Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А26-1930/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33394/2016) ООО "Вега-Союз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2016 по делу N А26-1930/2016 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению ООО "Вега-Союз"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (ОГРН: 1071038000967, адрес: 186120, Россия, Республика Карелия, пгт. Пряжа, ул. Строительная, д. 10, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН: 1091001011265, адрес: 185035, Россия, Республика Карелия г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, 4, далее - Инспекция) от 30.12.2015 N 049/138/13-12 ГЖИ.
Решением суда от 28.10.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка исполнения Обществом лицензионных требований, установленных законодательством Российской Федерации, по результатам которой выдано предписание N 12/138/13-12 ГЖИи от 21.07.2015. Указанным предписанием Обществу вменено в обязанность в срок до 15.09.2015 обеспечить потребителям в многоквартирных домах N 12 и N 15 по улице Центральной в поселке Эссойла Эссойльского сельского поселения оказание коммунальной услуги по электроснабжению, и представить доказательства, подтверждающие участие управляющей организации в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в качестве исполнителя коммунальной услуги (договор энергоснабжения, иные документы).
В ходе проведения внеплановой проверки исполнения предписания N 12/138/13-12 ГЖИи от 21.07.2015 Инспекцией установлено, что Общество требуемые действия не совершило, документы, подтверждающие заключение соответствующего договора, не предоставило, ввиду чего выдано предписание N029/138/13-12 ГЖИи от 15.10.2015 аналогичного содержания со сроком исполнения - до 01.12.2015.
В целях проверки исполнения предписания от 15.10.2015 Инспекцией издано распоряжение о проведении соответствующей внеплановой проверки. В ходе проверки выявлено и в акте от 30.12.2015 отражено, что Обществом ранее выданное предписание не исполнено, в связи с чем Инспекцией вынесено предписание N 049/138/13-12 ГЖИи со сроком исполнения - до 01.03.2016.
В соответствии с данным предписанием Общество обязано обеспечить потребителям в многоквартирных домах N 12 и N 15 по улице Центральной в поселке Эссойла предоставление коммунальной услуги по электроснабжению, а также представить документы, подтверждающие участие управляющей организации в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в качестве исполнителя коммунальной услуги.
Обществом вышеуказанные предписания обжалованы в Арбитражный суд Республики Карелия.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2016 по делу N А26-10615/2015 Обществу отказано в признании недействительным предписания N 12/138/13-12 ГЖИи от 21.07.2015. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 19.07.2016 по делу N А26-2105/2016 Обществу отказано в признании недействительным предписания N 029/138/13-12 ГЖИи от 15.10.2015.
В рамках настоящего дела оспаривается предписание N 049/138/13-12 ГЖИи от 30.12.2015.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
Частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран или изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Согласно пункту 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2014 N 124 (далее - Правила N 124), управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Следовательно, обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальных ресурсов в интересах потребителей коммунальных услуг является обязанностью управляющей организации по отношению к потребителям коммунальных услуг.
Пунктом 1.7 договора управления многоквартирного дома определено, что управляющая организация (Общество) обеспечивает организацию предоставления коммунальных услуг путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку энергоресурсов.
Таким образом, как правомерно указано судом, управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор ресурсоснабжения.
Как установлено судом на основании материалов дела, услуга по электроснабжению в многоквартирном доме оказывается ОАО "Карельская сбытовая компания", являющейся ресурсоснабжающей организацией, с которой Обществом не заключен договор на поставку коммунальных ресурсов в интересах собственников помещений, заключивших с ним договоры управления.
Доводы подателя жалобы о том, что в настоящее время действует агентский договор от 01.10.2008, заключенный между заявителем и ОАО "Карельская сбытовая компания" о предоставлении услуг по электроснабжению, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку указанный договор расторгнут агентом в одностороннем порядке согласно уведомлению от 27.02.2015 N 021-41-13494.
В связи с этим суд правомерно указал, что поскольку Обществом не заключен договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, у Инспекции имелись основания для вынесения оспариваемого предписания.
В апелляционной жалобе Общество повторило свою позицию, изложенную в заявлении, всем доводам Общества суд первой инстанции дал надлежащую оценку.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2016 по делу N А26-1930/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1930/2016
Истец: ООО "Вега-Союз"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Карелия