Требование: о взыскании штрафа
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
20 января 2017 г. |
Дело N А29-5340/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.11.2016 по делу
N А29-5340/2016, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми
(ИНН: 1103001015, ОГРН: 1021100806748)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Северная" (ИНН: 1103011790, ОГРН: 1131103000930),
о взыскании штрафа,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми (далее - Управление, Фонд) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Северная" (далее - ООО "УО Северная", Общество, страхователь) о взыскании 2772 руб. штрафных санкций за предоставление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений за 2 квартал 2015.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.11.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что страхователем были представлены недостоверные сведения, так как они не соответствуют учетным документам.
Соответственно, заявитель апелляционной жалобы считает, что решение от 10.11.2016 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельств дела.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Фонда возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Фонд ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 10.11.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением проведена камеральная проверка полноты и достоверности представленных страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2 квартал 2015, поступившего в Фонд 19.08.2015, а также расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2015, поступившего в Фонд 20.11.2015 со сведениями о доначисленных суммах выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованных лиц за отчетные периоды 2014, 1 и 2 кварталы 2015, результаты которой отражены в акте от 01.02.2016 N 01-10/893.
04.03.2016 Фонд принял решение N 3 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2772 руб. за предоставление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений.
Фонд в адрес Общества направил требование об уплате финансовой санкции от 30.03.2016 N 3, в котором предложил страхователю добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 18.04.2016, которое Обществом исполнено не было, что и послужило основанием для обращения Фонда в суд с заявлением о взыскании с Общества финансовой санкции в размере 2772 руб.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями Федеральных законов N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, статьями 200, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования Фонда признал необоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя ежеквартально представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) в следующие сроки: на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (статья 1 Закона N 27-ФЗ).
В пункте 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, установлено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах влечет финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
На основании части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенной проверки Управлением было установлено, что в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2 квартал 2015 указаны данные на 3 застрахованных лиц. В стаже у всех застрахованных лиц указан неоплачиваемый период, в связи с чем сумма выплат и иных вознаграждений указана 0 руб., сумма страховых взносов - 0 руб.
20.11.2015 в отчетности за 9 месяцев 2015 страхователь указал доначисленные страховые взносы за 2 квартал 2015 в размере 55 440 руб.
Фондом был сделан вывод о нарушении Обществом статьи 11 Закона N 27-ФЗ, поскольку 19.08.2015 за 2 квартал 2015 сведения о застрахованных лицах представлены недостоверные и не в полном объеме, а именно: Общество не представило сведения за период работы с 01.04.2015 по 30.06.2015 в отношении 1 застрахованного лица.
Однако из материалов дела усматривается, что первоначально индивидуальные сведения на работников Общество представило в установленный законом срок. Корректирующий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам Общество 20.11.2015 представило в расчете за 9 месяцев 2015, в составе которого представлены сведения по застрахованному лицу, в отношении которого ранее сведения не представлялись. При таких обстоятельствах Фонд сделал вывод о предоставление страхователем недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, Фонду следовало учесть, что индивидуальные сведения, в том числе о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица, предоставляются в Фонд на каждого работника, а ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, наступает за непредставление в установленные сроки сведений в отношении какого-либо застрахованного лица, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В данном случае апелляционный суд считает, что поскольку норма статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции сделал вывод, что страхователем были несвоевременно представлены сведения персонифицированного учета в отношении одного лица, однако по результатам проведенной проверки штрафные санкции в отношении Общества были применены Фондом за иной состав правонарушения - представление неполных и (или) недостоверных сведений (л.д.22), что не имело места в рассматриваемой ситуации, то есть Фондом неправильно было квалифицировано допущенное страхователем нарушение требований законодательства о предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (совершенное Обществом нарушение следовало квалифицировать как непредставление сведений в установленный срок, а не как представление неполных (недостоверных) сведений), что, в свою очередь, является основанием для отказа во взыскании начисленных Управлением штрафных санкций в размере 2772 руб.
При таких обстоятельствах апелляционный суд, признает позицию Фонда, изложенную жалобе, основанной на неверном толковании норм права, приведенным им в жалобе и фактическим обстоятельствам дела и, поэтому отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы. Соответственно, решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.11.2016 следует признать законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.11.2016 по делу N А29-5340/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми (ИНН: 1103001015, ОГРН: 1021100806748) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5340/2016
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми
Ответчик: ООО Конкурсный управляющий УОСеверная Багайоко М.А, ООО Управляющая организация Северная
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11339/16