Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2017 г. N Ф06-21012/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А49-9027/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01.02.2017 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилье-24" по обслуживанию жилого фонда на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.10.2016 по делу N А49-9027/2016 (судья Дудорова Н.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Жилье-24" по обслуживанию жилого фонда (ИНН 5834045520, ОГРН 1095834000602), г.Пенза, к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, г.Пенза, об оспаривании предписания,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Жилье-24" по обслуживанию жилого фонда (далее - ОАО "Жилье-11" по ОЖФ, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - административный орган) от 27.05.2016 N ПР-417.
Решением от 18.10.2016 по делу N А49-9027/2016 Арбитражный суд Пензенской области в удовлетворении заявления отказал.
ОАО "Жилье-24" по ОЖФ в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в связи с поступлением заявления гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 11 по ул.Герцена в г.Пензе, административный орган на основании приказа от 25.04.2016 N ПУ-1679 провел в отношении управляющей организации (ОАО "Жилье-24" по ОЖФ) внеплановую документарную проверку, в ходе которой выявил факт начисления платы за ремонт и содержание общего имущества за ноябрь 2015 года - апрель 2016 года с нарушением ч.7 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 27.05.2016 N 1091 и вынес предписание от 27.05.2016 N ПР-417, которым обязал общество произвести перерасчет платы собственникам помещений многоквартирного дома N 11 по ул.Герцена в г.Пензе за ремонт и содержащие имущества в соответствии с размером платы, установленным протоколом общего собрания собственников от 04.06.2014 N 1, с ноября 2015 года, исключив дальнейшее начисление платы с применением коэффициента инфляции (срок исполнения - 25.07.2016).
Не согласившись с предписанием административного органа, ОАО "Жилье-24" по ОЖФ обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (ч.2 ст.154 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч.7 ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст.45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 11 по ул.Герцена в г.Пензе (протокол от 04.06.2014 N 1) принято решение о выборе ОАО "Жилье-24" по ОЖФ в качестве управляющей организации и заключении с ним договора с 01.09.2014, об утверждении договора управления многоквартирным домом между ОАО "Жилье-24" по ОЖФ и собственником, а также об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 18 руб. 11 коп. (без учета стоимости обслуживания лифта и уборки л/клеток), в том числе плата за управление многоквартирным домом 10% (без учета НДС) от размера начисленной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
П.5.3 договора управления, заключенного с ОАО "Жилье-24" по ОЖФ, установлено, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома определен сторонами в размере 18 руб. 11 коп. за 1 кв.м. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома на срок, установленный общим собранием, а если решением общего собрания срок не установлен, размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома устанавливается на один год. Если решение такого собрания отсутствует, то размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется в соответствии с установленным на соответствующий период органом местного самоуправления размером платы за содержание и ремонт жилого помещения для муниципального жилищного фонда в г.Пензе.
Ежегодно, не чаще 1 раза в год, размер платы подлежит индексации на индекс инфляции (роста) потребительских цен в Российской Федерации, на месяц, начинающийся тремя месяцами ранее первого числа, в котором производится повышение платы, в процентах к соответствующему месяцу предшествующего года, определенный и официально опубликованный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В счетах-квитанциях собственников помещений в указанном доме (в частности, в счетах-квитанциях по квартире N 25) размер платы за содержание и ремонт с ноября 2015 года увеличился на 15,29% и составил 20,879 руб. с 1 кв.м.
ОАО "Жилье-24" по ОЖФ ссылается на то, что стоимость работ и услуг в размере 18,11 руб. была установлена на год, по истечении года собственники помещений очередное ежегодное собрание не провели, его проведение не инициировали, поэтому при повышении размера платы управляющая организация правомерно руководствовалась п.5.3 договора управления; утвердив договор в предлагаемой редакции и предусмотрев в нем условие о возможности повышения платы за содержание и ремонт на индекс инфляции, не обязательно собирать общее собрание собственников дома с целью рассмотрения вопроса о повышении платы.
Этот довод общества суд первой инстанции обоснованно счел противоречащим действующему жилищному и гражданскому законодательству Российской Федерации.
В силу ст.310 Гражданского кодекса Российской Федерации одностороннее изменение условий договора, если это предусмотрено самим договором, допускается только в отношении обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности обеими сторонами договора.
В данном случае одна из сторон договора, а именно собственник помещения, предпринимательскую деятельность в рамках договора управления не осуществляет.
Как уже указано, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений (ч.7 ст.156 ЖК РФ). Других процедур изменения платы за содержание жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, п.5.3 договора управления, предусматривающий право управляющей организации в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание и ремонт имущества на индекс инфляции, противоречит ст.310 ГК РФ и является ничтожным в силу ст.168 ГК РФ, поскольку ч.1 ст.16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" презюмирует недействительность сделок, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Исходя из изложенного, ОАО "Жилье-24" по ОЖФ не вправе было изменять размер платы за содержание и ремонт в одностороннем порядке (без соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома).
Оспариваемое предписание адресовано надлежащему лицу, является законным и реально исполнимым.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления.
Вывод суда первой инстанции подтверждается судебной практикой (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 27.06.2016 по делу N А49-12510/2015, от 30.06.2016 по делу N А49-12506/2015, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2016 N 304-КГ16-8003).
Довод ОАО "Жилье-24" по ОЖФ о том, что специальные последствия недействительности сделки могут быть применены только судом, а административный орган полномочиями по применению таких последствий не наделен, суд апелляционной инстанции отклоняет.
П.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
Оспариваемым предписанием административный орган обязал ОАО "Жилье-24" по ОЖФ восстановить нарушенные права граждан путем перерасчета платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений и за пределы своих полномочий не вышел.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, со ссылкой на судебные акты по другим делам, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 октября 2016 года по делу N А49-9027/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-9027/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2017 г. N Ф06-21012/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Жилье-24" по обслуживанию жилого фонда, ОАО "Жилье-24" по ОЖФ
Ответчик: Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области