Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2017 г. N Ф04-1572/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А27-8095/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.В. Афанасьевой,
судей: А.В. Назарова, Д.Г. Ярцева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.А. Черненко,
при участии в заседании:
от истца - Е.Г. Намаконова по доверенности от 21.10.2015,
от иных лиц - без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (рег. N 07АП-11994/2016)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 ноября 2016 года (судья Фуртуна Н.К.) по делу N А27-8095/2016
по иску акционерного общества "Кемеровская теплосетевая компания" (650000, г. Кемерово, проспект Кузнецкий, 30, ОГРН 1122224002328, ИНН 4205243202) г. Кемерово,
к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650000, г. Кемерово, проспект Советский, 58, ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478) г. Кемерово,
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров аренды земельных
участков с кадастровыми номерами 42:24:0000000:760, 42:24:0000000:772,
третье лицо: Администрация города Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869), г. Кемерово,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Кемеровская теплосетевая компания" (далее - АО "Кемеровская теплосетевая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - КУГИ КО, комитет) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 20-21, 31-32, т.2), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0000000:760, 42:24:0000000:772, в котором просило принять Протокол определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 42:24:0000000:760 после слов: "_1,055 - коэффициент, учитывающий уровень инфляции на 2015 г." и до слов: "Арендная плата (пеня, штраф) перечисляются_" в следующей редакции, дополнив словами: "Расчет арендной платы с 01.03.2015 произведен в соответствии пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод".
За период с 01.03.2015 по 31.12.2015 арендная плата устанавливается 33985 руб. 92 коп. в месяц (Тридцать три тысячи девятьсот восемьдесят пять рублей 92 копейки), и определяется по формуле: А = КС х ставку арендной платы / П, где: А - размер арендной платы; КС = 58261575,24 - кадастровая стоимость земельного участка (руб.); ставка арендной платы - 0,7%, утвержденная Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в год.".
С 01.01.2016 арендная плата устанавливается 91336 руб. 40 коп. в месяц (Девяносто одна тысяча триста тридцать шесть рублей 40 копеек) и определяется по формуле: А = КС х ставку арендной платы / П, где: А - размер арендной платы; КС = 156576689,17 - кадастровая стоимость земельного участка (руб.); ставка арендной платы - 0,7%, утвержденная Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в год.".
Принять Протокол определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 42:24:0000000:772 после слов: "_1,055 - коэффициент, учитывающий уровень инфляции на 2015 г." и до слов: "Арендная плата (пеня, штраф) перечисляются_" в следующей редакции, дополнив словами: "Расчет арендной платы с 01.03.2015 произведен в соответствии пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод".
За период с 01.03.2015 по 31.12.2015 арендная плата устанавливается 38190 руб. 87 коп. в месяц (Тридцать восемь тысяч сто девяносто рублей 87 копеек), и определяется по формуле: А = КС х ставку арендной платы / П, где: А - размер арендной платы; КС = 65470068,72 - кадастровая стоимость земельного участка (руб.); ставка арендной платы - 0,7%, утвержденная Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в год.".
С 01.01.2016 арендная плата устанавливается 102637 руб. 12 коп. в месяц (Сто две тысячи шестьсот тридцать семь рублей 12 копеек) и определяется по формуле: А = КС х ставку арендной платы / П, где: А - размер арендной платы; КС = 175949355,26 - кадастровая стоимость земельного участка (руб.); ставка арендной платы - 0,7%, утвержденная Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в год."
Исковые требования обоснованы статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39,20 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что при заключении договоров аренды земельных участков между сторонами возникли разногласия по порядку определения величины арендной платы.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 11 октября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кемерово.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, КУГИ КО обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, не соответствует обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что объекты, расположенные на земельном участке, являются объектами местного значения, такие сведения в Генеральном плане города Кемерово отсутствуют, за установлением данного факта сторона в суд никогда не обращалась. Определение и принятие критериев отнесения того или иного объекта к объектам местного или регионального значения и включение их в генеральный план города компетентно Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Кемерово, в связи с чем суд, установив, что объект, расположенный на спорных земельных участках, относится к объектам местного значения, принял на себя функции указанного органа, необоснованно подменив собой государственный орган. Основания для расчета арендной платы исходя из положений Приказа Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 отсутствуют. Суд не учел, что для истца справка уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения является обязательным для предоставления документом в случае обращения в целях заключения договора аренды земельного участка, что им сделано не было. Предоставление справки необходимо для правильного определения размера арендной платы.
АО "Кемеровская теплосетевая компания" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает апелляционную жалобу незаконной и необоснованной, указывая, что истец является собственником тепломагистрали, которая обслуживает потребителей Рудничного района г. Кемерово, РЭК КО утвержден тариф по передаче тепловой энергии, карта размещения объектов теплоснабжения г. Кемерово в составе генерального плана г. Кемерово содержит графическое обозначение тепломагистрали от Кемеровской ТЭЦ, в связи с чем очевидно отнесение тепломагистрали к объектам местного значения, в связи с чем размер арендной платы земельных участков для таких объектов ограничен пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Также истец просит учесть, что Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области 12.10.2016 принято решение об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0000000:760 и 42:24:0000000:772 в размере рыночной стоимости 39 173 000 рублей и 44 020 000 рублей соответственно.
В подтверждение своих доводов истец представил выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.01.2017 N 4200/ИСХ/17-33749 и N 4200/ИСХ/17-33758.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 судебное разбирательство отложено. КУГИ КО предложено в срок до 17.02.2017 представить письменные пояснения по вопросу изменения кадастровой стоимости земельных участков 12.10.2016 (с учетом доводов отзыва на апелляционную жалобу).
21.02.2017 от КУГИ КО поступили возражения на отзыв истца, в которых он указывает, что принятие редакции истца к договору приведет к нарушению прав Комитета, поскольку статьями 445, 446 ГК РФ предусмотрен определенный алгоритм действий, устанавливающих досудебный порядок урегулирования разногласий при заключении договора. Указанные истцом обстоятельства возникли уже в процессе рассмотрения дела и даже после вынесения решения суда, поэтому у сторон не могли возникнуть разногласия по данным условиям, они не могут быть определены ни решением суда, ни постановлением апелляционной инстанции.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, ходатайств об отложении заседания не поступало.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В судебном заседании представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в отзыве основаниям, также поддержала заявленные в отзыве возражения истца в отношении обжалуемого решения, доводы возражений на отзыв считает необоснованными, поскольку арендная плата является регулируемой.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнительно поступивших возражений, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда по приведенным в жалобе и отзыве на апелляционную жалобу доводам, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Кемеровская теплосетевая компания" на праве собственности принадлежит тепломагистраль от Кемеровской ТЭЦ в Рудничном районе, назначение: коммунальное хозяйство, протяженность 12933 м., адрес (местонахождение) объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, Кировский район, ул. Кировская, Кемеровская ТЭЦ - Рудничный район, Сосновый бульвар, котельная N 27 (л.д. 12, т. 1).
Указанный объект расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 42:24:0000000:760 и 42:24:0000000:772, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения (л.д. 13-14, т.1).
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0000000:760, площадью 103543 кв.м, поставлен на кадастровый учет 28.11.2012, разрешенное использование: для размещения коммуникаций, занятого 2-ым пусковым комплексом подземно-надземной тепломагистрали dy 700 мм, расположен по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Кировский район, ул. Кировская, Кемеровская ТЭЦ - Рудничный район, Сосновый бульвар, котельная N 27, категория земель - земли населенных пунктов (л.д. 31-60, т. 1).
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0000000:772, площадью 116354 кв.м, 19.12.2012 поставлен на кадастровый учет, его разрешенное использование: для размещения коммуникаций, занятого 1-ым пусковым комплексом подземно-надземной тепломагистрали dy 700 мм, расположен по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Кировский район, ул. Кировская, Кемеровская ТЭЦ - Рудничный район, Сосновый бульвар, котельная N 27, категория земель - земли населенных пунктов (л.д 15-31, т. 1).
В целях заключения договоров аренды на указанные земельные участки АО "Кемеровская теплосетевая компания" обратилось 15.02.2016 в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Письмом от 18.03.2016 Комитет указал на необходимость предоставления документа, подтверждающего отнесение объектов, расположенных на спорных земельных участках, к объектам регионального или местного значения, и предложил подписать договоры аренды земельных участков.
К данным договорам аренды АО "Кемеровская теплосетевая компания" 18.04.2016 направило в адрес комитета протоколы разногласий, которые ответчиком не подписаны.
В свою очередь, Администрация отказала в предоставлении документа, подтверждающего отнесение объектов, расположенных на спорных земельных участках, к объектам регионального или местного значения.
Поскольку сторонами не достигнуто согласие относительно протокола величины арендной платы к договору аренды земельного участка, АО "Кемеровская теплосетевая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39.7, 49, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 7 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 582, Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" и исходил из того, что установление в отношении земельного участка, предоставленного в аренду под объект теплоснабжения арендной платы без учета названных норм, не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (стать 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
По общим правилам, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункты 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей до 01.03.2015) было предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) в Земельный кодекс РФ внесена статья 39.7 (положения которой вступили в силу с 01.03.2015), согласно пункту 4 которой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно подпункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации к таким объектам отнесены, в том числе, объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, с момента вступления в силу положений статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок для объектов теплоснабжения должен определяться с учетом положений пункта 4 указанной нормы и в установленном ею порядке и не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Исходя из названной статьи, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется, в том числе и в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ (часть 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, состоит из Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодекс (статья 2 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 утверждены Основные принципы определения арендной платы и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ (далее - Правила N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, постановлением Правительства РФ N 582 отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Пунктом 5 Правил N 582 установлено, что арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, должна определяться в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).
Согласно приказу Минэкономразвития России N 217 от 23.04.2013 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217) установлена ставка арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание довод истца о том, что в силу прямого указания закона арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставленные для размещения, в частности, объектов теплоснабжения местного значения, не может превышать установленные Правительством РФ предельные ставки арендной платы для сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных для размещения аналогичных объектов.
Ссылка ответчика на необходимость подтверждения отнесения объекта, принадлежащего истцу, к объектам местного значения справкой Управления архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово, с учетом имеющихся в материале писем (от 01.10.2015 N 05-01/4857 - л.д. 99, т. 1; от 07.06.2016 N 06-02-0501/1546 - л.д. 131-132, т. 1, от 02.09.2016 N01-24/2228 - л.д. 1-3, т. 2), согласно которым то предоставление данных сведений не относится к компетенции указанного Управления, то необходимо ссылаться на карту генерального плана, которой в составе генерального плана города Кемерово нет, то получение сведений, содержащихся в автоматизированной системе обеспечения градостроительной деятельности возможно в рамках административного регламента предоставления сведений, содержащихся в автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, утвержденного постановлением администрации города Кемерово от 10.02.2010 N12, суд апелляционной инстанции не может признать состоятельной.
Кроме того, приказ Минэкономразвития от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" устанавливает, что предоставление справки уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения не требуется в случае размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, не относящихся к объектам регионального или местного значения.
Поскольку в материалах дела не представлено доказательств отнесения объекта, принадлежащего истцу, к объектам регионального или местного значения, требование указанной справки не основано на положениях приказа Минэкономразвития от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
При рассмотрении дела судом первой инстанции были применены данные о кадастровой стоимости земельных участков, отраженные в имеющихся в деле кадастровых справках. В деле имеются в том числе кадастровая справка по состоянию на 14.09.2016 в отношении земельного участка 42:24:0000000:760, в которой отражена кадастровая стоимость 156 576 689,17 рублей по акту об утверждении кадастровой стоимости от 25.11.2015 N 4-2/3904, сведений о которой внесены в ГКН 31.12.2015 (л.26 т.2), и кадастровая справка по состоянию на 14.09.2016 в отношении земельного участка 42:24:0000000:772, в которой отражена кадастровая стоимость 175 949 355,26 рублей по акту об утверждении кадастровой стоимости от 25.11.2015 N 4-2/3904, сведений о которой внесены в ГКН 31.12.2015 (л.22 т.2).
Между тем, решением комиссии при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 12.10.2016 N 36 установлена кадастровая кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0000000:760 и 42:24:0000000:772 в размере рыночной стоимости 39 173 000 рублей и 44 020 000 рублей соответственно. Данные обстоятельства судом первой инстанции выяснены не были, хотя на момент объявления резолютивной части решения суда в ноябре 2016 года кадастровая стоимость была обжалована и этот вопрос уже был рассмотрен комиссией.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Исходя из того, что ответчиком заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости было подано 14.09.2016, в ГКН кадастровая стоимость, являвшаяся предметом оспаривания, была внесена 31.12.2015, соответственно размер арендных платежей должен был определяться исходя из новой кадастровой стоимости, установленной решением комиссии, с 01.01.2016.
На то обстоятельство, что заявления о пересмотре кадастровой стоимости были поданы 14.09.2016 и на то, что дата применения кадастровой стоимости в случае изменения по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 01.01.2016 указано и в выписках из ГКН от 20.01.2017 N 4200/ИСХ/17-33749 и N 4200/ИСХ/17-33758 (л.81, 82 т.2).
Поскольку арендная плата является в данном случае регулируемой, то при урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, следует применить именно ту кадастровую стоимость, которая является действующей. Переписка сторон по вопросу о согласовании условий договора, имевшая место до изменения кадастровой стоимости, не свидетельствует о том, что не соблюден досудебный порядок. Данная переписка указывает на наличие разногласий по условиям договора, которые надлежит разрешить суду, определив спорные условия с учетом подлежащих применению норм права. Оснований определять условия договора без учета подлежащей применению на момент рассмотрения дела кадастровой стоимости нет, поскольку в противном случае условия договора не будут соответствовать установленным законом требованиям,
Неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для изменения решения Арбитражного суда Кемеровской области от 24 ноября 2016 года.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 ноября 2016 года по делу N А27-8095/2016 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Исковые требования удовлетворить.
Принять Протокол определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 42:24:0000000:760 после слов: "_1,055 - коэффициент, учитывающий уровень инфляции на 2015 г." и до слов: "Арендная плата (пеня, штраф) перечисляются_" в следующей редакции, дополнив словами:
"Расчет арендной платы с 01.03.2015 произведен в соответствии пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод".
За период с 01.03.2015 по 31.12.2015 арендная плата устанавливается 33985 руб. 92 коп. в месяц (Тридцать три тысячи девятьсот восемьдесят пять рублей 92 копейки), и определяется по формуле: А = КС х ставку арендной платы / П, где:
А - размер арендной платы;
КС = 58261575,24 - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
ставка арендной платы - 0,7%, утвержденная Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод",
П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в год.".
С 01.01.2016 арендная плата устанавливается 22 850 руб. 92 коп. в месяц (Двадцать две тысячи восемьсот пятьдесят рублей 92 копейки) и определяется по формуле: А = КС х ставку арендной платы / П, где:
А - размер арендной платы;
КС = 39 173 000 - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
ставка арендной платы - 0,7%, утвержденная Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод",
П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в год.".
Принять Протокол определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 42:24:0000000:772 после слов: "_1,055 - коэффициент, учитывающий уровень инфляции на 2015 г." и до слов: "Арендная плата (пеня, штраф) перечисляются_" в следующей редакции, дополнив словами:
"Расчет арендной платы с 01.03.2015 произведен в соответствии пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод".
За период с 01.03.2015 по 31.12.2015 арендная плата устанавливается 38190 руб. 87 коп. в месяц (Тридцать восемь тысяч сто девяносто рублей 87 копеек), и определяется по формуле: А = КС х ставку арендной платы / П, где:
А - размер арендной платы;
КС = 65470068,72 - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
ставка арендной платы - 0,7%, утвержденная Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод",
П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в год.".
С 01.01.2016 арендная плата устанавливается 25 678 руб. 33 коп. в месяц (Двадцать пять тысяч шестьсот семьдесят восемь рублей 33 копейки) и определяется по формуле: А = КС х ставку арендной платы / П, где:
А - размер арендной платы;
КС = 44 020 000 - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
ставка арендной платы - 0,7%, утвержденная Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод",
П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в год.".
Взыскать с Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в пользу акционерного общества "Кемеровская теплосетевая компания" 12 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8095/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2017 г. N Ф04-1572/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Кемеровская теплосетевая компания"
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Третье лицо: Администрация города Кемерово