г. Москва |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А41-42573/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февралч 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Альфа-Кратер": Алесенко С.А. по доверенности от 01.06.2016;
от администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Бондаренко А.В. по доверенности от 09.01.2017;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Кратер" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2016 года по делу N А41-42573/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Кратер"
к администрации Одинцовского муниципального района Московской области,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области
о признании незаконным отказа и обязании устранить допушенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Кратер" (далее - общество, ООО "Альфа-Кратер", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, содержащим следующие требования:
- признать незаконным отказ администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) в предоставлении ООО "Альфа-Кратер" в аренду сроком на 25 лет, без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:20:0100501:2, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Крутицы, уч. 61, площадью 46 818 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и складских помещений строительства комплекса автоматической мойки, шиномонтажа, автосервиса, стоянки автомобильного транспорта, изложенный в письме N исх/М503-9670379327-697031 от 11 апреля 2016 г.;
- обязать администрацию, в течение 30 дней, после вступления решения суда в законную силу подготовить постановление и заключить с ООО "Альфа-Кратер" договор аренды, сроком действия на 25 лет, на указанный земельный участок.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2016 года по делу N А41-42573/16 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Альфа-Кратер" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель администрации Одинцовского муниципального района Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, письмо ООО "Альфа-Кратер" обратилось в администрацию Одинцовского муниципального района с заявлением (исх. N 18 от 01.03.2012) о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 25 лет, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Кубинка, д. Крутицы, в районе 72 км Федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь", общей площадью 46 818 кв.м., вид разрешенного использования: для размещения производственных и складских помещений, строительства комплекса автомойки, шиномонтажа, автосервиса, стоянки автомобильного транспорта и реализации товаров и услуг (л.д. 43).
На основании обращения ООО "Альфа-Кратер" в Вестнике Одинцовского муниципального района Московской области (официальное издание органов местного самоуправления Одинцовского муниципального района), выпуск 3-4 март-апрель 2012 года, п.82, стр.170, было осуществлено публичное информирование о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью 46 818 кв.м. (л.д. 21-22).
25 июня 2012 года Постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 1860 утверждена схема расположения земельного участка площадью 46 818 кв.м., земли населенных пунктов, для размещения производственных и складских помещений, строительства комплекса автоматической мойки, шиномонтажа, автосервиса, стоянки автомобильного транспорта, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Кубинка, с местоположением в д. Крутицы, в районе 72 км. Федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" (л.д. 46).
29 ноября 2012 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:20:0100501:2 (л.д. 25).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество неоднократно обращалось в органы местного самоуправления Одинцовского муниципального района с заявлениями, в которых просило принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду и заключить договор аренды земельного участка (л.д. 35-41).
02 марта 2016 года в очередной раз ООО "Альфа-Кратер" обратилось в администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением, в котором просило предоставить в аренду сроком на 25 лет испрашиваемый земельный участок (л.д. 38).
11 апреля 2016 года за N М503-9670379327-697031 ООО "Альфа-Кратер" получило ответ из Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района МО по результатам рассмотрения обращения ООО "Альфа-Кратер" (М503-9670379327-697031 от 02.03.2016) о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:20:0100501:2, которым сообщило, что предоставление вышеуказанного земельного участка не возможно в связи с нарушением порядка формирования земельного участка, предусмотренного ст. 30 Земельного кодекса РФ (л.д. 33).
Полагая, что указанное выше решение об отказе является незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Альфа-Кр" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно положениям статьи 29 Земельного кодекса РФ (действующего в редакции до 01.03.2015 года, то есть на момент первоначального обращения заявителя в орган местного самоуправления), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В зависимости от целей предоставления земельных участков земельным законодательством предусмотрена различная процедура их предоставления в аренду, например, для строительства предоставление земельного участка осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса РФ); предоставление земельного участка для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, возможно только в рамках проведения аукциона (статья 30.1 Земельного кодекса РФ); для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством предусмотрена процедура, установленная статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
После поступления данного заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно п. 4 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ). К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 7 статьи 31 Земельного кодекса РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Исходя из приведенных норм земельного законодательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что на момент обращения заявителя с соответствующими заявлениями в органы местного самоуправления действующим законодательством была установлена обязательная процедура, без соблюдения которой предоставление земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта было бы не возможно.
Однако решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которым бы утверждался акт о выборе земельного участка до 01.03.2015 не принималось.
Учитывая изложенное выше, арбитражный апелляционный суд считает, что требования заявителя являются необоснованными.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2016 года по делу N А41-42573/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42573/2016
Истец: ООО "АЛЬФА-КРАТЕР"
Ответчик: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ