Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2017 г. N Ф05-21965/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А41-10235/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Земельное общество "Тучковское" - Бурова В.А. (представителя по доверенности от 01.09.2016), Ковалева Д.А. (представителя по доверенности от 04.09.2016),
от администрации Рузского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Диаком" - Балмазовой И.А. (представителя по доверенности от 10.01.2017),
от общества с ограниченной ответственностью "ПРП-Технологии" - Балмазовой И.А. (представителя по доверенности от 10.01.2017),
от открытого акционерного общества "Тучковский" - Бурова В.А. (представителя по доверенности от 01.09.2016), Ковалева Д.А. (представителя по доверенности от 04.09.2016),
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - извещено, представитель не явился,
от комитета лесного хозяйства Московской области - Етеревской И.Н. (представителя по доверенности от 22.12.2016),
от публичного акционерного общества "Банк "Санкт-Петербург" - извещено, представитель не явился,
от Шейнберг Б.С. (кадастрового инженера) - извещен, не явился, представителя не направил,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Земельное общество "Тучковское" к администрации Рузского муниципального района Московской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "Диаком", обществу с ограниченной ответственностью "ПРП-Технологии" о признании недействительным постановлений администрации и договора аренды земельного участка, третьи лица: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, публичное акционерное общество "Банк "Санкт-Петербург", Шейнберг Борис Самуилович (кадастровый инженер), комитет лесного хозяйства Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Земельное общество "Тучковское" (далее - ЗАО "ЗО "Тучковское", ЗАО "Земельная компания "Тучковское") обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации Рузского муниципального района Московской области (далее - администрация), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - кадастровая палата), обществу с ограниченной ответственностью "Диаком" (далее - ООО "Диаком") и обществу с ограниченной ответственностью "ПРП-Технологии" (далее - ООО "ПРП-Технологии") со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требования):
1. Установить границы земельного участка 50:19:0000000:19:ЗУ1 площадью 356 299 кв. м., являющегося неотъемлемой частью многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:000 00 00:19, в границах, согласно межевому плану, по следующим характерным точкам:
Порядковый номер характерной точки |
Координаты X |
Координаты Y |
2 |
456 814.39 |
1315823,58 |
1 |
456994,45 |
1315859,63 |
20 |
457 000,07 |
1316013.88 |
Н1 |
457039.25 |
1316187,48 |
Н2 |
456881,24 |
1316430,14 |
Н3 |
456 818,70 |
1316467,65 |
Н4 |
456662,57 |
1316438,50 |
Н5 |
456537,03 |
1316566,40 |
Н6 |
456426,13 |
1316593,86 |
Н7 |
456394.00 |
1316575,28 |
Н8 |
456355.84 |
1316487,37 |
Н9 |
456312,63 |
1316443,27 |
Н10 |
456312,21 |
1316418,78 |
9 |
456325.62 |
1316370,03 |
8 |
456348,21 |
1316234,23 |
7 |
456381,92 |
1316161,70 |
6 |
456423,68 |
1316020,26 |
5 |
456498,78 |
1315938,29 |
4 |
456696,62 |
1315996,21 |
3 |
456752,88 |
1315897,78 |
2 |
456814,39 |
1315823,58 |
2. Признать недействительным и не имеющим юридической силы с момента издания постановление администрации от 29.11.2013 N 3622 "О предварительном согласовании ООО "Диаком" места размещения предприятия по переработке нерудного материала и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории";
3. Признать недействительным и не имеющим юридической силы с момента издания постановление администрации "О предоставлении ООО "Диаком" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050628:342";
4. Признать недействительным и не имеющим юридической силы с момента заключения договор аренды земельного участка от 23.12.2013 N 278 с кадастровым номером 50:19:0050628:342, заключенный между муниципальным образованием Рузский муниципальный район Московской области и ООО "Диаком";
5. В целях полного восстановления прав ЗАО "ЗО "Тучковское" снять (аннулировать) в государственном кадастре недвижимости запись о существовании кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050628:342.
В качестве третьих лиц в деле принимают участие Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - министерство), публичное акционерное общество "Банк "Санкт-Петербург" (далее - ПАО "Банк "Санкт-Петербург"), Шейнберг Борис Самуилович (кадастровый инженер), комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) и Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.07.2016 по делу N А41-10235/16 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "ЗО "Тучковское" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Также с апелляционной жалобой в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось открытое акционерное общество "Тучковский" (далее - ОАО "Тучковский").
Определением от 29.12.2017 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции, а также привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "Тучковский".
Представители ЗАО "ЗО "Тучковское", ОАО "Тучковский" в судебном заседании поддержали доводы заявления, просили его удовлетворить.
Представители комитета, ООО "Диаком" и ООО "ПРП-Технологии" в судебном заседании возражали против доводов заявления, просили оставить его без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителей администрации, кадастровой палаты, министерства, ПАО "Банк "Санкт-Петербург", Шейнберга Б.С. (кадастрового инженера), управления.
В ходе судебного разбирательства апелляционным судом установлено следующее.
Главой администрации Рузского района было вынесено постановление от 26.06.1992 N 579/11 о регистрации АОЗТ "Тучковский" в результате преобразования совхоза "Тучковский", предметом деятельности которого является производство высококачественной продукции на основе рационального использования закрепленной земли и других ресурсов акционерного общества, по юридическому адресу: Рузский района, д. Нестерово.
Постановлением Главы администрации Рузского района от 25.12.1992 N 1418/23, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.03.1992 N 213 и распоряжения Вице-президента Российской Федерации "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", Указа Президента Российской Федерации N 323 и постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", перечисленным в постановлении сельскохозяйственным предприятиям выделена земля. акционерному обществу "Тучковское" указанным постановлением предоставлено 4289 га земли, в т.ч. 3056 га - в собственность бесплатно, и 1233 га - в бессрочное (постоянное) пользование.
В 2000 году АОЗТ "Тучковское" было реорганизовано в сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) "Совхоз Тучковский", 01.06.2000 подписан передаточный акт, в соответствии с которым к правопреемнику перешел земельный фонд общей площадью 4106 га.
По решению СПК "Совхоз Тучковский" от 03.11.2003 (протокол внеочередного собрания членов кооператива от 09.09.2003) СПК был реорганизован в закрытое акционерное общество "Земельная компания "Тучковское". В соответствии с актом приема-передачи от 05.03.2004 к ЗАО "Земельная компания "Тучковское" перешел в т.ч. земельный участок для сельскохозяйственного производства общей площадью 21 341 000 кв.м.
На основании постановления от 25.12.1992 N 1418/23 ЗАО "Земельная компания "Тучковское" выдано свидетельство от 04.03.2003 серии 50 АД N 003396 о праве собственности на землю общей площадью 21 341 000 кв.м. по адресу: Московская область, Рузский район, Старорузский с.о., д. Белобородово.
Участок площадью 21 341 000 кв.м. по адресу Рузский район, земли СПК "Совхоз Тучковский", категории "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" 12.10.2004 поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:19:0000000:19.
В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости на данный участок от 12.10.2004, площадь земельного участка 21 341 000 кв. является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании.
ЗАО "Земельная компания "Тучковское" 23.07.2004 выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:0019.
Впоследствии ЗАО "Земельная компания "Тучковское" преобразовано в ЗАО "Закрытое общество "Тучковское", которое является заявителем по настоящему делу, и обладает правопреемством в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19, переданного от совхоза "Тучковский" к АОЗТ "Тучковское", затем к СПК "Совхоз "Тучковский" и затем к ЗАО "Земельная компания "Тучковское".
С 2004 года (года постановки участка на кадастровый учет) и по настоящее время площадь указанного участка и его границы не уточнялись, сведения о нем не изменялись, новых сведений о нем в ГКН не внесено.
Как считает ЗАО "ЗО "Тучковское", на принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:19 частично накладывается земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050628:342.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050628:342 сформирован на основании постановления администрации от 29.11.2013 N 3622 "О предварительном согласовании ООО "Диаком" места размещения предприятия по переработке нерудного материала и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории".
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 09.12.2013, ему присвоена категория "земли промышленности", вид разрешенного использования "для размещения предприятия по переработке нерудного материала", адрес: Рузский район Московской области, с.п.Колюбакинское, вблизи д. Крюково, площадь 356297 кв.м.
На основании постановления администрации от 12.12.2013 N 3756 между администрацией и ООО "Диаком" заключен договор аренды от 23.12.2013 N 278 земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050628:342.
Согласно выписки из ЕГРП по состоянию на 11.07.2016 арендатором указанного участка является ООО "ПРП-Технология" на основании договора от 19.01.2016 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 23.12.2013N 278, заключенного между ООО "Диаком" и ООО "ПРП-Технология".
В качестве обоснования заявления ЗАО "ЗО "Тучковское" ссылается на отсутствие согласования с ним как правообладателем-смежником границ участка с кадастровым номером 50:19:0050628:342, необходимого при образовании новых земельных участков, на незаконное изменение категории земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли промышленности". По мнению ЗАО "ЗО "Тучковское", этот участок накладывается на принадлежащий ему на праве собственности участок с кадастровым номером 50:19:0000000:19 в районе его контура с местоположением: д. Крюково сп Колюбакинское, препятствует праву ЗАО "ЗО "Тучковское" на раздел исходного ранее учтенного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19 и фактически является безвозмездным изъятием земли из состава данного участка. Кроме того, участок с кадастровым номером 50:19:0050628:342 частично состоит из земель лесного фонда, в связи с чем также нарушаются нормы Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "ЗО "Тучковское" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявление ЗАО "ЗО "Тучковское" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона о кадастре).
Исходя из содержания части 3 статьи 25 Закона о кадастре следует, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Согласно части 4 статьи 6 Закона о кадастре при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В соответствии с взаимосвязанными положениями пунктов 1, 4, 5, 6 статьи 38 Закона о кадастре следует, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельных участках или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 Закона о регистрации случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом порядке (пункт 5 статьи 40 Закона о кадастре).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о регистрации (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом т 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Следовательно, местоположение границ земельного участка и его описание должно производиться в порядке, предусмотренном земельным законодательством, а земельный участок является объектом земельных и гражданских правоотношений при установлении местоположения его границ, в порядке, предусмотренном Законом о кадастре, за исключением случая, если земельный участок является ранее учтенным и его границы не определены.
Исходя из норм законодательства, многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров.
Действующим законодательством предусмотрены конкретные случаи, когда объектом земельных отношений являются части земельных участков, сведения о которых могут вноситься в государственный кадастр недвижимости:
- при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (статья 35 Земельного кодекса, пункт 2.1. статьи 25 Закона о кадастре);
- при установлении сервитута (статьи 29.25, 39.26 Земельного кодекса);
- в случае расположения на земельном участке отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории (пункты 10, 12 статьи 25 Закона о кадастре) и т.д.
Ссылка ЗАО "Земельная компания "Тучковское" на Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, отклоняется.
Действительно, согласно данному Обзору кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости).
При этом согласно тому же Обзору учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
Данные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации основываются на следующих положениях Закона о кадастре в редакции, действующей в 2016 году.
Согласно части 2 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Закона (далее - учет части объекта недвижимости), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
При этом согласно пункту 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости - сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Между тем в данном случае в отношении той части земельного участка (50:19:0000000:19:ЗУ1 площадью 356 299 кв. м.), требование об установлении границ которой заявило ЗАО "Земельная компания "Тучковское" по настоящему делу, договор аренды не заключался, какие-либо ограничения (обременения) отсутствуют, доказательства обратного не представлено.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 пункта 64 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, в реестр объекта недвижимости вносятся дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).
Таким образом, исходя из содержания указанных норм, границы частей земельного участка могут быть определены только при наличии установленных в соответствии с действующим законодательством границ единого землепользования (земельного участка), в состав которого входят указанные части.
Следовательно, части ранее учтенных земельных участков, не имеющих кадастровых сведений о координатах характерных точек границ, не могут являться объектом земельных отношений, и в отношении отдельных контуров (частей) не могут быть установлены границы (определены координаты местоположения данного контура), так как не определены границы всего земельного участка.
В противном случае при установлении отдельных частей (контуров) границ многоконтурного земельного участка, у которого общие границы не установлены, может повлечь за собой, как необоснованное увеличение, так и необоснованное уменьшение площади земельного участка, принадлежащего лицу на праве собственности либо на ином вещном праве.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
При этом, исходя из норм Земельного кодекса, Закона о кадастре, пункта 68 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 о решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:19 является ранее учтенным и сведения о координатах характерных точек его границ в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
В данном случае установление части земельного участка возможно только в рамках проведения кадастровых работ по установлению границ всего многоконтурного земельного участка и внесения соответствующих сведений в отношении него в государственный кадастр недвижимости.
Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы ранее учтенного многоконтурного земельного участка не является земельным участком (самостоятельным объектом недвижимости), в связи с чем, не может быть поставлена на государственный кадастровый учет, без установления границ всего земельного участка, частью которого является данная поверхность земли.
При таких обстоятельствах суд считает, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19, в том числе его части, расположенной в районе вблизи д. Крюково с/п Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, могут быть установлены только при проведении кадастровых работ в отношении всего земельного участка, либо в споре по установлению границ всего земельного участка, а не конкретного контура.
Тем самым, ЗАО "ЗО "Тучковское" избран ненадлежащий способ защиты своего права в части установления границ контура земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, земли СПК "Совхоз Тучковский", общей площадью 356299 кв.м., в координатах, соответствующих контуру N 50:19:0000000:19:ЗУ1, так как общество просит установить границы части многоконтурного земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, не имеющего общее описание местоположения его границ в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При таких обстоятельствах требование ЗАО "ЗО "Тучковское" об установлении границы части (контура) земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19, расположенной вблизи д. Крюково с/п Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, по координатам, указанным в межевом плане, не подлежит удовлетворению.
Требования ЗАО "ЗО "Тучковское" о признании недействительным постановлений администрации от 29.11.2013 N 3622 "О предварительном согласовании ООО "Диаком" места размещения предприятия по переработке нерудного материала и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории" и от 12.12.2013 N 3756 "О предоставлении ООО "Диаком" в аренду земельного участка для размещения предприятия по переработке нерудного материала с местоположением: Московская область, Рузский муниципальный район, с/п Колюбакинское, вблизи д. Крюково" также не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В силу статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону;
- нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рамках настоящего дела по правилам главы 24 АПК РФ оспариваются постановления органа местного самоуправления, на основании которых был заключен договор аренды земельного участка с ООО "Диаком", права и обязанности по которому в переданы указанному обществу.
Согласно пункту 56 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 10/22 в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Спор о праве на недвижимое имущество может быть разрешен только путем предъявления исковых требований в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно статье 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с материалами дела право собственности физических лиц на предоставленные им на основании постановления органа местного самоуправления земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке..
Заявляя требование о признании недействительными постановлений администрации заявитель фактически оспаривает право аренды ООО "Диаком" на земельный участок, предоставленный в аренду на основании данных постановлений.
При таких обстоятельствах заявитель не имеет возможности, оспаривать указанные постановления, поскольку в данном случае существует спор о праве, так как признание недействительным постановлений повлечет за собой прекращение оснований для возникновения права аренды ответчиков на земельный участок.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленным АПК РФ.
Способы судебной защиты лицом своих нарушенных или оспариваемых прав определены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), согласно которой в тех случаях, когда для защиты того или иного права закон предусматривает определенные способы защиты, лицо, считающее свое право нарушенным, может воспользоваться только предусмотренным законом способом.
Вместе с тем избранный ЗАО "ЗО "Тучковское" способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В то случае, если заявитель полагает, что он обладает правами полностью либо на часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050628:342, заявитель имеет право избрать надлежащий способ защиты своего права и обратиться в суд с соответствующим исковыми требованиями.
Ненадлежащий способ защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
По этим же основаниям не подлежат удовлетворению требования ЗАО "ЗО "Тучковское" к кадастровой палате об обязании произвести действия по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050628:342, поскольку снятие земельного участка с кадастрового учета повлечет за собой прекращение существования земельного участка как объекта гражданских правоотношений.
Также по изложенным основаниям не подлежит удовлетворению требование заявителя о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050628:342, заключенного 23.12.2013 N 278.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно части 1 статьи 168 Гражданского кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
ЗАО "ЗО "Тучковское" не представлено доказательств того, что оспариваемая им сделка нарушает требования закона или иного правового акта, а именно, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050628:342 сформирован частично на месте принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19, частично - на землях лесного фонда, а также неправильного осуществления перевода земель из земель сельскохозяйственного назначения в категорию "земли промышленности".
В соответствии со статьей 48 Закона о кадастре данный Закон вступил в силу с 01.03.2008, за исключением части 6 статьи 47, вступившей в силу со дня официального опубликования, и части 4 статьи 4, вступившей в силу с 01.01.2012.
В силу части 3 статьи 45 Закона о кадастре сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы ГКН в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Закона N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона о кадастре подлежат включению в ГКН.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве и Требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
В случае возникновения у правообладателей права собственности на земельные участки до вступления в силу Закона о регистрации, такое право признается юридически действительным при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом.
В случаях внесения в ГКН сведений о земельных участках, право на которые возникло у правообладателей до вступления в силу Закона о регистрации на основании свидетельств и государственных актов 1992-1993, и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Закона N 28-ФЗ.
Такие правообладатели вправе уточнить границы участков путем составления межевого плана и в настоящее время по правилам Закона о кадастре. Сведения об уточненных границах подлежат внесению в кадастр по правилам кадастровой процедуры о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости.
Поскольку границы земельных участков вносятся в ГКН только в виде описания координат характерных точек, в случаях, если ГКН не содержит сведений о координатах ранее учтенных земельных участков, границы таких участков не могут считаться установленными.
Из положений Земельного кодекса следует, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Частью 4 статьи 40 Закона о кадастре установлено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:19 является ранее учтенным, граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Поскольку граница спорного земельного участка в установленном законом порядке не определена, то суд приходит к выводу о невозможности достоверного установления факта нарушения прав и законных интересов истцов постановкой на кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050628:342 и его последующей передачей в аренду.
В соответствии со статьей 7 Закона о кадастре одной из уникальных характеристик земельного участка является описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Между тем в целях подтверждения доводов ЗАО "ЗО "Тучковское" о наложении границ земельных участков определением суда от 21.04.2016 было назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы по делу N А41-10235/16.
В ответах на поставленные судом вопросы эксперты указали, что в соответствии с планово-графическими материалами, имеющимися в деле, а также по фактическому владению и пользованию ЗАО "ЗО "Тучковское" с 1992 года принадлежит на праве собственности контур западней д. Крюково площадью 34,5 га в составе участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19. Сведений об изъятии данного участка нет. По результатам геодезических измерений установлен каталог координат границы части данного участка, примыкающей к д. Крюково Рузского района в кадастровом квартале N 50:19:0050628. Граница земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19 (в границах кадастрового квартала 50:19:005628 в районе д. Крюково) является границей, существующей на местности 15 и более лет и закрепленной с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, незначительные смещения границы фактического землепользования в разные периоды находятся в пределах допустимой погрешности. Кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050628:342 накладываются на фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19 в границах кадастрового квартала 50:19:0050628 в районе д. Крюково Рузского района, площадь наложения составляет 307832 кв. метров.
Оценив указанное заключение экспертов N 003-16/ЗЭ, суд установил, что документы, представленные на экспертизу в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19 и имеющиеся в материалах дела (Проект внутрихозяйственного землеустройства совхоза "Тучковский" Рузского района Московской области, 1978 год, Учет земель "Тучковский 1992 год (утвержденный МОСНИПИ землеустройства), Учет земель "Тучковский 1992 год (утвержденный ЦЕНТРГИПРОЗЕМ), материалы инвентаризации земель СПК "Совхоз Тучковский" Рузского района 1996 года, План границ земельных участков СПК "Совхоз Тучковский", утвержденный Администрацией Старорузского с.о. в 2002 году; Схема расчета площадей земель АО "Тучковская" (разработанная кадастровым инженером Волковым К.С.), Планшеты ВИСХАГИ N 3224, 3324 от 1991-92, 2004 годов) не могут служить доказательством существования границ спорного земельного участка в указанных координатах, поскольку они не содержат характерных точек координат.
Аналогичная позиция в отношении относимости указанных документов к определению границ спорного земельного участка отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2015 N 305-КГ15-6860, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.03.2016 N Ф05-7832/2014 по делу N А41-22607/12.
До установления действительных границ спорного земельного участка пересечение земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:19 и 50:19:005628:342 достоверно установить невозможно.
Также нет доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:005628:342 сформирован на землях лесного фонда, орган лесного фонда соответствующих требований не заявлял, истцом по настоящему делу не является, и судебной экспертизой данных обстоятельств не установлено.
Следовательно, доводы ЗАО "ЗО "Тучковское" о нарушении норм земельного законодательства при заключении договора аренды от 23.12.2013 N 278 земельного участка с кадастровым номером 50:19:005628:342 являются неподтвержденными, и оснований к признанию данного договора недействительным не имеется.
С учетом изложенного заявленные ЗАО "ЗО "Тучковское" требования удовлетворению не подлежат.
При этом апелляционный суд также учитывает, что ЗАО "Земельная компания "Тучковское" не заявляло отказ от тех или иных требований, содержащихся в иске, в связи с чем они рассмотрены апелляционным судом. При этом апелляционный суд также принимает во внимание, что отказ от требований путем их уточнения, вопреки доводам представителя ЗАО "Земельная компания "Тучковское" в судебном заседании, АПК РФ не предусматривает. Отказ от требований требует соответствующего заявления, рассмотрение такого заявления, принятие по нему решения и соответствующие процессуальные последствия регламентированы специальными положениями - нормами статей 49 и 150 АПК РФ. Такого заявления ЗАО "Земельная компания "Тучковское" не делало, не представляло, равно как и не поясняло, что ему известны процессуальные последствия такого отказа и прекращения производства по тем или иным требованиям (согласно части 3 статьи 151 АПК РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.07.2016 по делу N А41-10235/16 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10235/2016
Истец: ЗАО "Земельное общество "Тучковское"
Ответчик: Администрация Рузского муниципального района Московской области, ООО "Диаком", ООО "ПРП-ТЕХНОЛОГИЯ", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ОАО "Банк "Санкт-Петербург", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Шейнберг Борис Самуилович, ОАО "Тучковский"
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21965/16
03.02.2017 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21965/16
24.01.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13106/16
13.12.2016 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18227/16
15.11.2016 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16675/16
22.07.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-10235/16