Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 апреля 2017 г. N Ф02-1256/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А78-5404/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 февраля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Макарцева А.В., Скажутиной Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 ноября 2016 года по делу N А78-5404/2016 по иску индивидуального предпринимателя Курбатова Николая Николаевича (ОГРН 304753409800342, ИНН 753400049769, г. Чита) к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, г. Чита, ул. Амурская, 68) о взыскании 226 908 руб. убытков, 62 3464, 39 процентов,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Комитета строительства и реконструкции администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501176053, ИНН 7536024430, г. Чита, ул. Шестиперова, 66), Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857, г. Чита, ул. Чкалова, 136)
(суд первой инстанции: судья Дамбаров С.Д.)
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц
установил:
индивидуальный предприниматель Курбатов Николай Николаевич (далее - истец, предприниматель, Курбатов Н.Н.) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (далее - ответчик, Министерство финансов) о взыскании 226 908 руб. убытков по договору N 226 на компенсацию убытков по перевозке льготной категории пассажиров от 30.12.2011, 62 364, 39 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет строительства и реконструкции Администрации городского округа "Город Чита", Министерство территориального развития Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17.11.2016 производство по делу в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 62 364, 39 руб. прекращено, в связи с отказом от иска в данной части, с Забайкальского края за счет его казны в лице Министерства финансов в пользу истца взысканы убытки в сумме 226 908 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7 538 руб., всего 234 446 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что определение порядка расходования средств, поступивших из бюджета края, а также распределение средств субвенций между получателя, в соответствии с заключенными с перевозчиками гражданско-правовыми договорами, осуществляется администрацией городского округа "Город Чита" самостоятельно.
Бюджетным законодательством не предусмотрена обязанность по перечислению средств краевого бюджета в бюджет городского округа "Город Чита" сверх предусмотренных объемов субвенций на исполнение переданного государственного полномочия. При этом представленные акты сверок взаимных расчетов сторон, отчеты о компенсации убытков не являются первичными документами и не могут быть доказательствами для установления факта наличия и определения убытков.
Заявитель жалобы полагает, что в данном случае надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация городского округа "Город Чита", поскольку Министерство финансов не связано правоотношениями с истцом, не совершало действий приведших к нарушению его права, и как следствие не может быть обязанным восстановлению таких прав.
Министерство финансов не является главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края в отношении средств на обеспечение осуществления государственного полномочия по организации социальной поддержки отдельных категорий граждан путем обеспечения льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования, соответственно не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.2011 Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" (в настоящее время после переименования - Комитет строительства и реконструкции администрации городского округа "Город Чита"), выступающий от имени администрации городского округа "Город Чита" (заказчика), и Курбатов Н.Н. (исполнитель) заключили договор N 226 на компенсацию убытков за перевозку льготной категории пассажиров.
В условия названного договора сторонами вносились изменения, как в части предмета обязательства, так и срока действия соответствующего договора.
Согласно пункту 1.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 26.09.2013 предприниматель обязался предоставлять транспортные услуги по перевозке населения города Читы на городских маршрутах N 2, 38 по установленному тарифу в размере 19 руб., на городских маршрутах NN 10, 12 по установленному тарифу в размере 24 руб.
Срок действия договора с учетом дополнительного соглашения - до 31.12.2013.
Условиями договора предусмотрена необходимость компенсации убытков, возникших у перевозчика в связи с перевозкой льготной категории пассажиров.
В соответствии с пунктами 2.1.4 и 2.1.5 предусмотрена обязанность предпринимателя предоставлять отчет об оказанных услугах и количестве перевезенных пассажиров, имеющих право на льготный проезд.
В связи с тем, что предпринимателю не были в установленном порядке компенсированы расходы, связанные с перевозкой пассажиров, имеющих право на льготный проезд, в сумме 226 908 руб. за период с сентября 2013 года по декабрь 2013 года, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемый судебный акт, руководствовался статьями 8, 12, 15, 16, 214, 786, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статями 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Закона Забайкальского края N 243-ЗЗК от 23.09.2009 "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края", Закона Забайкальского края N 816-ЗЗК от 06.05.2013, постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425 "Об утверждении порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2015 N 301-ЭС14-1014.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1).
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" (действовавшего на период возникновения спорных отношений) право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) в Забайкальском крае имеют следующие категории граждан, проживающих на территории Забайкальского края:
1) лица, получающие трудовую пенсию по старости (мужчины по достижении возраста 60 лет и женщины по достижении возраста 55 лет);
2) инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) ветераны боевых действий;
5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
7) нетрудоспособные члены семей, а именно родители, супруга (супруг) погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, состоявшие на их иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
8) несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), иные бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
9) инвалиды всех степеней утраты трудоспособности;
10) инвалиды без утраты трудоспособности;
11) дети-инвалиды;
12) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;
13) ветераны труда при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости;
14) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
15) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Согласно статье 3 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК порядок компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте общего пользования в Забайкальском крае, устанавливается Правительством Забайкальского края, на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) в Забайкальском крае - в соответствии с законом Забайкальского края.
С введением в действие Закона Забайкальского края от 30.04.2015 N 1165-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" Закон Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК утратил силу.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 30.04.2015 N 1165-ЗЗК также установлено право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) в Забайкальском крае.
Статьей 1 Закона Забайкальского края от 06.05.2013 N 816-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по организации социальной поддержки отдельных категорий граждан путем обеспечения льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного)" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельным государственным полномочием по организации социальной поддержки отдельных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 30 апреля 2015 года N 1165-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края", путем обеспечения льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) (далее - государственное полномочие).
Согласно пункту 1 пункта 1 статьи 4 Закона Забайкальского края от 06.05.2013 N 816-ЗЗК при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных и финансовых средств, направленных для осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.
Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных районов и городских округов (далее - местные бюджеты) субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, устанавливаемом Правительством Забайкальского края.
Общий объем субвенций местным бюджетам на осуществление государственного полномочия определяется согласно методике расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, приведенной в приложении к настоящему Закону края (пункт 1 статьи 5 Закона).
В соответствии с Порядком компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425, компенсация убытков производится юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования на основании договоров на возмещение убытков, заключенных органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Забайкальского края - с перевозчиками (кроме организаций железнодорожного транспорта) (пункт 2).
В пункте 16 постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (часть 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии с изложенными разъяснениями, споры о взыскании задолженности по предоставленным льготам являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
По материалам дела суд первой инстанции правильно установил, что при исполнении договоров в спорный период предприниматель оказал услуги по перевозке пассажиров льготной категории с 50-процентной скидкой от провозного тарифа.
В отсутствие в деле сведений о получении предпринимателем из бюджета Забайкальского края 226 908 руб. на возмещение затрат на выполнение перевозок граждан, имеющих право на 50-процентную скидку со стоимости проезда, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования к Забайкальскому краю за счет средств казны.
Оснований считать Министерство финансов ненадлежащим ответчиком не имеется, поскольку последнее выступало в суде в качестве ответчика от публично-правового образования - Забайкальский край в соответствии с Положением о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденным постановление Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 93.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 указано, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Поскольку постановлением Правительства Забайкальского края закреплено, что компенсация указанных убытков отнесена к бюджетным расходам субъекта, суд правомерно удовлетворил исковые требования к Забайкальскому краю за счет его казны в лице Министерства финансов Забайкальского края.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания убытков с ответчика, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку как условиями договора, так и Законами Забайкальского края от 23.09.2009 N 243-ЗЗК и от 30.04.2015 N 1165-ЗЗК предусмотрено право истца на получение убытков в связи с перевозкой граждан, имеющих скидку от стоимости проезда.
Министерство финансов не опровергло предоставленные в материалы дела доказательства размера убытков предпринимателя (отчеты о компенсации убытков, образовавшихся в результате мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории городского округа "Город Чита", акты сверки взаимных расчетов), в связи с чем требования предпринимателя о взыскании убытков обоснованы по праву и по размеру.
В части прекращения производства по делу в части требования о взыскании 62 364, 39 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами ответчик доводов в апелляционной жалобе не привел, в связи с чем законность и обоснованность решения суда первой инстанции в данной части в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 ноября 2016 года по делу N А78-5404/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5404/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 апреля 2017 г. N Ф02-1256/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Курбатов Николай Николаевич
Ответчик: Министерство финансов Забайкальского края
Третье лицо: Комитет строительства и реконструкции администрации городского округа "Город Чита", Министерство территориального развития Забайкальского края