Требование: о взыскании долга, о признании незаконным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А40-199023/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: |
Кочешковой М.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.11.2016 по делу N А40-199023/16,
принятое судьей Е.А. Аксеновой,
по исковому заявлению ЗАО "Юропиан Медикал Сентер"
к Московской областной таможне
об оспаривании решения, взыскании;
при участии:
от заявителя: |
Божор М.Ю. по доверенности от 27.07.2016; |
от заинтересованного лица: |
Кучма А.П. по доверенности от 30.12.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Юропиан Медикал Сентер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к Московской областной таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным отказа в возврате авансовых платежей в размере 74 375 руб., взыскании суммы авансовых платежей в размере 74 375 руб., процентов за несвоевременный возврат авансовых платежей в размере 5 211 руб.
Решением от 29.11.2016 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела, в период 2011-2013 г.г. Общество произвело авансовые платежи на общую сумму 359 000 руб. в адрес Московской областной таможни следующими платежными поручениями: N 2698 от 19.05.2011 на сумму 80 000 руб.; N 2699 от 19.05.2011 на сумму 22 000 руб.; N 2987 от 01.06.2011 на сумму 22 000 руб.; N 2988 от 02.06.2011 на сумму 80 000 руб.; N 8927 от 21.12.2012 г. на сумму 30 000 руб.; N 1598 от 25.02.2013 на сумму 125 000 руб.
В вышеуказанный период общая сумма таможенных пошлин, фактически уплаченных Истцом, составила 281 602,58 руб., что подтверждается следующими таможенными декларациями: 10130090/030611/0045367 от 03.06.2011 - сумма пошлины 96 856,69 руб., N 10130142/271212/0008083 от 27.12.2012 - сумма пошлины 30 000 руб., N 10130142/270213/0001205 от 27.02.2013 - сумма пошлины 154 745,89 руб.
Истцом не были использованы денежные средства в размере, равном разнице между суммой платежей, перечисленных Истцом в адрес Ответчика, и суммой таможенных пошлин, указанной в оформленных Истцом таможенных декларациях, а именно - 77 397 руб. 42 коп.
09.10.2015 Истец обратился к Ответчику с заявлением о возврате авансовых платежей. 27.10.2015 таможенный орган вернул заявление Общества без рассмотрения, при этом в качестве основания для возврата заявления, отсутствие в комплекте документов, приложенных к заявлению, нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации Общества.
Арбитражный суд г. Москвы решением от 04.05.2016 по делу N А40-14185/2016 признал действия таможенного органа по возвращению заявления ЗАО "Юропиан Медикал Сентер" незаконными и обязал Московскую областную таможню рассмотреть заявление Общества от 09.10.2015 о возврате авансовых платежей. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.05.2016 было оставлено в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016.
Заявление о возврате авансовых платежей от 09.10.2015 было повторно предъявлено Ответчику 08.08.2016.
Письмом от 12.08.2016 N 17-23/33681 Обществу было отказано в рассмотрении заявления о возврате авансовых платежей с мотивировкой "согласно электронной базе данных Московской областной таможни денежные средства, внесенные на субсчет Московской областной таможни платежным документом N 1598 от 25.02.2013 г. израсходованы по ТД N 10130142/270213/0001205 в полном объеме".
Однако, по состоянию на дату оформления указанной таможенной декларации, а именно на 27.02.2013 сумма неизрасходованных авансовых платежей составляла 232 143 руб. 31 коп.
Письмом от 30.08.2016 Общество направило в таможенный орган письменные пояснения о суммах поступивших авансовых платежей и таможенных пошлин, оплаченных Обществом, с требованием рассмотреть заявление от 09.10.2015 г. по существу.
06.09.2016 г. таможенный орган письмом N 17-23/37434 отказал Заявителю в возврате авансовых платежей со ссылкой на то обстоятельство, что заявление о возврате авансовых платежей может быть подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей, при этом, Ответчик сообщил, что заявление ЗАО "Юропиан Медикал Сентер" от 09.10.2015 г. было рассмотрено и направлен ответ письмом от 12.08.2016 г. N 17-23 N 17-23/33681". Одновременно в указанном отказе Ответчик указал, что заявление о возврате авансовых платежей подлежит возврату без рассмотрения.
Не согласившись с данными обстоятельствами, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.122 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что в отчете ответчика о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, по состоянию на 05.09.2016 содержится запись о том, что денежные средства, в размере 74 375 руб., учтены в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета на основании акта списания ПП N 10130000/621 от 29.02.2016, через 3 года со времени поступления платежа в размере 125 000 руб. по таможенной декларации от 27.02.2013.
В отчете таможенного органа содержится запись о списании 07.07.2015 денежных средств в размере 1 581,83 руб., таким образом, общая сумма списанных таможенным органом денежных средств составляет 75 956,83 руб., что соответствует сумме авансовых платежей, возврата которой требовал Заявитель.
Судом, в рамках дела N А40-14185/2016 установлено, что заявление ЗАО "Юропиан Медикал Сентер" от 09.10.2015 г. было подано в соответствии с требованиями Федерального закона N 3 11-ФЗ и должно считаться поступившим ответчику в день, указанный в отметке на заявлении - 09.10.2015.
Статьей 122 Федерального закона N 311-ФЗ закреплен порядок возврата авансовых платежей, аналогичный правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником) в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Из содержания данной нормы Закона следует, что исчисление срока на возврат авансовых платежей с даты поступления денежных средств на счет Федерального казначейства производится только в том случае, когда данные суммы не были востребованы ввиду отсутствия соответствующего распоряжения лица, внесшего такой аванс.
В случае использования авансовых средств для целей исполнения обязанностей в рамках таможенных отношений, указанный срок исчисляется с последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, под которым понимается, исходя из положений Федерального закона N 311-ФЗ, не только представление таможенной декларации, но и списание либо взыскание данных средств таможенным органом.
Следовательно, в ситуации, когда плательщик осуществляет внешнеэкономические операции, вступая в таможенные отношения с соответствующим таможенным органом, независимо от формы списания авансовых платежей - по распоряжению плательщика либо в результате действий таможенного органа, авансы утрачивают признак невостребованных средств и подлежат возврату в течение трех лет с момента последнего распоряжения авансовыми средствами плательщика, имеющимися на счете Федерального казначейства, безотносительно даты зачисления отдельных платежей.
Как верно отметил суд первой инстанции, иное толкование положений статей 121 - 122 Федерального закона N 311-ФЗ нарушает баланс между частными и публичными интересами в сфере таможенных отношений, возлагая на плательщика, внесшего авансовые платежи на счет Федерального казначейства и осуществившего декларирование, дополнительную обязанность по контролю за действиями таможенного органа, производящего списание средств в пределах лимита внесенного аванса, в целях исключения случаев необоснованного первоочередного зачета авансовых платежей по платежным документам, имеющим более позднюю дату.
Учитывая изложенное, авансовые платежи, подлежащие возврату таможенными органами, имеют статус излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.
Таким образом, правильно применив номы права, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что требования заявителя ) о признании незаконным отказа в возврате авансовых платежей в размере 74 375 руб., взыскании суммы авансовых платежей в размере 74 375 руб. подлежат удовлетворению.
Обществом было заявлено требование о взыскании процентов за несвоевременный возврат авансовых платежей в размере 5 211 руб.
Как верно указал суд первой инстанции, случаи уплаты процентов, порядок их взыскания и возврата перечислены в статье 120 Закона N 311-ФЗ, частью 5 которой установлено, что уплата процентов в случае, предусмотренном частью 6 статьи 147 настоящего Федерального закона, производится в соответствии с указанной статьей.
В соответствии с ч.6 ст.147 Федерального закона N 311-ФЗ общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не может превышать 1 месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов, проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, исчисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Согласно представленному Истцом расчету, сумма процентов, подлежащая взысканию с таможенного органа, составляет 5 211 руб., расчет судом повторно проверен и является верным.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, по мнению суда, они противоречат доказательствам, содержащимся в материалах дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.11.2016 по делу N А40-199023/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-199023/2016
Истец: ЗАО "ЮРОПИАН МЕДИКАЛ СЕНТЕР", ЗАО "Юропикан Медикал Сентер"
Ответчик: Московская областаная таможная, Московская областная таможня, Московская областная таможня Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ