Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2017 г. N Ф06-20903/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А55-7801/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Александрова А.И.,
Судей Серовой Е.А., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Федотовой Е.В.,
с участием в судебном заседании:
от Мэрии городского округа Тольятти - представитель Рассказчикова А.Ю. по доверенности от 25.01.2017 г.;
от Правительства Самарской области - представитель Ермакова О.А. по доверенности от 16.01.2017 г.;
от Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - представитель Ермакова О.А. по доверенности от 06.10.2015 г.;
иные лица, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционные жалобы Министерства управления финансами Самарской области, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2016 года по делу N А55-7801/2016 (судья Носова Г.Г.) по иску Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, с участием третьих лиц: 1. Министерство управления финансами Самарской области, 2. Правительство Самарской области, 3. Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городского округа Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти (далее - истец, Мэрия) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - ответчик), о взыскании убытков за счет казны Самарской области, с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, возникшие в результате внеочередных предоставлений жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, исходя из судебных актов, вступивших в законную силу судов общей юрисдикции, на общую сумму 19 259 000 руб. 00 коп., а также просит взыскать расходы на сумму 14 700 руб. 00 коп., в связи с оценкой квартир, предоставленных инвалидам.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2016 г. взыскана с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628, ИНН 6316176298), г.Самара, за счет казны Самарской области в пользу Муниципального образования городского округа Тольятти в лице Мэрии г.о.Тольятти (ОГРН 1036301078054, ИНН 6320001741), г.Тольятти, Самарская область, 19 259 000 (девятнадцать миллионов двести пятьдесят девять тысяч) руб. 00 коп. в возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство управления финансами Самарской области и Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2016 г. апелляционные жалобы Министерства управления финансами Самарской области, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области оставлены без движения до 13 января 2017 г.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2016 г. апелляционная жалоба Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области принята к производству, судебное заседание назначено на 02 февраля 2017 г.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2016 г. апелляционная жалоба Министерства управления финансами Самарской области принята к производству, судебное заседание назначено на 02 февраля 2017 г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании 02 февраля 2017 г. представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Правительства Самарской области апелляционные жалобы поддержал в полном объеме, просил определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти с апелляционными жалобами не согласен. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2016 г. по делу N А55-7801/2016, исходя из нижеследующего.
Из доказательств имеющихся в материалах дела следует, что вступившими в законную силу судебными актами Центрального районного суда города Тольятти Самарской области на Мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить гражданам во внеочередном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда применительно к ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса РФ, состоящим после 01.01.2005 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, в связи с наличием тяжелых хронических заболеваний, включенных в перечень, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, а именно:
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 10.10.2011 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Барцеву Андрею Викторовичу, 1976 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена - двухкомнатная квартира, общей площадью 43,3 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул.Жилина, д.38, кв.114 - рыночная стоимость составляет 1 392 000 (Один миллион три девяносто две тысячи) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15:03.2011 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Салихову Жавиду Загитовичу, 1967 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена -двухкомнатная квартира, общей площадью 53,5 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул.Тополиная, д.43 кв.74 - рыночная стоимость составляет 2 053 000 (Два миллиона пятьдесят три тысячи) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 21.02.11 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Осиповой Наталье Владимировне, 1975 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена - однокомнатная квартира, общей площадью 32,4 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул.Юбилейная, д.5 кв. 112. - рыночная стоимость составляет 1 335 ООО (Один миллион триста тридцать пять тысяч) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 11.04.2011 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Замотиной Наталье Михайловне, 1972 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена -двухкомнатная квартира, общей площадью 37,5 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул.Баныкина, д.70 кв. 457. - рыночная стоимость составляет 1 263 ООО (Один миллион двести шестьдесят три тысячи) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 05.05.2011 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Никулину Сергею Александровичу, 1961 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена - двухкомнатная квартира, общей площадью 49,3 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул.Голосова, д.95, кв. 179. - рыночная стоимость составляет 1 887 000 (Один миллион восемьсот восемьдесят семь тысяч) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 18.08.2011 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Марус Варваре Дмитриевне, 1924г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена - двухкомнатная квартира, общей площадью 41,8 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул.Никонова, д.21, кв.2. - рыночная стоимость составляет 1 226 000 (Один миллион двести двадцать шесть тысяч) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 20.10.2011 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Родиной Елене Федоровне, 1979г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена - двухкомнатная квартира, общей площадью 42,6 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Юбилейная, д.4, кв.260. - рыночная стоимость составляет 1 436 000 (Один миллион четыреста тридцать шесть тысяч) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 14.06.2011 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Терешкину Петру Валентиновичу, 1962 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена - однокомнатная квартира, общей площадью 33,0 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул.60 лет ССР, д.9а, кв.2, - рыночная стоимость составляет 914 000 (Девятьсот четырнадцать тысяч) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.04,2011 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Пимкиной Ольге Александровне, 1969 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена -двухкомнатная квартира, общей площадью 45,0 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Юбилейная, д. 4, кв. 259. - рыночная стоимость составляет 1 435 000 (Один миллион сто четыреста тридцать пять тысяч) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 23.03-2011 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Гладышевой Эльвире Равильевне, 1976 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена - однокомнатная квартира, общей площадью 33,3 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул.Макарова, д.22, кв.142 - рыночная стоимость составляет 1 182 000 (Один миллион сто восемьдесят две тысячи) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 17.12.2010 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Кузнецовой Юлии Николаевне, 1980 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена - однокомнатная квартира, общей площадью 33,2 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Олимпийская, д.46, кв.14. - рыночная стоимость составляет 912 000 (Девятьсот двенадцать тысяч) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 06.04.2011 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Селяткиной Ольге Анатольевне, 1978 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена - однокомнатная квартира, общей площадью 28,5 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Зеленая, д.10, кв.58. - рыночная стоимость составляет 936 000 (Девятьсот тридцать шесть тысяч) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 17.05.2011 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Нушкареву Вячеславу Викторовичу, 1971 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена - трехкомнатная квартира, общей площадью 58,3 кв.м по адресу: г.Тольятти, Приморский б-р, д.33, кв.2. - рыночная стоимость составляет 1 764 ООО (Один миллион семьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 16.02.2011 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Черепановой Ольге Алексеевне, 1961 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена - однокомнатная квартира, общей площадью 33,2 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Полевая, д.13, кв.98. - рыночная стоимость составляет 912 ООО (Девятьсот двенадцать тысяч) рублей.
- решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 05.07.2010 г. на Мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить Костроме Елене Григорьевне, 1976 г.р. жилое помещение вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Предоставлена - однокомнатная квартира, общей площадью 33,2 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Революционная, д.7, кв.602. - рыночная стоимость составляет 612 000 (Шестьсот двенадцать тысяч) рублей.
Данные судебные акты исполнены за счет муниципального бюджета городского округа Тольятти, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно п. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Согласно статье 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 г. N 87-ГД: "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путём предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (часть 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закон Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу статьи 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Обеспечение реализации решений органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета (ст.84 БК РФ).
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, статьей 158, 184 Бюджетного кодекса РФ, как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных мэрией городского округа Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков.
Как следует из материалов дела и информации размещенной в электронной картотеке арбитражных дел (kad.arbitr.ru) Мэрия городского округа Тольятти обращалась в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (дело N А40-123571/2013) о взыскании убытков вследствие предоставления жилья во исполнение судебных актов вышеуказанным гражданам.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014, исковые требования были удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.08.2014 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 2 Закона N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении 3 органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установил, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2015 г. N 305-ЭС14-6221, по аналогичному делу, мэрии городского округа Тольятти отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При новом рассмотрении решением суда от 22.05.2015 в удовлетворении иска отказано. Апелляционной и кассационной инстанцией решение суда оставлено без изменения.
При этом в указанных судебных актах судами указано на то, что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом установленных по делу обстоятельств, является верным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку соответствующие расходы были понесены за счет средств муниципального бюджета, муниципальное образование в силу ст. 1102 ГК РФ имеет право требовать возмещения ему соответствующих расходов за счет обязанного лица - субъекта Российской Федерации - Самарской в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета по ведомственной принадлежности (ст.ст. 6,158 БК РФ).
Довод апелляционной жалобы Министерства управления финансами Самарской области о том, что судом первой инстанции необоснованно не применен срок исковой давности, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со ст. 17 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Статьей 203 ГК РФ (в редакции, действующей до 01.09.2013) было установлено, что течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Согласно статьи 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Подача искового заявления с аналогичными требованиями, но к другому ответчику, в Арбитражный суд города Москвы по иску Мэрии городского округа Тольятти к Российской Федерации в рассматриваемом случае явилось основанием для перерыва срока исковой давности о взыскании убытков с ответчика по настоящему делу.
После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции верно признал необоснованным заявление ответчика о применении срока исковой давности, поскольку в данном случае требования заявлены в пределах срока исковой давности.
Согласно статье 1069 ГК РФ возмещению подлежит вред, причиненный гражданину или юридическому лицу.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, соответственно у мэрии г. о. Тольятти отсутствовали основания для отказа в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Доказательств целевого выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, ответчиком, при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, в материалы дела представлено не было.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится в том числе обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Принимая во внимание установленные по делу доказательства, руководствуясь положениями ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, ст.28.2 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.2 Закона Самарской области от 11.06.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", ст.ст. 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению в части взыскания с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628, ИНН 6316176298), г.Самара, за счет казны Самарской области в пользу Муниципального образования городского округа Тольятти в лице Мэрии г.о.Тольятти 19 259 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. N 304-ЭС16-15396, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28 октября 2016 г. N Ф06-14237/2016 по делу N А55-30672/2015.
В остальной части, как верно отметил суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, в удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку требования о взыскании 14 700 руб. необоснованны, из представленных доказательств не усматривается, что указанная сумма является судебными издержками, понесенными в рамках рассмотрения настоящего дела.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что проведение соответствующей оценки явилось следствием необходимости обращения в суд именно с настоящим иском и не требовалось истцу при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Доводы апелляционных жалоб всесторонне изучены судебной коллегией и не нашли своего подтверждения в материалах дела и в представленных доказательствах.
Таким образом, в нарушение ст. 65 АПК РФ, заявители апелляционных жалоб не доказали обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Так как доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 АПК РФ, не установлено, решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2016 г. по делу N А55-7801/2016 является законным и обоснованным. Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить без изменения решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2016 года по делу N А55-7801/2016, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Александров |
Судьи |
Е.А. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7801/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2017 г. N Ф06-20903/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Мэрии горосдкого округа Тольятти
Ответчик: Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области, РФ в лице Министерства финансов РФ