г. Вологда |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А13-11594/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 января 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от фонда Рожковой Н.М. по доверенности от 08.09.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 ноября 2016 года по делу N А13-11594/2016 (судья Селиванова Ю.В.)
установил:
муниципальное бюджетное учреждение "Центр муниципальных информационных ресурсов и технологий" (ОГРН 1023501247450, ИНН 3528073450; место нахождения: 162622, город Череповец, улица Набережная, 29; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33; ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; далее - фонд) о признании недействительными пунктов 2, 3 решения от 21.07.2016 N 238.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 ноября 2016 года заявленные требования удовлетворены. Кроме того, с фонда в пользу учреждения взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Фонд с обжалуемым решением не согласился и обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что затраты общества на приобретение санаторных путевок и медицинских услуг для работников являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Учреждение в отзыве опровергло доводы жалобы, просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель фонда полностью поддержала доводы апелляционной жалобы.
Заслушав объяснения представителя фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, фондом на основании решения от 20.06.2016 N 450 в отношении учреждения проведена документальная выездная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 28.06.2016 и принято решение от 21.07.2016 N 238, в соответствии с пунктами 2, 3 которого заявителю предложено перечислить и отразить в бухгалтерском учете и расчете (форма 4-ФСС) недоимку по страховым взносам в размере 303 руб. 88 коп, фонду - направить требование об уплате недоимки при невыполнении решения в добровольном порядке.
Основанием для принятия решения о перечислении недоимки послужил вывод фонда о занижении базы для исчисления страховых взносов в сумме 151 940 руб. в результате невключения в нее компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение для работников в сумме 142 940 руб. (сумма дополнительно начисленных взносов составила 285 руб. 88 коп.), а также выплат за оказанные работникам медицинские услуги в сумме 9000 руб. (сумма дополнительно начисленных взносов - 18 руб.).
Учреждение не согласилось решением фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются в соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила N 184) (пункт 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 184, страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера)
и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера,
премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Таким образом, не все начисленные выплаты работникам при наличии
трудовых отношений с работодателем представляют собой оплату их труда.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о неправомерном начислении управлением страховых взносов на оплату стоимости санаторно-курортных путевок, предоставленных работникам.
Согласно материалам дела спорные выплаты производились на основании Положения о предоставлении санаторно-курортных путевок в учреждении, утвержденным приказом директора от 09.01.2012 N 02/1 (лист 47). Учреждение пояснило, что принцип выделения путевок связан с состоянием здоровья физических лиц, материальным положением, льготностью, желанием приобрести путевку, но не с условиями труда.
Таким образом, приобретение путевок регламентировалось локальными актами о труде, выплаты носили социальный характер, не связанный с оплатой труда. Доказательств того, что приобретение путевок имело стимулирующий характер, зависело от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы в материалах дела не имеется.
Следовательно, спорные выплаты не могут быть отнесены к оплате труда работников (вознаграждением за труд), предусмотренной трудовыми договорами. Соответственно спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данная правовая позиция соответствует изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 N 303-КГ15-4180.
При таких обстоятельствах требования общества о признании недействительными пунктов 2, 3 решения фонда от 21.07.2016 N 238 обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены решения у суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 ноября 2016 года по делу N А13-11594/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11594/2016
Истец: МБУ "Центр муниципальных информационных ресурсов и технологий"
Ответчик: ГУ-Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ