г. Воронеж |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А08-3660/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от Управления финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления капитального строительства администрации Яковлевского района: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Прокуратуры Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО "Альпийские решения": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения в материалах дела отсутствуют;
рассмотрев апелляционную жалобу Управления финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.10.2016 по делу N А08-3660/2016 (судья Бутылин Е. В.) по заявлению ООО "Альпийские решения" о признании незаконным бездействия Управления финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области, третьи лица: Управление капитального строительства администрации Яковлевского района, Прокуратура Белгородской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Альпийские решения" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района Белгородской области, выразившееся "в неисполнении судебного акта по делу N А08-6708/2013, несмотря на принятие судом 10.03.2015 года решения по делу N А08-9904/2014".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 03.10.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель ссылается на то, что порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципального казенного учреждения, регулируется положениями ст. 242.1 и ст. 242.5 БК РФ.
Полагает, что Управлением предпринимались все необходимые меры, предусмотренные ст. 242.5 БК РФ, направленные на исполнение решения Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-6708/2013. В настоящее время решение суда исполнено.
В судебное заседание стороны явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-6708/2013 от 31.01.2014 года, вступившего в законную силу 23.04.2014 года, с Управления капитального строительства администрации Яковлевского района в пользу ООО "ЕвроХим" взысканы 623 772 руб. процентов на сумму неосновательного обогащения за период с 12.01.2011 года по 14.10.2013 года.
30.05.2014 года судом по заявлению ООО "ЕвроХим" в порядке ст. 319 АПК РФ на исполнение Управлению финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области направлен исполнительный лист о взыскании 623 772 руб. процентов на сумму неосновательного обогащения за период с 12.01.2011 года по 14.10.2013 года.
В Управлении открыт лицевой счет N 03263011011 для учета операций по исполнению расходов местного бюджета должнику по исполнительному листу АС N 003304989 - Управлению капитального строительства администрации Яковлевского района Белгородской области.
17.06.2014 года в адрес Управления финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области поступил исполнительный лист серии АС N 004530082 по делу N А08-6708/2013.
В адрес должника направлено уведомление N 246 от 17.06.2014 года о поступлении в Управление финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области указанного выше исполнительного документа.
Управлением финансов в соответствии с п. 7 ст. 242.5 БК РФ приостановлено осуществление операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника, открытых в Управлении финансов, о чем в адрес должника 22.09.2014 направлено извещение N 362.
В связи с неисполнением в предусмотренные сроки исполнительного документа Управлением финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области ООО "ЕвроХим" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия административного органа.
Решением Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-9904/2014 от 10.03.2015 года, заявление ООО "ЕвроХим" о признании незаконным бездействия Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района Белгородской области, выразившегося в не исполнении исполнительного документа в установленный законом срок было удовлетворено, указанный судебный акт вступил в законную силу.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Постановлением арбитражного суда Центрального округа от 10.09.2015, решение от 10.03.2015 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
02.02.2016 года определением Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-6708/2013 было вынесено определение о процессуальном правопреемстве с ООО "ЕвроХим" на ООО "Альпийские решения".
В связи с неисполнением решения суда по делу N А08-9904/2014 о взыскании 623 772 руб. процентов на сумму неосновательного обогащения с Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района, ООО "Альпийские решения" обратилось в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность исполнения вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1-3 ст.16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 1 Закона "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Согласно п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, определен статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (ч.1 ст.242.5 БК РФ).
Пунктом 2 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В силу п. 3 ст. 242.5 Кодекса должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 242.5 БК РФ, предусматривающей исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета по обязательствам бюджетных учреждений, предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
При этом пунктом 5 статьи 242.5 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В силу п. 7 ст. 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что процедура взыскания средств бюджетов бюджетной системы РФ четко регламентирована бюджетным законодательством.
В рамках дела N А08-9904/2014 по заявлению ООО "ЕвроХим" бездействие Управления финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области, выразившегося в не исполнении решения Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-6708/2013 от 31.01.2014 года признано судом незаконным, указанный судебный акт вступил в законную силу.
При этом судом было установлено, что в нарушение порядка взыскания не была проверена достаточность лимитов бюджетных ассигнований, не инициирована процедура внесения в решение муниципального совета района о бюджете на 2014, 2015 года изменений с целью распределения расходов для оплаты задолженности по исполнительному документу.
Управление не выполнило юридическую обязанность по подготовке проекта соответствующего решения о внесении изменений в решение о бюджете.
Иного бездействия, выразившегося в невыполнении какого-либо положения БК РФ, установлено не было.
В силу статьи 199 АПК, в заявлении об оспаривании бездействия должно быть указано: какое именно бездействие обжалуется, время совершения действий (бездействия), права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым бездействием, законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует бездействие и т.д.
Обращаясь за судебной защитой, ООО "Альпийские решения" в своем заявлении о признании незаконным бездействия Управления по настоящему делу не указано ни какое именно оспаривается бездействие, ни период, когда оно допущено, ни в чем, по мнению заявителя, заключается ущемление прав юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым бездействием. Не указано, в невыполнении какой нормы Бюджетного законодательства, какого этапа процедуры взыскания оно выразилось. В ходе судебного разбирательства требования, также, не были конкретизированы.
Таким образом, предмет спора самим заявителем надлежаще не определен.
Процессуальных оснований повторно оценивать действия (бездействие) Управления финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области в тот же период, что и по делу А08-9904/2014 суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, ссылаясь на решение по делу А08-9904/2014, по сути заявитель просит признать незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении судебного акта о признании незаконным бездействия по неисполнению другого судебного акта, что по мнению апелляционной коллегии, является ненадлежащим способом защиты.
Исполнение такого судебного акта может заключаться лишь в обязании исполнить другой судебный акт. Однако решения судов обязательны в силу Закона.
Избрание ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований (Определения ВС РФ от 27.03.2015 N 304-КГ14-6307 и от 03.09.2015 N 344-ПЭК15 по делу N А70-12417/2013, от 25.12.2015 N 306-КГ15-16851 по делу N А57-159/2015, от 08.07.2015 N 305-КГ15-4924 по делу N А41-67857/2013).
Поскольку трехмесячный срок выплаты по исполнительному листу не является пресекательным, он может зависеть не только от Управления финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области, то одного лишь факта превышения срока не достаточно для вывода о противоправности бездействия Управления.
Поскольку заявитель в ходе судебного разбирательства, так и не указал период и характер бездействия применительно к регламентированной Бюджетным законодательством процедуре, невозможно установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данной категории споров, и выполнить требование статьи 201 АПК РФ, указав на конкретные действия, подлежащие совершению в целях защиты интересов заявителя и непосредственно влекущие восстановление его прав.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что задолженность по исполнительному листу серии АС N 003304989 от 30.05.2014 полностью погашена, то есть решение суда по делу N А08-6708/2013 Управлением исполнено.
О погашении задолженности свидетельствуют платежные поручения от 06.12.2016 N 55871, от 23.12.2016 N 60445, от 19.02.2016 N 59354 на общую сумму 623 772 руб., копии которых представлены Управлением в апелляционную инстанцию.
Таким образом, действия, направленные на исполнение судебного акта в период, последующий за принятием решения по делу N А08-9904/2014, были совершены.
Апелляционный суд, установив, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты и предмет спора не определен, приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.10.2016 по делу N А08-3660/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-3660/2016
Истец: ООО "АЛЬПИЙСКИЕ РЕШЕНИЯ"
Ответчик: Управление финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района
Третье лицо: Прокуратура Белгородской области, Управление капитального строительства администрации Яковлевского района