г. Челябинск |
|
22 февраля 2017 г. |
Дело N А07-22905/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2016 по делу N А07-22905/2016 (судья Валеев К.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - административный орган, Управление Росреестра, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республике Башкортостан с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Камаева Загита Вакиловича (далее - АУ Камаев З.В., арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.12.2016 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра (далее также - податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить, заявление о привлечении АУ Камаева З.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Управление Росреестра указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что Управление ссылается на недействующую редакцию п.2 ст.143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а новая редакция п.2 ст.143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" исполнена, в связи с чем, отсутствует состав правонарушения, не соответствует нормам права. В данном случае, процедура конкурсного производства общества с ограниченной ответственностью "Заря" (далее - ООО "Заря") введена решением арбитражного суда от 30.09.2014 по делу NА07-5275/2014, то есть до принятия Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N482-ФЗ). Следовательно, к процедуре конкурсного производства ООО "Заря" применяется старая редакция абз. 11 п.2 ст.143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Также подателем жалобы указано, что выводы суда первой инстанции, что расходы арбитражного управляющего носят предположительный характер, не соответствуют материалам дела. Представляя отчет конкурсного управляющего в июле 2016 года, и указывая неизменную сумму текущих расходов с октября 2015 года, арбитражный управляющий предоставил собранию кредиторов и в суд первой инстанции недостоверную информацию о произведенных расходах.
Выводы суда первой инстанции, что расходы на публикацию сообщений и рассылку уведомлений после октября 2015 года, осуществлены им из личных средств, в связи с чем, отражению в отчете не подлежат, противоречат нормам права. Устанавливая обязанность отражать расходы в отчете конкурсного управляющего, законодатель не ставит её исполнение в зависимость от источника возникновения таковых расходов (личные расходы или должника). Единственным критерием, при наличии которого обязанность наступает, является расходование денежных средств на цели процедур банкротства. Действуя разумно и добросовестно, арбитражный управляющий в отчете о своей деятельности обязан указать все расходы, независимо от источника их возникновения в целях обеспечения прозрачности расходов и предоставления информации.
Кроме того, Управление указывает, что выводы суда первой инстанции о том, что арбитражным управляющим не обязан к каждому отчету и на каждое собрание кредиторов предоставлять документы, подтверждающие расходы, отраженные в отчете, противоречат нормам права. Документы, подтверждающие административно-управленческие расходы в сумме 40 800 руб. за период с октября 2015 года по июнь 2016 года, в Арбитражный суд Республики Башкортостан и на собрании кредиторов 06.07.2016 не представлены. Указанное свидетельствует о неисполнении арбитражным управляющим обязанности по приложению к отчету и предоставлению на собрании кредиторов документов, подтверждающих изложенные в отчете сведения.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции арбитражным управляющим представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия сторон и их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.09.2014 по делу N А07-5275/2014 ООО "Заря" (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев.
Определением от 27.06.2014 по делу N А07-5275/2014 конкурсным управляющим ООО "Заря" утвержден Камаев З.В., член Некоммерческого партнерства СРО АУ "Южный Урал".
04.08.2016, 17.08.2016 в Управление Росреестра поступили жалобы конкурсного кредитора ООО "Заря" Дубровина В.П. (т.1 л.д.18-30).
Начальником отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управление Росреестра Магадеевым Д.М. по результатам административного расследования на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 10.08.2016 в отношении деятельности арбитражного управляющего Камаева З.В., осуществляющего полномочия арбитражного управляющего ООО "Заря", установлено неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных федеральным законодательством о банкротстве, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 06.10.2016 по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ (т.1 л.д.15-17).
Согласно данному протоколу конкурсному управляющему вменяются следующие нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве):
В нарушение п. 1, п. 2 ст. 143, п. 7 ст.12, п.4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N127, Закон о банкротстве), п. 4, п. 11 Общих правил подготовки отчетов арбитражного управляющего, АУ Камаев З.В.:
представил 06.07.2016 собранию кредиторов ООО "Заря" недостоверный (неполный) отчет конкурсного управляющего о своей деятельности от 22.06.2016, не содержащий сведения об административно-управленческих расходах в процедуре конкурсного производства за период 15.10.2015 по 22.06.2016.;
не представил собранию кредиторов 06.07.2016 и не направил 11.07.2016 в Арбитражный суд Республики Башкортостан документы, подтверждающие административно-управленческие расходы в процедуре конкурсного производства за период 15.10.2015 по 22.06.2016;
не представил собранию кредиторов и не направил в Арбитражный суд Республики Башкортостан с отчетами конкурсного управляющего документы, подтверждающие административно-управленческие расходы в сумме 40 825 руб. 62 коп., отраженные в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности от 22.06.2016, взысканные определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2016 в порядке субсидиарной ответственности;
лишая единственного конкурсного кредитора, финансирующего процедуру банкротства ООО "Заря", права на получение полной и достоверной информации о расходах в процедуре конкурсного производства.
Время совершения административного правонарушения - 06.07.2016, 11.07.2016.
В порядке ст. 23.1 КоАП РФ Управление Росреестра обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о недоказанности в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу ч.6 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлено, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Федерального закона N 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона N 127-ФЗ протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен Федеральным законом.
В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.
В соответствие с абзацем 3 п. 7 ст. 12 Закона к протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии: реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов; бюллетеней для голосования; документов, подтверждающих полномочия участников собрания; материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения; документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов; иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Согласно п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения, в том числе о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка (ч.2 с.143 Закона о банкротстве).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 утверждены "Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее - Правила), которые определяют общие требования к составлению арбитражным управляющим, осуществляющим свою деятельность в качестве временного, внешнего, конкурсного или административного управляющего, отчетов (заключений), представляемых арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов в случаях и в сроки, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно п. 2 Правил арбитражный управляющий при проведении в отношении должника процедур банкротства - наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства и финансового оздоровления - составляет, в том числе отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства.
В отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов (п. 3 Правил).
Согласно п. 4 Правил отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В силу п. 11 Правил к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения. К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения (п. 13 Правил).
Таким образом, в силу закона конкурсным кредиторам предоставлена возможность осуществлять контроль за деятельностью конкурсного управляющего посредством представления последним собранию кредиторов отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе.
Из материалов дела следует, что в реестр требовании кредиторов ООО "Заря" включены требования единственного конкурсного кредитора Дубровина В.П. на общую сумму 10 104 325 руб. 04 коп. на основании определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.06.2014 по делу N А07-5275/2014 и определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2015.
06.07.2017 арбитражным управляющим Камаевым З.В. представлен собранию кредиторов ООО "Заря", согласно повестке дня, отчет конкурсного управляющего о своей деятельности от 22.06.2016.
Согласно отчету конкурсного управляющего о своей деятельности от 22.06.2016 имущество у должника по результатам инвентаризации, проведенной 03.10.2014, отсутствует.
Конкурсный кредитор Дубровин В.П. осуществляет финансирование по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "Заря" N А07-5275/2014, что, подтверждается договором финансирования под уступку денежного требования от 14.05.2014.
В отчете конкурсного управляющего Камаева Загита Вакиловича о своей деятельности от 22.06.2016 в разделе "Сведения о расходах на проведение конкурсного производства" отражены следующие сведения о расходах в процедуре конкурсного производства: п. 8 "Административно- управленческие расходы" в сумме 40 800 руб.
Сведения о текущих расходах конкурсного управляющего в сумме 40 825 руб. 62 коп., подтверждающиеся авансовым отчетом конкурсного управляющего, были предоставлены конкурсным управляющим Камаевым З.В. в Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе развернутого расчета размера субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника ООО "Заря" на 27.10.2015 в рамках рассмотрения заявления конкурсного управляющего ООО "Заря" Камаева З.В. о привлечении ответственных лиц к субсидиарной ответственности, которое было удовлетворено, 25.01.2016 Арбитражным судом Республики Башкортостан вынесено определение, вступившее в законную силу 16.05.2016.
Согласно авансовому отчету конкурсного управляющего ООО "Заря" Камаева З.В. от 15.10.2015 N 1 текущие расходы конкурсного управляющего в сумме 40 825 руб. 62 коп. произведены за период со 02.07.2014 по 22.09.2015.
То есть по состоянию на 27.10.2015 размере текущих требований в процедуре банкротства составляет 40 825 руб. 62 коп.
Документы, подтверждающие расходы в сумме 40 800 руб., конкурсным управляющим Камаевым З.В. собранию кредиторов ООО "Заря" 06.07.2016 не представлены.
В отчете конкурсного управляющего Камаева З.В. о своей деятельности от 22.06.2016, представленном собранию кредиторов ООО "Заря" 06.07.2016, не отражены расходы на проведение конкурсного производства за период с 15.10.2015 по 22.06.2016, и не представлены документы, подтверждающие расходы.
При этом, как указывает заявитель, согласно сведениям, включенным в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, конкурсным управляющим Камаевым З.В. в период с 15.10.2015 по 22.06.2016 опубликовано 3 сообщения о проведении собрания кредиторов ООО "Заря" и 2 сообщения о результатах проведения собрания кредиторов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан были получены уведомления о проведении 3 собраний кредиторов ООО "Заря", направленные конкурсным управляющим по почте, что подтверждает наличие текущих расходов в процедуре конкурсного производства ООО "Заря" в период с 15.10.2015 по 22.06.2016.
Таким образом, по мнению Управления, после 22.09.2015 текущие расходы на проведение процедуры возросли как минимум на стоимость публикаций в ЕФРСБ и почтовую рассылку.
Протокол собрания кредиторов ООО "Заря" от 06.07.2016 поступил от конкурсного управляющего Камаева З.В. в Арбитражный суд Республики Башкортостан 12.07.2016 с приложением документов, в том числе отчета конкурсного управляющего о своей деятельности от 22.06.2016 и отчета об использовании денежных средств от 22.06.2016. Документы, подтверждающие административно-управленческие расходы в сумме 40 800 руб., в Арбитражный суд Республики Башкортостан с отчетами конкурсного управляющего 22.06.2016 и документы, подтверждающие расходы конкурсного управляющего в период с 15.10.2015 по 22.06.2016, не представлены.
Между тем, судом первой инстанции указано, что как было установлено Управлением в ходе административного расследования и подтверждается материалами дела арбитражным управляющим Камаевым З.В. в отчете о своей деятельности от 22.06.2016, представленном собранию кредиторов ООО "Заря" 06.07.2016 и в Арбитражный суд Республики Башкортостан, отражены расходы на проведение конкурсного производства в размере 40 800 руб. (т.1 л.д. 59, 66).
При этом авансовый отчет, с развернутым перечнем расходов и документы, подтверждающие данные расходы, были представлены собранию кредиторов ООО "Заря" и в Арбитражный суд Республики Башкортостан к отчету арбитражного управляющего по состоянию на 27.10.2015, что подтверждается приложением к ходатайству ответчика о приобщении дополнительных документов вх.N от 01.12.2016. Данное обстоятельство также не отрицается и заявителем.
Суд первой инстанции также обоснованно согласился с доводом арбитражного управляющего, что Федеральный закон N 127-ФЗ не обязывает арбитражного управляющего неоднократно представлять собранию кредиторов и в суд, рассматривающий дело, копии одних и тех же документов. Поскольку к отчету арбитражного управляющего по состоянию на 27.10.2015 копии документов, подтверждающих указанные в них сведения, были приложены то нарушений ответчиком п.11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, не имеется.
Также Федеральный закон N 127-ФЗ не запрещает арбитражному управляющему осуществлять расходы на проведение процедуры в рамках дела о банкротстве за счет собственных средств. Последующее не предъявление таких расходов к возмещению за счет имущества должника или, как в настоящем случае, за счет кредитора, какой-либо нормы Закона о банкротстве не нарушает и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, не образует.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в действиях арбитражного управляющего отсутствует состав административного нарушения по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, поскольку не доказано наличие объективной стороны и субъективной стороны вменяемого нарушения.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и изменения или отмены решения суда первой инстанции апелляционная инстанция не находит.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьей 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2016 по делу N А07-22905/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22905/2016
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ
Ответчик: Арбитражный управляющий Камаев Загит Вакилович, Камаев Загит Вакилович
Третье лицо: Управление Росреестра по Республике Башкортостан