Требование: о взыскании денежных средств
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Владивосток |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А51-2624/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко,
судей Л.А. Мокроусовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.В. Гудковой,
рассмотрев в судебном заседании по правилам суда первой инстанции
дело А51-2624/2016
Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Артемовская управляющая компания"
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, Департаменту труда и социального развития Приморского края,
третьи лица: краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения Приморского края"
о взыскании 106 217 рублей 91 копеек,
при участии:
от истца - представитель Конкина О.В. по доверенности от 11.01.2016 N 01-Д сроком на 1 год, паспорт;
от ответчика (Департамента труда и социального развития Приморского края) - представитель Кузнецова О.В. по доверенности от 09.01.2017 N 183 сроком действия на 1 год, паспорт;
от КГБУ "Центр занятости населения города Артема" - представитель Сыров Д.Г по доверенности от 09.01.2017 сроком действия до 15.02.2017, паспорт;
от третьего лица (краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения Приморского края") - не явились, извещено;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Артемовская управляющая компания" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Приморского края о взыскании 106 217 рублей 91 копеек.
Определением от 17.05.2016 суд заменил Администрацию Приморского края на надлежащего ответчика - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края и привлек к участию в деле в качестве соответчика Департамент труда и социального развития Приморского края.
В судебном заседании суда первой инстанции 21.09.2016 истец поддержал ранее заявленное ходатайство о замене ненадлежащего ответчика по делу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на надлежащего ответчика - краевое государственное бюджетное учреждение "Центр занятости населения города Артема", которое удовлетворено судом в порядке ст. 47 АПК РФ.
Таким образом, в окончательном варианте уточненных требований, истец просил взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения города Артема" 59 398 рублей задолженности и с Департамента труда и социального развития Приморского края 46 819 рублей.
Решением суда от 27.09.2016 исковые требования удовлетворены в уточненном размере.
Не согласившись с вынесенным решением, краевое государственное бюджетное учреждение "Центр занятости населения города Артема" и Департамент труда и социального развития Приморского края обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобами.
В обоснование доводов краевое государственное бюджетное учреждение "Центр занятости населения города Артема" ссылается на рассмотрение дела в его отсутствие, неизвещение его надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, ссылаясь на Распоряжение департамента имущественных отношений Приморского края от 24.10.2007 N 545-р "О закреплении на праве оперативного управления за государственным учреждением "Хозяйственное управление администрации края" недвижимого имущества, расположенного по адресу: Приморский край, г.Артем, ул.Дзержинского, 12", указывает, что здание (сооружение) нежилое помещение общей площадью 264,5 кв.м. передано по акту от 30.10.2007 N 1 ГУ "Хозяйственное управление администрации края", на балансе КГБУ "Центр занятости населения города Артема" с 01.01.2008 не числится.
Департамент труда и социального развития Приморского края в жалобе указывает на неверное вынесение судом первой инстанции решения на основании п.4 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", поскольку спорные помещения не находятся в федеральной собственности. Обращает внимание суда, что фактически спорные помещения используются КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края".
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения КГБУ "Центр занятости населения города Артема" о времени и месте судебного разбирательства, а также доказательств направления в адрес учреждения исковых требований, суд апелляционной инстанции Определением от 05.12.2016 на основании положений п.1,4 ст. 47, п.1 ст. 121, п.1 ст. 123, пп.1 п.4 ст. 270, ч.6.1. ст.268 АПК РФ, п. 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Поскольку апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Истцом в судебном заседании поддержано ранее заявленное через канцелярию суда ходатайство об уточнении исковых требования, в котором он просит взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края задолженность за период с 05.06.2014 по 18.03.2015 в размере 58 572,20 руб., с Департамента труда и социального развития Приморского края - 46 819,06 руб. за период с 19.03.2015 по 01.02.2016. Кроме того, истец просит взыскать с ответчиков судебные расходы в сумме 600 рублей за получение выписок из ЕГРЮЛ.
Пояснил, что требования к краевому государственному бюджетному учреждению "Центр занятости населения города Артема" не поддерживает.
Представитель краевого государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения города Артема" в заседании суда заявил о смене наименования на КГБУ "Приморский центр занятости населения" в связи с произведенной реорганизацией на основании Распоряжения Администрации Приморского края от 12.04.2016 N 125-ра.
Изменение наименования лица, участвующего в деле, во время производства по делу осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что арбитражный суд указывает в определении или протоколе судебного заседания изменение наименования лица, участвующего в деле, его адреса, номеров телефонов и факсов, адреса электронной почты или аналогичной информации.
На основании изложенного, Пятый арбитражный апелляционный суд производит изменение наименования третьего лица на Краевое государственное бюджетное учреждение "Приморский центр занятости населения".
Исследовав и оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "Артемовская управляющая компания" осуществляет управление и содержание общего имущества многоквартирного дома N 12 по ул. Дзержинского с 08.04.2005. Нахождение указанного дома в управлении истца подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним нежилое помещение площадью 264,5 кв. м., расположенное на первом этаже многоквартирного дома N 12 по ул.Дзержинского в г. Артеме, с 05.06.2014 является собственностью Приморского края.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Исходя из пункта 1 статьи 125 ГК РФ органами, осуществляющими права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, являются органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1.1.2 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края N 374-па от 05.12.2012, органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Приморского края, является департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, несет бремя содержания такого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В соответствии с Распоряжением Департамента имущественных отношений Приморского края N 767-р от 16.11.2011 нежилое помещение, расположенное на первом этаже многоквартирного дома N 12 по ул.Дзержинского в г. Артеме, закреплено на праве оперативного управления за Департаментом социальной защиты населения Приморского края. В соответствии с выпиской из ЕГРП от 11.11.2015 N 25/006/002/2015-2354 право оперативного управления зарегистрировано 19.03.2015, о чем в ЕГРП сделана запись N 25-25/006-06/026/2014-944/2, выдано свидетельство серии 25АВ N 413721.
Согласно части 1 статьи 39, части 1 статьи 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно пункту 31 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из материалов дела следует, что в периоды с 01.04.2014 по 01.04.2015 и с 01.12.2015 по 01.02.2015 тариф за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома установлен собранием собственников жилых (нежилых) помещений, в период с 01.04.2015 по 01.12.2015 тариф установлен распоряжением ООО "АУК" N 45-ра от 23.03.2015.
Статьи 309, 314 ГК РФ определяют, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона в течение предусмотренного законом или обязательством периода времени.
Поскольку материалами дела подтверждается наличие у истца в заявленный период статуса управляющей организации многоквартирного дома N 12 по ул. Дзержинского в городе Артеме, а также нахождение спорного имущества в период с 05.06.2014 по 18.03.2015 в собственности Приморского края, а в период с 19.03.2015 по 01.02.2016 - у Департамента труда и социального развития Приморского края на праве оперативного управления, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств оплаты спорной задолженности, суд апелляционной инстанции, проверив расчет истца, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Довод Департамента труда и социального развития Приморского края о том, что на основании договора N 1 от 29.06.2014 о передаче спорного недвижимого имущества в безвозмездное пользование фактическое использование спорным имуществом осуществлялось КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края", коллегией не принимается на основании того, что на момент заключения договора Департамент труда и социального развития Приморского края правом на оперативное управление не располагал (право зарегистрировано только 19.03.2015).
Также коллегией не принимается довод КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" о наличии у него бремени оплаты содержания и текущего ремонта спорного имущества на основании Распоряжения от 13.11.2015 N 611-ри, которым Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края закрепил на праве оперативного управления спорное имущество за КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" ввиду отсутствия в материалах дела доказательств регистрации данного права в ЕГРП как того требуют положения п. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционным жалобам относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям на основании ст. 110 АПК РФ.
В соответствии со статьями 101, 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебных расходам относятся, помимо прочих, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Подпункт 13 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в связи с получением им выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, относятся к судебным издержкам (статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и подлежат распределению в составе судебных расходов (статьи 101 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, требование истца о взыскании судебных расходов, связанных с получением им выписок из ЕГРИП, в сумме 600 руб. также признается судом апелляционной инстанции правомерным и распределяется между ответчиками пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.09.2016 по делу N А51-2624/2016 отменить.
Взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Артемовская управляющая компания" 58 572 (пятьдесят восемь тысяч пятьсот семьдесят два) рубля 20 копеек долга, 2 313 (две тысячи триста тринадцать) рублей 09 копеек госпошлины по иску, 333 (триста тридцать три) рубля 48 копеек судебных расходов.
Взыскать с Департамента труда и социального развития Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Артемовская управляющая компания" 46 819 (сорок шесть тысяч восемьсот девятнадцать) рублей 06 копеек, 1 848 (одну тысячу восемьсот сорок восемь) рублей 64 копейки госпошлины по иску, 266 (двести шестьдесят шесть) рублей 52 копейки судебных расходов.
Взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края" 1 667 (одну тысячу шестьсот шестьдесят семь) рублей 40 копеек расходов по уплате госпошлины по жалобе.
Взыскать с Департамента труда и социального развития Приморского края в пользу краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края" 1 332 (одну тысячу триста тридцать два) рубля 60 копеек расходов по уплате госпошлины по жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Артемовская управляющая компания" 25 (двадцать пять) рублей госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 53 от 25.01.2016.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
Л.А. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2624/2016
Истец: ООО "АРТЕМОВСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Администрация Приморского края, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, департамент труда и социального развития Приморского края
Третье лицо: Краевое государственное казенное учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края"
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8838/16