город Ростов-на-Дону |
|
26 июля 2017 г. |
дело N А53-9772/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 30.12.2017 N дов3-37 - Юнусов К.Т., удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алко-Лига"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2017 по делу N А53-9772/2017, принятое судьей Колесник И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алко-Лига"
(ИНН 6155061053, ОГРН 1116182000880)
к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алко-Лига" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление; Росалкогольрегулирование) о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Заявленные требования мотивированы наличием в рассматриваемом случае оснований для применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемое постановление является законным, оснований для его отмены не имеется, административное наказание назначено правомерно и обоснованно.
Общество с ограниченной ответственностью "Алко-Лига" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2017 отменить. В апелляционной жалобе общество приводит доводы о неправомерном отказе судом первой инстанции в замене назначенного административного штрафа на предупреждение.
В отзыве на апелляционную жалобу управление возражало на доводы апелляционной жалобы, настаивало на законности вынесенного судом первой инстанции решения.
В судебном заседании суд протокольным определением удовлетворил ходатайство ООО "Алко-Лига" общества о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Представитель управления возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя управления о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО "Алко-Лига" от 01.12.2016 N 1049 уполномоченным лицом управления в период с 06.12.2016 по 22.12.2016, проведена внеплановая выездная проверка.
Согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Алко-Лига" зафиксирована информация о поставках алкогольной продукции после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции, согласно следующим товарно-транспортным накладным: 206, 285, 360, 661, 678, 723, 749, 762, 811, 1567, 1627, 1696, 1792, 1815, 1962, 4666, 6493, 6412, 6144, 6225, 6397, 5817.
Из сведений, содержащихся в единой государственной автоматизированной информационной системе, следует, что согласно Отчету об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Алко-Лига" информации об отгрузке алкогольной продукции по ТТН N 792 от 09.02.2016 в адрес ООО "ГОР" (ИНН:6155000170). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил - 3,1 дал (код вида продукции 200).
Исследовав представленные обществом товаротранспортные накладные, декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 6 за 1, 2 кварталы 2016 года, а также сведений содержащихся в ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что обществом в ЕГАИС зафиксированы недостоверные сведения об объемах поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции по нижеследующим ТТН:
1 N 1962 от 11.03.2016 (код 200) Объем, отраженный в ТТН - 3,85 дал; Объем, отраженный в декларации (Приложение N 6) - 3,85; Объем, зафиксированный в ЕГАИС - 0,05 дал; разница - 3,8 дал.
2 N 1993 от 14.03.2016, (код 200) Объем, отраженный в ТТН, дал- 0,575; Объем, отраженный в декларации (Приложение N 6) - 0,57дал; Объем, зафиксированный в ЕГАИС - 0,3дал; разница - 0,275 дал.
3 N 723 от 08.02.2016 (код 461) Объем, отраженный в ТТН, дал - 11,925; Объем, отраженный в декларации (Приложение N 6) - 11,925дал; Объем, зафиксированный в ЕГАИС - 11,25 дал; разница - 0,675 дал.
4 N 285 от 20.01.2016, (код 402,421,450) Объем, отраженный в ТТН, 2,025 дал; Объем, отраженный в декларации (Приложение N 6) - 2,025 дал; Объем, зафиксированный в ЕГАИС - 2,025 дал; 2,05 дал; разница - 0,025 дал.
5 N 360 от 22.01.2016 (код 402,403) Объем, отраженный в ТТН - 5,4 дал; Объем, отраженный в декларации (Приложение N 6) - 3,375 дал ; Объем, зафиксированный в ЕГАИС - 3,38 дал; разница - 2,025дал; 2,02 дал; 0,005 дал.
6 N 811 от 10.02.2016 (код 402,403) Объем, отраженный в ТТН - 0,6 дал; Объем, отраженный в декларации (Приложение N 6) - 0,6 дал; Объем, зафиксированный в ЕГАИС - 0,61 дал; разница - 0,01 дал.
7 N 1567 от 02.03.2016 (код 200,260) Объем, отраженный в ТТН 4,892 дал; Объем, отраженный в декларации (Приложение N 6) - 4,892дал; Объем, зафиксированный в ЕГАИС - 4,89 дал; разница - 0,002 дал;
8 N 4228 от 27.04.2016, (261,461) Объем, отраженный в ТТН 2,6 дал; Объем, отраженный в декларации (Приложение N 6) - 2,65 дал.; Объем, зафиксированный в ЕГАИС - 2,5дал; разница - 0,15 дал.
9 N 6412от09.06.2016 (200,461) Объем, отраженный в ТТН - 2,425 дал.; Объем, отраженный в декларации (Приложение N 6) - 2,425 дал; Объем, зафиксированный в ЕГАИС - 2,43дал; разница - 0,005 дал.
10 N 6144 от 03.06.2016 (260) Объем, отраженный в ТТН - 1,992 дал; Объем, отраженный в декларации (Приложение N 6) - 1,992 дал; Объем, зафиксированный в ЕГАИС - 1,99 дал; разница - 0,002 дал.
11 N 6225 от 06.06.2016 (260) Объем, отраженный в ТТН - 15,984 дал; Объем, отраженный в декларации (Приложение N 6) - 15,984 дал; Объем, зафиксированный в ЕГАИС - 15,98 дал; разница - 0,004 дал.
12 N 4519 от 02.05.2016 (200, 260, 261) Объем, отраженный в ТТН - 28,75 дал; Объем, отраженный в декларации (Приложение N 6) - 28,75 дал; Объем, зафиксированный в ЕГАИС - 28,4 дал; разница - 0,35 дал.
Факт отгрузки алкогольной продукции ООО "Алко-Лига" в адреса организаций подтверждается представленными обществом сопроводительными документами (товарно-транспортными накладными, справками по форме А и Б к ТТН), декларацией об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме приложения N 6) за 1 и 2 кварталы 2016 года; распечатками отчетов об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 из ЕГАИС.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.12.2016.
22.12.2016 главным специалистом-экспертом отдела контроля за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
13.01.2016 врио руководителя Управления вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 09-16/1241, которым общество с ограниченной ответственностью "Алко-Лига" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Считая указанные нарушения незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны производить учет и декларирование объема их производства и оборота.
Правила функционирования ЕГАИС утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с пунктом 21 Правил, направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149.
В соответствии с абзацем первым пункта 5.1.1 приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено, что в нарушение приведенных положений законодательства, ООО "Алко-Лига" осуществляло оборот алкогольной продукции с нарушением установленного порядка учета представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ, является доказанным.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом не представлено надлежащих доказательств принятия всех необходимых мер по соблюдению установленного порядка учета и сроков представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции.
ООО "Алко-Лига", являясь профессиональным участником алкогольного рынка и осуществляя деятельность по закупке, хранению и поставки алкогольной продукции, знало и допускало, что отсутствие фиксации, несвоевременная фиксация и фиксация в ЕГАИС недостоверных сведений может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде мер административного воздействия.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для замены назначенного обществу наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
В силу статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что допущенное обществом правонарушение в виде нарушения порядка фиксации в ЕГАИС операций оборота алкогольной продукции, в том числе несвоевременной фиксации сведений и полного отсутствия сведений о некоторых операций поставки, представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2001 N 74-0, от 24.04.2002 N 99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.
Таким образом, нарушение порядка и сроков фиксации объемов оборота алкогольной продукции создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере. Совершенное обществом правонарушение препятствует осуществлению надлежащего государственного контроля в части отслеживания легальности оборота алкогольной продукции, который в том числе обусловлен необходимостью защиты жизни и здоровья граждан (пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 N 17-П).
При таких обстоятельствах, основания для замены административного наказания на предупреждение отсутствуют.
Административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ.
Таким образом, постановление МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО от от 21.10.2016 N 09-16/950 о привлечении ООО "Алко-Лига" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей, является законным.
Процессуальных нарушений требований КоАП РФ, обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, судом первой инстанции правомерно не установлено.
Обстоятельств, свидетельствующих об исключительности случая совершения правонарушения, материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2017 по делу N А53-9772/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Алко-Лига"
ИНН 6155061053, ОГРН 1116182000880 из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 15.06.2017 N 229 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (Три тысячи) рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9772/2017
Истец: ООО "АЛКО-ЛИГА"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ