г. Томск |
|
02 февраля 2017 г. |
Дело N А27-14074/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Терехиной И.И.
судей Захарчука Е.И., Киреевой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В.
при участии представителей:
от истца: Григорьевой Л.М. по дов. от 10.01.2017
от ответчика: не явился (извещен)
от третьих лиц: не явился (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Чекалина Александра Александровича (N 07АП-11222/16) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.10.2016 по делу N А27-14074/2016 (судья Конарева И.А.) по заявлению Чекалина Александра Александровича (г. Кемерово, ОГРН 313420524800079, ИНН 420592113469) к Администрации города Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869, г. Кемерово, пр. Советский, 54), при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области (ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 3Г); Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, г. Москва, пер. Орликов, дом 10, стр. 1) об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Чекалин Александр Александрович обратился в Арбитражный суд Кемеровской области к Администрации города Кемерово (далее - Администрация) с заявлением о признании с 23.04.2009 земельного участка с кадастровым номером 42:04:031:6001:18, общей площадью 214295 кв.м., землей особо охраняемых территорий и объектов, расположенной в территориальной зоне С2-зоне расположения (функционирующих и закрытых) кладбищ смешанного и традиционного захоронения с вспомогательными зданиями, строениями и сооружениями, а также зданиями строениями и сооружениями, предназначенными для захоронения.
Решением арбитражного суда от 17.10.2016 (резолютивная часть объявлена 10.10.2016) в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Чекалин А.А, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что суд неправомерно отказал в проведении экспертизы с целью установления границ кладбища и определения территориальной зоны С2. Устранение нарушений прав истца возможно путем отграничения земельного участка, занятого кладбищем от остальной части. Суд пришел к неправильному выводу об оспаривании истцом ответов Администрации и нарушении трехмесячного срока на подачу заявления.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
На основании ч.3 ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Материалами дела установлено, что 23.04.2009 между Баевой Ларисой Викторовной (продавец) и Чекалиным Александром Александровичем (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка.
В соответствии с указанным договором Баева Л.В. продала, а Чекалин А.А. купил за 50 000 руб. земельный участок общей площадью 214 000 кв. м., расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, п. Южный, кадастровый номер 42:04:0316001:18, категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база.
27.05.2009 Чекалиным А.А. получено свидетельство о государственной регистрации права серии 42 АВ N 992941, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.05.2009 сделана запись о регистрации за N42-42-01/121/2009-175.
Полученная кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 42:04:0316001:18 содержала следующую информацию: категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - производственная база.
Предприниматель произвел раздел земельного участка с кадастровым номером 42:04:0316001:18 на три земельных участка: с кадастровым номером 42:04:0316001:75, общей площадью 1440 кв. м.; с кадастровым номером 42:04:0316001:77, общей площадью 47 873 кв. м.; с кадастровым номером 42:04:0316001:76, общей площадью 164 987 кв. м.
В 2011 году, осуществляя межевание и устанавливая границы земельного участка на местности, предприниматель обнаружил, что большая часть приобретенного им земельного участка занята кладбищем и используется муниципальным предприятием "Спецбюро" Администрации г. Кемерово как место захоронений - кладбище "Центральное 4".
28.01.2015 Чекалин А.А. обратился в администрацию г. Кемерово о предоставлении сведений относительно границ земельного участка с кадастровым номером 42:04:0316001:76 общей площадью 164 987 кв. м.
25.02.2015 истцом получено письмо Администрации города Кемерово, что земельный участок с кадастровым номером 42:04:0316001:76 общей площадью 164 987 кв. м. находится в границах города Кемерово согласно Закону Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ФЗ "О статусе и границах муниципальных образований". Согласно ответу от 25.02.2015 N 06-02-05-01/515-1 Администрация города Кемерово сообщила, что земельные участки: с кадастровым номером 42:04:0316001:75 общей площадью 1440 кв. м.; с кадастровым номером 42:04:0316001:77 общей площадью 47 873 кв. м.; с кадастровым номером 42:04:0316001:76 общей площадью 164 987 кв. м. располагаются в территориальной зоне С2 - зоне расположения (функционирующих и закрытых) кладбищ смешанного и традиционного захоронения с вспомогательными зданиями, строениями и сооружениями, предназначенными для погребения. Градостроительный регламент зоны предусматривает в качестве основного вида разрешенного использования земельных участков - существующие кладбища.
31.08.2015 предприниматель обратился в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Кемеровской области и в Администрацию города Кемерово с обращением об изменении статуса земельного участка с кадастровым номером 42:04:0316001:18.
20.10.2015 Администрация города Кемерово сообщила, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне С2 - зоне расположения (функционирующих и закрытых) кладбищ смешанного и традиционного захоронения с вспомогательными зданиями, строениями и сооружениями, а также зданиями строениями и сооружениями, предназначенными для захоронения. Градостроительный регламент зоны С2 предусматривает в качестве основного вида разрешенного использования земельный участков - "кладбища, крематории, места захоронения, соответствующие культовые сооружения".
11.01.2016 истцом получен ответ Управления городского развития Администрации города Кемерово, которым оно отказало в принятии решения об изменении назначения земельного участка и указало на необходимость решить вопрос о переводе земель из одной категории в другую, изменении назначения и статуса земельного участка в судебном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Чекалина А.А. с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из пропуска предпринимателем трехмесячного срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Кроме того, из заявления предпринимателя не усматривается, каким образом оспариваемым отказом Администрации в изменении назначения спорного земельного участка нарушены права и законные интересы Чекалина А.А. и как они будут восстановлены в случае удовлетворения заявленного требования.
Выводы суда соответствуют материалам дела.
Исходя из положений ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198, ч.2 ст.201 АПК РФ, п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, следует проверить соответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 42:04:0316001:18 видно, что он относится к землям населенных пунктов; разрешенное использование - производственная база.
На основании ст.ст.1, 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным в виде земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Часть 1 ст.394 НК РФ определяет, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в том числе расположенных на территории поселений и занятых жилищным фондом - 0,3 процента; в отношении прочих земельных участков - 1,5 процента.
Часть 2 названной нормы НК РФ определяет, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельных участков.
Как установлено судом и не отрицается предпринимателем, на спорный земельный участок наложен арест.
Администрация письмом от 11.01.2016 N 06-02-06-01/1-3 сообщила предпринимателю, что приобретение спорного земельного участка в муниципальную собственность невозможно, в том числе и по причине его ареста, с учетом чего предпринимателю предложено решить вопрос о передаче спорного земельного участка в судебном порядке (л.д.37 т.1).
Полагая, что на основании п.8 ст. 3 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" акт об отказе в переводе земель и земельных участков может быть обжалован в суд, предприниматель со ссылкой на ст.ст.13 ГК РФ, п.2 ст.201 ГК РФ подал исковое заявление.
По мнению предпринимателя, отсутствие у земельного участка с кадастровым номером 42:04:0316001:18 общей площадью 214295 кв.м. с 23.04.2009 статуса разрешенного использования земельных участков - "кладбища, крематории и места захоронения; соответствующие культовые сооружения", расположенного в территориальной зоне С2- зоне расположения (функционирующих и закрытых) кладбищ смешанного и традиционного захоронения с вспомогательными зданиями, строениями и сооружениями, а также зданиями строениями и сооружениями, предназначенными для захоронения, обязывает предпринимателя уплачивать налоги как собственника земельного участка с разрешенным использованием: производственная база.
Кроме того, установление у спорного земельного участка требуемого разрешенного использования позволит предпринимателю обратиться в Администрацию с целью выкупа земельного участка с кадастровым номером 42:04:0316001:18 общей площадью 214295 кв.м. Формально являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 42:04:0316001:18, истец фактически лишен права использовать принадлежащий ему участок в соответствии с его разрешенным назначением - производственная база.
Исследовав содержание заявления предпринимателя, представленные в материалы дела предпринимателем документы, суд пришел к выводу о том, что им фактически оспаривается отказ Администрации в изменении назначения земельного участка с кадастровым номером 42:04:0316001:18 общей площадью 214295 кв.м. с разрешенным использованием: производственная база.
Между тем, документов, подтверждающих соблюдение порядка по переводу земель или земельных участков из одной категории в другую, истцом не представлено.
Письмо Администрации от 11.01.2016 N 06-02-06-01/1-3 указывает на невозможность приобретения спорного земельного участка в муниципальную собственность и решение данного вопроса в судебном порядке.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что все земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделены на 7 категорий, в том числе земли населенных пунктов (п. 2 ч. 1 ст. 7), которыми признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ).
Исходя из п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
В соответствии с п.1 ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении, находящихся в частной собственности. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Законом о переводе земель.
Пунктом 1 ст.4 Закона о переводе земель предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случаях:
- установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
- наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии с п.1 ст.213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Согласно п. 2 ст.15 ФЗ "О погребении и похоронном деле" решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
Места погребения могут быть:
по принадлежности - государственные, муниципальные;
по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские;
по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
Земли военных и гражданских захоронений отнесены к землям историко-культурного назначения. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством ( ст. 99 Земельного кодекса РФ).
С учетом изложенного, земельные участки с видом разрешенного использования "под размещение кладбища" не могут находиться в частной собственности и соответственно требование о признании с 23.04.2009 земельного участка с кадастровым номером 42:04:031:6001:18, общей площадью 214295 кв.м., землей особо охраняемых территорий и объектов, расположенной в территориальной зоне С2-зоне расположения (функционирующих и закрытых) кладбищ смешанного и традиционного захоронения с вспомогательными зданиями, строениями и сооружениями, а также зданиями строениями и сооружениями, предназначенными для захоронения, заявлено не обоснованно.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно отказал в проведении экспертизы с целью установления границ кладбища и определения территориальной зоны С2, отклоняется судом.
По смыслу ч.1 ст. 82 АПК РФ назначение экспертизы является правом суда, а не его обязанностью. Необходимость разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний, определяется судом, разрешающим данный вопрос.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 09.03.2011 N 13765/10 по делу N А63-17407/2009, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. Если необходимость проведения экспертизы отсутствует, суд отказывает в ходатайстве о назначении судебной экспертизы.
Рассмотрев ходатайство предпринимателя, и учитывая предмет иска и обстоятельства рассматриваемого дела, возражения Администрации, суд не усмотрел оснований для назначения судебной экспертизы с целью установления границ кладбища "Центральное - 4", поскольку данное обстоятельство не входит в круг обстоятельств, подлежащих установлению в рамках заявленного требования.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске предпринимателем срока на обращение в арбитражный суд.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из ответов Администрации, они датированы 25.02.2015 (N 06-02-05-01/515-1), от 20.10.2015 (N06-02-06-01/2957) и 11.01.2016 (N06-02-06-01/1-3) и получены предпринимателем своевременно.
Между тем, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением только 06.07.2016, то есть с пропуском установленного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении.
Ссылки подателя жалобы на неверность вывода суда об оспаривании истцом отказа Администрации об изменении статуса земельного участка со ссылкой на письма ответчика, подлежат отклонению, поскольку опровергаются содержанием искового заявления.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.10.2016 по делу N А27-14074/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14074/2016
Истец: Чекалин Александр Александрович
Ответчик: Администрация города Кемерово
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Григорьева Лилия Михайловна, Кемеровский районный суд
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11222/16