, расположенных по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Красная, 169/10.
Решениями от 19.11.2015 N 2343/5/15-308407, N 2343/5/15-308401, N 2343/5/15-308392, N 2343/5/15-308379, N 2343/5/15-308383, N 2343/5/15-308366, N 2343/5/15-308419, N 2343/5/15-308569, N 2343/5/15-308565, N 2343/5/15-308431, N 2343/5/15-308482 осуществление кадастрового учета приостановлено.
Основанием для приостановления кадастрового учета спорных объектов указано несоответствие заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Решения о приостановлении осуществления кадастрового учета были обжалованы в Арбитражный суд Краснодарского края и решением от 19.07.2016 по делу N А32-1385/2016. В удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что на момент рассмотрения спора решения о приостановке кадастрового учета по сути утратили силу, ввиду завершения процедуры кадастрового учета принятием решений об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Кадастровой палатой 20.02.2016 приняты решения N 2343/5/16-68806, N 2343/5/16-68797, N 2343/5/16-68786, N 2343/5/16-68804, N 2343/5/16-68791, N 2343/5/16-69041, N 2343/5/16-69040, N 2343/5/16-69045, N 2343/5/16-69044, N 2343/5/16- 68818, N 2343/5/16-68827 об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов капитального строительства, распложенных по ул. Красной, 169/10 в городе Краснодаре. Основанием для отказов послужило истечение сроков приостановления осуществления кадастрового учета и неустранение заявителем обстоятельств, послуживших основанием для принятия решений о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Полагая, что решения кадастровой палаты от 20.02.2016 об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости являются незаконными, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 10, ч. 11 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета.
Отношения, возникающие в связи с ведением кадастра, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регламентированы Законом N 221-ФЗ (часть 1 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в статье 22 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения в кадастровую палату), согласно которой документом, необходимым для постановки на государственный кадастровый учет сооружения, является его технический план.
Основания для приостановления осуществления кадастрового учета установлены статьей 26 Закона N 221-ФЗ, основания для отказа в проведении кадастрового учета установлены статьей 27 Закона N 221-ФЗ.
Согласно частям 1, 2 и 6 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 данного закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ, осуществляются, если иное не установлено законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктом 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, определено, что первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Согласно части 8 статьи 41 Закона N 221-ФЗ сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 года разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию.
По решению собственника вновь построенные объекты могут быть разделены, из них может быть выделена часть, при этом с заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости (ч. 4 ст. 20 Закона N 221-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения департамента с заявлением).
Учитывая положения пункта 2 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ, образование объекта недвижимости может быть осуществлено в результате раздела, выдела, реконструкции или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с преобразуемым объектом недвижимости.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным законом сведений о недвижимом имуществе.
В обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 разъяснено, что действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости; кадастровый учет частей объектов недвижимости, не являющихся самостоятельными объектами гражданских прав, осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что постановка на кадастровый учет объекта, образованного путем выдела или раздела допустимо, если вновь образованный объект идентифицируется в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества, кадастровый учет частей объектов недвижимости, не являющихся самостоятельными объектами гражданских прав, осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав.
В рассматриваемом случае проведены работы по проектированию и реконструкции бульвара по ул. Красной от ул. им. Гаврилова до ул. Офицерской и кинотеатра "Аврора".
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар 09.06.2015 выдано разрешение N RU 23306000-3195-B-2015 на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: "Проектирование и реконструкция бульвара по ул. Красной от ул. им. Гаврилова до Офицерской и кинотеатра "Аврора"- отдельно стоящий фонтан, резервуар для воды (3 чаши фонтана), резервуар для воды (подземная переливная емкость), 1-этажное здание насосной, насосная станция 2-го подъема, мощение, трансформаторная подстанция БКТП, наружные сети водоснабжения, наружные сети ливневой канализации, электроснабжение фонтанов, насосной станции, малых сооружений, насосная станция автоматического полива с резервуаром для полива, наружные тепловые сети, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Красная, 169/10, согласно которому данное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию недействительно без технического плана, подготовленного 21.04.2014.
Объект капитального строительства "Проектирование и реконструкция бульвара по ул. Красной от ул. им. Гаврилова до Офицерской и кинотеатра "Аврора" поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 23:43: 0000000:14881) и передан в оперативное управление МКУ муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика".
В дальнейшем департамент по итогам проведения кадастровых работ обратился в кадастровую палату с заявлениями о постановке на кадастровый учет сооружений, входящих в состав объекта, поставленного на кадастровый учет, - "Проектирование и реконструкция бульвара по ул. Красной от ул. им. Гаврилова до Офицерской и кинотеатра "Аврора".
Из решения на ввод объекта в эксплуатацию от 09.06.2015 N RU 23306000-3195-B-2015 следует, что первичный государственный технический учет объекта (реконструкция бульвара) произведен 21.04.2014.
В данном случае работы проводились в целях проектирования и реконструкции бульвара. Проектная документация, разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию выдавались на единый объект недвижимости, результаты проведенных работ по реконструкции бульвара на основании технического плана от 21.04.2014 поставлены на государственный учет как единый объект.
При этом из материалов дела и документов, представленных с заявлениями о постановке на кадастровый учет, не следует возможность формирования и эксплуатации спорных объектов в качестве обособленных самостоятельных и несвязанных функционально и технологически, в том числе электроснабжения фонтанов, насосной станции, малых сооружений; отдельно стоящего фонтана; резервуара для воды (3 чаши фонтана); резервуара для воды (подземная переливная емкость) и других сооружений. В материалах дела, в том числе технических планах, отсутствует обоснование о необходимости и возможности раздела объекта, который изначально создавался как единый, технические планы содержат только указание на расформирование объекта.
Учитывая вышеизложенное, отказ в постановке на кадастровый учет спорных объектов не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В данном случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания обжалуемых действий кадастровой палаты незаконными.
Доводы заявителя апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, а потому отклоняются апелляционным судом.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2016 по делу А32-29920/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29920/2016
Истец: Администрация МО г Краснодар, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, ФГБУ ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕД СЛУЖБЫ ГОС РЕГИСТРАЦИИ КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"