Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
02 февраля 2017 г. |
дело N А53-16011/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону": представитель Высоцкая С.В. по доверенности от 01.07.2016;
от Государственной жилищной инспекции Ростовской области: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10.08.2016 по делу N А53-16011/2016,
принятое судьей Чернышевой И.В.,
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 18.03.2016 N 856.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2016 заявленные требования удовлетворены.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области обжаловала решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По утверждению инспекции, в рамках рассматриваемого спора отсутствовала необходимость в специальных нормативах для коммунальных квартир. Кроме того, оспариваемое предписание от 18.03.2016 N 856 о приведении расчетов в соответствие с требованиями п. 42, 44, 50 Правил N 354 в конкретном случае не противоречит разъяснениям Минстроя РФ, изложенным в письме от 24.12.2015 N 42350-ол/04, не приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя инспекции, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с жалобой гр. Заславской Н.Н. инспекцией, на основании распоряжения от 11.02.2016 N 1458 была проведена внеплановая проверка по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Петровская, дом N 8, по результатам которой составлен акт от 18.03.2016.
Согласно акту проверки обществом нарушены Правила N 354 в части порядка определения платы за коммунальную услуг по электроснабжению, потребленную в комнате (комнатах), находящихся в коммунальной квартире.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 856 от 18.03.2016, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 3.05.2015 произвести расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с пунктами 42, 44, 48, 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Не согласившись с полученным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, другие вопросы.
Согласно пункту 3 правил N 354 разъяснения по их применению дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным правилами N 354, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственными жилищными инспекциями) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минстроем России) в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 31 правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 13 правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 40 правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - ОДН).
Порядок расчета ОДН по электроэнергии зависит от наличия или отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, индивидуального прибора учета электроэнергии и площади жилых и нежилых помещение в многоквартирном доме.
Из материалов дела видно, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. Петровская, 8 в г. Ростове-на-Дону, имеются коммунальные квартиры наряду с изолированными, что подтверждается ведомостью распределения ОДПУ, ведомостью показаний счетчиков. Комнаты в коммунальных квартирах оборудованы индивидуальными приборами учета. Общеквартирные приборы учета в коммунальных квартирах отсутствуют.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области указывает, что порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, установлен пунктом 50 правил N 354.
Пунктом 50 правил N 354 определено, что расчёт размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется, в частности, в соответствии с формулой 7 приложения N2 к настоящим правилам.
Указанным пунктом определены расчеты размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, в случаях, если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии или не все комнаты коммунальной квартиры оборудованы ими.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
При отсутствии между всеми потребителями соглашения о порядке определения объема (количества) электрической энергии расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Объем (количество) потребления электрической энергии в коммунальной квартире, не оборудованной общим (квартирным) прибором учета, подлежащий оплате потребителями, проживающими в данной коммунальной квартире, определяется в соответствии с общим порядком, установленным в пункте 42 правил N 354, исходя из норматива потребления электрической энергии.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, правилами N 354 не предусмотрены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире полностью либо частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
Указанное обстоятельство послужило основанием возникновения настоящего спора.
Из оспариваемого предписания от 18.03.2016 N 856 усматривается, что исходя из норм предусмотренных ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, пп. 42, 50 правил N 354, расчёт размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, надлежит осуществлять в соответствии с нормативом потребления (и в отношении электроэнергии потребленной непосредственно в жилом помещении и в отношении электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды).
Оспаривая предписание от 18.03.2016 N 856, общество ссылается на то, что требования предписания нарушают баланс интересов потребителей.
Судебная коллегия проверила пояснения общества и представленные им расчеты, и установила, что объем потребления для жителей коммунальных квартир снижается за счет того, что нормативы потребления меньше стоимости фактического потребления электроэнергии всех комнат, находящихся в коммунальной квартире. Таким образом, увеличивается распределенный объем ОДН между жителями квартир некоммунального типа и жителями, проживающими в коммунальной квартире, но обеспеченных приборами учета.
С учетом данных обстоятельств общество обоснованно распределило объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, между всеми жильцами, в том числе жильцами коммунальной квартиры, в которой комнаты не оборудованы индивидуальными приборами учета в соответствии с пунктом 44 правил N 354.
Согласно пункту 44 правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по отоплению), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Суд первой инстанции принял во внимание, что постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 N 29/104 установлены и введены в действие с 1 сентября 2012 года нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории Ростовской области, нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделала верный вывод о том, что в настоящий момент не установлен норматив потребления электроэнергии для коммунальных квартир и комнат в коммунальных квартирах.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (Правила N 306).
Согласно п. 2 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
При определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем (пп. "б" п. 4 Правил N 306).
На основании п. 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
Таким образом, норматив индивидуального потребления коммунальной услуги по электроснабжению является средним индивидуальным потреблением.
Общество указывает, что размер платы за индивидуальное потребление противоположно пропорционален размеру платы за ОДН (чем меньше индивидуальное потребление, тем больше ОДН, и наоборот).
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разъяснило следующее.
Если все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, следует определять как сумму стоимости объема электрической энергии, определенного по показаниям комнатного прибора учета, и стоимости доли объема (количества) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенного в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, за вычетом суммарного объема (количества) электрической энергии, определенного по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии, которая определяется пропорционально количеству граждан, постоянно и временно проживающих в каждой из комнат коммунальной квартиры.
Если не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению следует определять в следующем порядке. Сначала определяются объемы потребления электрической энергии за расчетный период в каждой из комнат:
- в комнате в коммунальной квартире, оборудованной комнатными приборами учета электрической энергии - исходя из показаний такого прибора учета;
- в комнате в коммунальной квартире, не оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии - приходящийся на количество граждан, постоянно и временно проживающих в такой комнате объем (количество) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенный в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, за вычетом объема (количества) электрической энергии, определенного по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии в такой коммунальной квартире;
Затем определяется разница между объемом (количеством) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенным в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, и суммарным объемом (количеством) электрической энергии, приходящейся на комнаты, оборудованные и не оборудованные комнатными приборами учета электрической энергии, которая распределяется между такими комнатами пропорционально количеству граждан, постоянно и временно проживающих в комнатах в коммунальной квартире. Далее размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в каждой комнате в коммунальной квартире, следует определять как сумму стоимости электрической энергии потребленной в комнате и стоимости доли указанной выше разницы, распределенной между комнатами.
Согласно статье 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Поскольку единый правовой подход к разрешению настоящего спора законодательством не урегулирован, суд первой инстанции правомерно руководствовался разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, изложенными в письме от 24.12.2015 исх. N 42350-ол/04, а также исходил из общих начал и смысла жилищного законодательства, требований справедливости.
Требования справедливости означают, что нельзя решать спор в пользу одного из участников отношения, существенно ущемляя интересы другого (других).
Судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности заявленных обществом требований о признании незаконным предписания инспекции от 18.03.2016 N 856, поскольку исполнение требований предписания по перерасчету платы за потребленную электроэнергию в соответствии с пунктами 42, 50 правил N 354, в данном случае приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме.
Судебная коллегия находит расчет электроэнергии, представленный ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" в отношении многоквартирного дома по ул. Петровская, 8 в г. Ростове-на-Дону, справедливым, учитывающим интересы всех жильцов.
Объем электроэнергии, поставленной за расчетный период на общедомовые нужды, должен быть распределен согласно п. 44 правил N 354 между всеми потребителями дома по ул. Петровская, 8 в г. Ростове-на-Дону пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований общества, поскольку имеются установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания недействительным предписания.
Таким образом, решение суда от 10.08.2016 является законным и обоснованным, основания для его отмены не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2016 по делу N А53-16011/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16011/2016
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Ростовской области, Государственная жилищная инспекция Ростовской области