Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
26 января 2017 г. |
А55-25848/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Скорпион" - представитель не явился, извещен,
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области - представителя Рамазановой Э.М. (доверенность от 14.07.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Скорпион"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2016 года по делу N А55-25848/2016 (судья Лихоманенко О.А.),
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Скорпион", Самарская область, г. Кинель,
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области (далее - Территориальный орган Росздравнадзора по Самарской области, административный орган) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Скорпион" (далее - ООО "Скорпион, общество) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2016 года заявление удовлетворено, общество с ограниченной ответственностью "Скорпион" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2016 года по делу N А55-25848/2016 в части административного штрафа, применив положения ст. 4.1. КоАП РФ, и снизив размер штрафа до 50 000 рублей. Податель жалобы указывает на неподтверждение события вменяемого административного правонарушения, а также ссылается на устранение нарушения, отсутствие умысла и просит снизить размер штрафа.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО "Скорпион" не явился, общество извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Представитель административного органа в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2016 года по делу N А55-25848/2016 оставить без изменения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно п.п. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность, (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
ООО "Скорпион" имеет лицензию N ЛО-63-01-002663 от 02.07.2014 на осуществление медицинской деятельности по адресу: 443031, г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, д. 135Б, 1 этаж, к. N 27, 28, 30, 31, 32.
Условия осуществления этого лицензируемого вида деятельности определяются "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 291 от 16.04.2012 (далее - Положение).
На основании информации, поступившей 24.08.2016 от главного врача ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 7", по вопросу соблюдения требований федерального законодательства к порядку проведения периодического медицинского осмотра, проведенного ООО "Скорпион" работникам ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара" в 2015 году, Территориальным органом Росздравнадзора по Самарской области принято решение о проведении внеплановой проверки.
В результате внеплановой документарной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности ООО "Скорпион", проведенной Территориальным органом Росздравнадзора по Самарской области в период с 26.09.2016 по 07.10.2016, выявлены нарушения положений Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах здравоохранения граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ от 21.11.2011), Порядка проведения обязательных предварительных и периодических осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров), а также приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" и от 20.12.2012 N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства", которые зафиксированы в акте проверки N 92-М от 07.10.2016.
В частности, в период с апреля по ноябрь 2015 года, в соответствии с заключенным между ООО "Скорпион" и ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара" договором от 21.04.2015 на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, был проведен периодический осмотр 4160 работников ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара", из них 1439 женщин, что подтверждается заключительными актами от 29.04.2015, 29.10.2015, 17.11.2015, составленными в соответствии с договором.
Однако, при проведении первичных и периодических медосмотров в ООО "Скорпион" не оформлялась медицинская карта амбулаторного больного (форма 025/у), утвержденная Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению".
В представленной медицинской документации отсутствует информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства, являющееся обязательным в соответствии со ст.20 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 и Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства".
Во всей представленной медицинской документации, на бланке результатов бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования у женщин отсутствует номер исследования и печать организации, проводившей данное исследование. Представлен договор на оказание платных медицинских услуг от 02.03.2015 N 25/13, заключенный между ООО "Скорпион" и ООО "СамБио". Предметом договора является выполнение анализов (проведение лабораторных исследований) биологического материала пациентов (физических лиц), предоставляемого заказчиком. Однако, по документам, представленным ООО "СамБио" (отчет по исследованиям по договору N 25/13), бактериологическое (на флору) и цитологическое (на атипичные клетки) исследования у женщин-работниц ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара" в 2015 году не проводились. OAK проведен у 1103 работников ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара", в то время, как осмотр проведен у 4160 работников, из них 1439 женщин.
Также, в представленной медицинской документации, отсутствует информация, где проведено рентгенологическое обследование и номер обследования. Представлен договор на оказание платных медицинских услуг от 14.05.2015 N 67-ПУ/15, заключенный между ООО "Скорпион" и ГБУЗ СО "Самарская ГП N 3". Предметом договора является флюорографическое исследование сотрудников. Однако, по информации, полученной из ГБУЗ СО "Самарская ГП N 3" от 03.10.2016, флюорографическое исследование работникам ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара" в 2015 году не проводилось.
В то же время, как следует из экстренного извещения N 658 от 05.05.2016, у работника ЗАО ГК "Электрощит" 08.04.2016 выявлен туберкулез легких с бактериовыделением (впервые выявлен в 2015 году).
В представленной медицинской документации от 12.05.2015 на работника Саяпину М.Ю. 1971 г.р. и медицинской документации от 13.07.2015 на работника Петрухину Т.А., 1975 г.р. отсутствуют обязательный набор клинических анализов: результаты маммографии или УЗИ молочных желез.
Территориальный орган Росздравнадзора по Самарской области указывает, что указанные нарушения создают угрозу для здоровья граждан - пациентов ООО "Скорпион" и в силу п.6 Положения являются грубым нарушением лицензионных требований.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении N 102/16 АП от 07.10.2016, составленным должностным лицом административного органа в соответствии со своими полномочиями, определенными ст. 28.3 КоАП РФ, по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Материалами дела, в полном объеме подтверждены и доказаны вменяемые обществу нарушения требований действующего законодательства в области здравоохранения и лицензионных требований.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.79 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Подпунктами 10 и 29 приложения N 2 Порядка проведении предварительных и периодических медицинских осмотров установлено, что при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в 2-х проекциях (прямая и правая боковая) легких; биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.
В ходе проверки установлено, что во всей представленной медицинской документации ООО "Скорпион", на бланке результатов бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования у женщин отсутствует номер исследования и печать организации, проводивший данное исследование.
Административный орган указывает, что между ООО "Скорпион" и ООО "СамБио" заключен договор на оказание платных медицинских услуг от 02.03.2015 N 25/13.
Предметом указанного договора является выполнение анализов (проведение лабораторных исследований) биологического материала пациентов (физических лиц), предоставляемого заказчиком. Однако, по документам, представленным ООО "СамБио" в административный орган (отчет по исследованиям по договору N 25/13), бактериологическое (на флору) и цитологическое (на атипичные клетки) исследования у женщин - работников ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара" в 2015 году не проводились. OAK проведен у 1103 работников ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара", в то время, как осмотр проведен у 4160 работников, из них 1439 женщин.
Также, в представленной медицинской документации ООО "Скорпион", отсутствует информация, где проведено рентгенологическое обследование и номер обследования.
Административный орган указывает, что между ООО "Скорпион" и ГБУЗ СО "Самарская ГП N 3" заключен договор на оказание платных медицинских услуг от 14.05.2015 N 67-ПУ/15.
Предметом указанного договора является флюорографическое исследование сотрудников. Однако, по информации, полученной административным органом из ГБУЗ СО "Самарская ГП N 3" от 03.10.2016, следует, что флюорографическое исследование работникам ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара" в 2015 году не проводилось.
В то же время, как следует из экстренного извещения N 658 от 05.05.2016, у работника ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара" 08.04.2016 выявлен туберкулез легких с бактериовы-делением, (впервые выявлен в 2015 году).
В представленной медицинской документации от 12.05.2015 на работника Саяпину М.Ю. 1971 г.р. и медицинской документации от 13.07.2015 на работника Петрухину Т.А., 1975 г.р. отсутствуют обязательный набор клинических анализов: результаты маммографии или УЗИ молочных желез.
В ходе судебного рассмотрения дела представитель ООО "Скорпион" не отрицала, что флюорографические исследования работникам ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара" в ходе проведения медицинских осмотров в 2015 году не проводились. Указывает, что работники проходили флюорографические исследования самостоятельно и приносили результаты исследования в ООО "Скорпион".
Указанные доводы судом не принимаются, поскольку наличие у работников ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара" флюорографических исследований не подтверждены какими-либо документами. Кроме того, такая организация проведения медицинских осмотров прямо противоречит Порядку проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
Административный орган указывает, что указанные нарушения допущены во всей медицинской документации, оформленной ООО "Скорпион" на работников ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара" по результатам обследования оформленных заключительными актами от 29.04.2015, 29.10.2015, 17.11.2015, что отражено в акте проверки N 92-М от 07.10.2016, составленном в присутствии директора ООО "Скорпион".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара" со стороны медицинской организации ООО "Скорпион" допущены нарушения Порядка проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, поскольку не подтверждено, что при проведении осмотров проводился весь предусмотренный комплекс клинических анализов крови; клинических анализов мочи, цифровая флюорография или рентгенография в 2-х проекциях (прямая и правая боковая) легких. Не проводилось бактериологическое (на флору) и цитологическое (на атипичные клетки) исследование женщин, а также не проводилась маммография или УЗИ молочных желез женщинам в возрасте старше 40 лет.
Указанные нарушения прямо свидетельствуют о том, что ООО "Скорпион" допустило возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан при проведении медицинских осмотров, оформленных заключительными актами от 29.04.2015, 29.10.2015, 17.11.2015.
Кроме того, административный орган указывает, что при проведении первичных и периодических медосмотров в ООО Скорпион" не оформлялась медицинская карта амбулаторного больного (форма 025/у), утвержденная Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению". В ходе проверки ООО "Скорпион" представлены "Карта предварительного и периодического медицинского осмотров в 2015 году работника", не отвечающая по своей форме утвержденной форме 025/у.
Отсутствие медицинской карты амбулаторного больного (форма 025/у), допущено по результатам обследования работников оформленных заключительными актами от 29.04.2015, 29.10.2015, 17.11.2015, что отражено в акте проверки N 92-М от 07.10.2016, составленном в присутствии директора ООО "Скорпион".
Административный орган также указывает, что во всех представленных медицинских документах о проведении медицинского осмотра, оформленных заключительными актами от 29.04.2015, 29.10.2015, 17.11.2015, отсутствует информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Аналогичный порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства" утвержден Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н.
В соответствии с п. 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается, в том числе, невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", которыми являются возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Тем самым, ООО "Скорпион" нарушило лицензионные требования и условия, установленные подпунктом "а" пункта 5 Положения, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, т.е. осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Между тем, за допущенные нарушения приведенного выше законодательства при проведении медицинских осмотров работников ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара", оформленных заключительными актами от 29.04.2015 и 29.10.2015 истек установленный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Однако, указанное обстоятельство не исключает вины общества и возможности его привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за допущенные выше нарушения при проведении медицинских осмотров работников ЗАО ГК "Электрощит ТМ-Самара", оформленных заключительным актом от 17.11.2015.
Доводы ООО "Скорпион" о возможности применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ допускается возможность замены административного штрафа на предупреждение в случае если субъект малого и среднего предпринимательства совершил административное правонарушение впервые, лишь при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В свою очередь, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
В рассматриваемом случае, судом установлено, что в результате виновных действий ООО "Скорпион" допущено возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, что исключает возможность назначения наказания в виде предупреждения.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, допускающей возможность назначения наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
ООО "Скорпион" не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Кроме того, из представленных документов и финансовой отчетности, судом не усматривается, что имущественное и финансовое положение ООО "Скорпион" не позволит ему выплатить назначенный штраф, предусмотренный санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
При этом, при назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, ранее ООО "Скорпион" к административной ответственности не привлекалось.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность не усматривается, поэтому наказание правомерно определено судом первой инстанции в пределах минимальной санкции ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Доводы жалобы подлежат отклонению.
Ответственность по части 4 ст.14.1 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Нарушение, допущенное обществом, является грубым, под которым понимается в том числе, невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", которыми являются возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Событие правонарушения, наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ подтверждены материалами настоящего дела.
Оснований для снижения штрафа судами первой и апелляционной инстанций не усмотрено.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2016 года по делу N А55-25848/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25848/2016
Истец: Территориальный орган Росздравнадзора по Самарской области
Ответчик: ООО "Скорпион"
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18248/16